Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-489/2024 (2-3407/2023;) ~ М-3039/2023 от 19.12.2023

Дело 57RS0026-01-2023-003523-31 Производство №2-489/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 марта 2024 года г. Орёл

Орловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Крючкиной И.В.,

с участием представителя истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области Улыбиной Е.В.,

представителя ответчика – МУП «Ресурс» Орловского муниципального округа Орловской области Рябовой А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к муниципальному унитарному предприятию «Ресурс» Орловского муниципального округа Орловской области о понуждении к совершению действий,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области обратилось в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Ресурс» Орловского муниципального округа Орловской области о понуждении к совершению действий.

В обоснование заявленных требований, с учетом их уточнения в судебном заседании, указано, что с целью рассмотрения обращений граждан Жариковой Е.В., Полехиной О.И. по вопросу нарушения требований по обеспечению жителей д. Дубовая Роща Орловского муниципального округа Орловской области питьевой водой надлежащего качества 03.11.2023 проведен отбор проб воды в жилых домах , по <адрес> д. Дубовая Роща Орловского муниципального округа, из водоразборной колонки по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, д. Дубовая роща, <адрес>, из скважины в д. Дубовая Роща Орловского муниципального округа. В соответствии с экспертными заключениями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» от 09.11.2023 по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований к протоколам от 09.11.2023 пробы питьевой воды не соответствуют требованиям таблиц 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и или безвредности для человека факторов среды обитания». Согласно постановлению администрации Орловского муниципального округа Орловской области № 2541 от 23.08.2023 «О принятии отказа МУП «Коммунальник» от права хозяйственного ведения на муниципальное имущество и закрепление его на праве хозяйственного ведения за МУП «Ресурс», за МУП «Ресурс» закреплено право хозяйственного ведения сети водоснабжения д. Дубовая Роща Орловского муниципального округа. В соответствии с Уставом, МУП «Ресурс» создано в целях оказания услуг населению Орловского района и организациям, расположенным на территории Орловского района, по эксплуатации и ремонту объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, предоставление жилищно-коммунальных, транспортных ритуальных услуг, надлежащей эксплуатации инженерных коммуникаций, ремонта реконструкции жилищного фонда, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В связи с тем, что качество питьевой воды в д. Дубовая Роща не соответствует требованиям СанПин, истец просит обязать МУП «Ресурс» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести качество питьевой воды в указанных в исковом заявлении источниках в соответствие с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и или безвредности для человека факторов среды обитания».

В судебном заседании представитель истца Улыбина Е.В. поддержала исковые требования с учетом их уточнения, просила иск удовлетворить, поскольку МУП «Ресурс» должен обеспечивать подачу жителям питьевой воды надлежащего качества.

Представитель ответчика МУП «Ресурс» Рябова А.А. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, ссылаясь на то, что на потребителей питьевой воды возложены обязанности по содержанию и эксплуатации абонентской врезки, по обеспечению оснащения своих домов приборами учета, по установлению фильтров очистки воды. С экспертными заключениями представитель ответчика не согласен, так как пробы производились без участия представителя МУП «Ресурс», который сам произвел отбор проб воды, показавших их соответствие нормам предельно-допустимых концентраций.

Свидетель Полехина О.И., житель дома №<адрес> д. Дубовая Роща Орловского муниципального округа Орловской области, в судебном заседании пояснила, что подаваемой им водой пользоваться невозможно, в связи с чем они вынуждены воду для водных процедур и приготовления пищи покупать, при этом фильтры очистки воды ими установлены, никаких самовольных врезок жильцы не осуществляли, актов о разграничении с МУП «Ресурс» они не заключали.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Объекты водоснабжения относятся к объектам высокой гигиенической значимости, несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических нормативов и правил, устанавливающих санитарные требования к питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, создают угрозу возникновения и распространения инфекционных и соматических заболеваний, а также угрозу жизни и здоровью неопределенного круга людей.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).

