Судья Вакуленко Л.П. |
№ |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
18 сентября 2019 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Ч на постановление участкового уполномоченного полиции отделения МВД России по Сортавальскому району от 20 мая 2019 г. и решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 11 июля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ч,
установил:
постановлением участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Сортавальскому району от 20 мая 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Сортавальского городского суда РК от 11 июля 2019 г., Ч была подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.1 ст.19.15 КоАП РФ.
В поданной в вышестоящий суд жалобе Ч просит восстановить срок обжалования судебного акта, отменить постановление должностного лица и решение судьи и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с нарушением установленного порядка привлечения к административной ответственности.
С учетом положений ст.30.3 КоАП РФ и материалов дела срок на подачу жалобы на решение судьи не пропущен.
Проверив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
В соответствии с пп.1, 9 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 №828 (далее по тексту - Положение), паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие
14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации. Нарушение требований настоящего Положения влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.17 Положения гражданин обязан бережно хранить паспорт. Об утрате паспорта гражданин должен незамедлительно заявить в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации. До оформления нового паспорта гражданину по его просьбе выдается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации временное удостоверение личности, форма которого устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в связи с выявлением факта проживания Ч по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: Республика Карелия, (.....), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), 14 апреля 2019 г. участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Сортавальскому району был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.15 КоАП РФ, и постановлением данного должностного лица от 20 мая 2019 г. Ч привлечена к административной ответственности, которое решением судьи оставлено без изменения.
Однако при разрешении дела об административном правонарушении не были учтены следующие значимые для соблюдения установленного законодателем порядка привлечения лица к административной ответственности обстоятельства.
В ч.1 ст.1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Задачами производства по делу об административном правонарушении являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом (ст.24.1 КоАП РФ).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15 КоАП РФ, выражается, в том числе, в проживании гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без упомянутого документа, и с учетом диспозиции данной нормы указанное в ней правонарушение длится до прекращения обстоятельств, с которыми закон связывает наступление административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.15 КоАП РФ, в силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ составляет два месяца.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей, является длящимся, и согласно ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В силу положений п.2 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Исследование материалов дела показало, что 22 января 2019 г. миграционным пунктом ОМВД России по Сортавальскому району на основании заявления Ч об утрате паспорта гражданина Российской Федерации выдано временное удостоверение личности сроком действия до 02 февраля 2019 г., и эти сведения 06 марта 2019 г. были переданы в ОМВД России по (.....).
Также установлено, что 15 февраля 2019 г. в адрес начальника ОМВД России по Сортавальскому району из Управления по вопросам миграции МВД по Республике Карелия поступила информация об обнаружении при проведении проверки по обращению Ч факта проживания указанного гражданина по месту жительства по адресу: Республика Карелия, (.....), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), с указанием решения вопроса о привлечении лица к соответствующей административной ответственности.
После получения из компетентного государственного органа достоверных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, проверка с целью установления и фиксации факта совершения Ч противоправного деяния была начата должностным лицом 22 февраля 2019 г. и окончена путем составления 14 апреля 2019 г. протокола об административном правонарушении и вынесения 20 мая 2019 г. постановления о привлечении к административной ответственности.
При этом в процессе осуществления проверочных мероприятий сотрудник полиции ОМВД России по Сортавальскому району выходил по месту жительства лица 22 февраля и 16 марта 2019 г., и вышестоящим должностным лицом 25 февраля, 07 марта и 18 марта 2019 г. сроки проверки полученного из государственного органа сообщения о совершении противоправного деяния продлевались на 20, 30 и 60 суток соответственно при отсутствии каких-либо процессуальных и иных затруднений.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что с учетом даты поступления в ОМВД России по Сортавальскому району, должностным лицом которого был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о назначении административного наказания, конкретных данных, явившихся поводом к возбуждению в отношении Ч дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.15 КоАП РФ, и установленных законом процессуальных требований обжалуемое постановление принято за пределами установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Поскольку из системного толкования положений ч.1 ст.4.5 КоАП РФ во взаимосвязи с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению по указанному основанию.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление участкового уполномоченного полиции отделения МВД России по Сортавальскому району от 20 мая 2019 г. и решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 11 июля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ч отменить, производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Н.А.Колбасова