В соответствии с п. 1 ст. 13 указанного нормативно-правового акта по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется выдавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный с договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Согласно ч. 1 и 4 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более, чем на величину допустимой ошибки метода определения.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее Правила №354), потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе и по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, - сдаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение). Согласно п. 31 Правил №354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положение о предоставлении коммунальных услуг.

В силу п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более чем на величину ошибки метода определения показателей.

Согласно п. 76 СанПиН 2.1.3684-21, при несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие: выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой; отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения; максимальное ограничение срока действия временных отступлений, установленного по результатам санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения; информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой воды.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Из устава МУП «Ресурс» следует, что предприятие создано в целях оказания услуг населению и организациям, расположенным на территории Орловского муниципального округа Орловской области, по эксплуатации и ремонту объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, предоставлению жилищно-коммунальных, транспортных услуг, надлежащей эксплуатации инженерных коммуникаций, ремонту реконструкции жилищного фонда, удовлетворению общественных потребностей и получения прибыли.

Согласно постановлению администрации Орловского муниципального округа Орловской области № 2541 от 23.08.2023 «О принятии отказа МУП «Коммунальник» от права хозяйственного ведения на муниципальное имущество и закрепление его на праве хозяйственного ведения за МУП «Ресурс», за МУП «Ресурс» закреплено право хозяйственного ведения сети водоснабжения д. Дубовая Роща Орловского муниципального округа.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что водоснабжение жителей д. Дубова Роща Орловского муниципального округа <адрес> организовано посредством центрального водоснабжения, ресурсоснабжающей организацией является МУП «Ресурс», за которым на праве хозяйственного ведения» закреплены объекты водоснабжения, в том числе, расположенные в указанном населенным пункте.

Управлением Роспотребнадзора по Орловской области в рамках проверки с целью рассмотрения обращений граждан Жариковой Е.В., Полехиной О.И. по вопросу нарушения требований по обеспечению жителей д. Дубовая Роща Орловского муниципального округа Орловской области питьевой водой надлежащего качества 03.11.2023 проведен отбор проб воды в жилых домах , по <адрес> д. Дубовая Роща Орловского муниципального округа, а также из водоразборной колонки по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, д. Дубовая роща, <адрес>, и из скважины в д. Дубовая Роща Орловского муниципального округа.

Выявлено, что качество питьевой воды, подаваемой жителям дома,
расположенного по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ,
д. Дубовая роща, <адрес>, не соответствует требованиям таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и или безвредности для человека факторов среды обитания» по содержанию железа, по показателю мутности; качество питьевой воды, подаваемой жителям дома, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, д. Дубовая роща, <адрес>, не соответствует требованиями таблицы 3.1 СанПиН 1.2.3685-21 по показателям запаха, мутности, по содержанию железа; качество питьевой воды, подаваемой жителям дома, расположенного по адресу: <адрес>, Орловский муниципальный округ, д. Дубовая роща, <адрес>, не соответствует требованиям таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по содержанию железа; качество питьевой воды в водоразборной колонке, расположенной по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, д. Дубовая роща, <адрес>, не соответствует требованиям таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по содержанию железа; качество питьевой воды в артезианской скважине, расположенной по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, д. Дубовая роща, <адрес>, не соответствует требованиям таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по содержанию общего железа.

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколами лабораторных исследований №О40901х, №О40902х, №О40903х, №О40904х от 09.11.2023, экспертными заключениями №О15882, №О15883, №О15884, №О15885 от 09.11.2023 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что МУП «Ресурс», являющееся ответственным за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества в д. Дубовая Роща Орловского муниципального округа Орловской области, не обеспечило надлежащее качество питьевой воды, не приняло действенных эффективных мер для приведения качества подаваемой воды в соответствие с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями. Данные обстоятельства доказаны и подтверждаются исследованными в судебном заседании и вышеприведенными по тексту доказательствами.

Между тем, суд не принимает доводы стороны ответчика о том, что зона ответственности МУП «Ресурс» проходит по границе права собственности на помещение и коммуникации, поскольку претензии в адрес ответчика предъявляются не в связи с состоянием водопровода, а в силу нарушения требований к качеству подаваемой воды.

Позиция представителя ответчика об отсутствии фильтров для очитки воды, возможные самовольные врезки жильцами домовладений, что влечет снижение качества воды, является необоснованной, поскольку такая позиция опровергается показаниями свидетеля Полехиной О.И. в судебном заседании. Доказательств обратного суду не представлено.

Акты о разграничении полномочий между МУП «Ресурс» и собственниками домовладений не заключались. Акты о передаче полномочий ответчику от МУП «Коммунальник» отсутствуют. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Кроме того, суд считает, что сведения, изложенные в протоколе испытаний питьевой воды № 5047, проведенном МПП ВКХ «Орелводоканал» в период с 27.11.2023 по 29.11.2023 (заказчик – МУП «Ресурс»), не опровергают доводы искового заявления, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. При этом, суд, в противоречие с доводами представителя ответчика, не находит оснований сомневаться в экспертных заключениях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области», установивших факт несоответствия качества воды санитарным нормам и правилам, поскольку такие исследования проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, на основании актов отбора проб воды.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в рассматриваемом судом споре имеют место, что создает существенную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Таким образом, заявленные исковые требования с учетом их уточнений подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая положения ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок МУП «Ресурс» для исполнения решения до 14.05.2024, полагая указанный срок достаточным для исполнения судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к муниципальному унитарному предприятию «Ресурс» Орловского муниципального округа Орловской области о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Ресурс» (ОГРН ) в срок до 14 мая 2024 года включительно:

- привести качество питьевой воды, подаваемой жителям дома,
расположенного по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ,
д. Дубовая роща, <адрес>, в соответствии с требованиями таблиц 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и или безвредности для человека факторов среды обитания» по санитарно-химическим показателям (по содержанию общего железа, показателю мутности), по показателю запах;

- привести качество питьевой воды, подаваемой жителям дома,
расположенного по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, д. Дубовая роща, <адрес>, в соответствии с требованиями таблиц 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и или безвредности для человека факторов среды обитания» по санитарно-химическим показателям (по содержанию общего железа, показателю мутности), по показателю запах;

- привести качество питьевой воды, подаваемой жителям дома,
расположенного по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, д. Дубовая роща, <адрес>, в соответствии с требованиями таблиц 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и или безвредности для человека факторов среды обитания» по санитарно-химическим показателям (по содержанию общего железа, показателю мутности) по показателю запах;

привести качество питьевой воды в водоразборной колонке, расположенной по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, д. Дубовая роща, <адрес>, в соответствии с требованиями таблиц 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и или безвредности для человека факторов среды обитания» по санитарно-химическим показателям (по содержанию общего железа, показателю мутности);

привести качество питьевой воды в артезианской скважине, расположенной по адресу: Орловская область, Орловский муниципальный округ, д. Дубовая роща, <адрес>, в соответствии с требованиями таблиц 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и или безвредности для человека факторов среды обитания» по санитарно-химическим показателям (по содержанию общего железа, показателю мутности).

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Орловский районный суд Орловской области в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 14 марта 2024 года.

Судья

И.В. Крючкина

2-489/2024 (2-3407/2023;) ~ М-3039/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области
Ответчики
МУП "Ресурс" Орловского муниципального округа Орловской области
Другие
МУП Коммунальник
Суд
Орловский районный суд Орловcкой области
Судья
Крючкина И.В.
Дело на сайте суда
orlovsky--orl.sudrf.ru
19.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2023Передача материалов судье
22.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2024Подготовка дела (собеседование)
12.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2024Судебное заседание
12.02.2024Судебное заседание
07.03.2024Судебное заседание
14.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2024Дело оформлено
03.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее