РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2023 года Центральный районный суд города Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Энгеля А.А.;
при секретаре ФИО3;
при участии:
истца помощника прокурора Центрального района г. Тольятти ФИО5;
представителя администрации г. о. Тольятти по доверенности ФИО7;
представителя ООО УК «АТП Сервис» по доверенности ФИО4;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5083/2023 по иску прокурора Центрального района г. Тольятти Самарской области, действующего в интересах ФИО1, к администрации г. о. Тольятти, ООО УК «АТП Сервис» о признании бездействие выразившегося в неисполнении требований федерального законодательства в сфере беспрепятственного доступа инвалидов, об обязании обеспечить беспрепятственный доступ,
установил:
Прокурор Центрального района г. Тольятти Самарской области действующий в интересах инвалида № группы ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации г. о. Тольятти, которым просил, признать бездействие администрации городского округа Тольятти, выразившейся в неисполнении требований федерального законодательства в сфере беспрепятственного доступа инвалидов, обязать администрацию городского округа Тольятти в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ ФИО1 к жилому помещению, расположенному по адресу <адрес>, в соответствии с установленными требованиями действующей нормативно-технической документации.
Суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Уточнив заявленные требования, просил обязать ООО УК «АТП Сервис» в течение 6 (шести) месяцев со дня поступления финансирования обеспечить беспрепятственный доступ ФИО1 к жилому помещению, расположенному по адресу <адрес> в соответствии с установленными требованиями действующей нормативно-технической документации.
В обосновании иска указано, что ФИО1 является инвалидом, по месту жительства которой, не оборудован пандус или подъемный механизм, позволяющий инвалиду беспрепятственно перемещаться к месту жительства, тем самым нарушены права инвалида.
В судебном заседании помощника прокурора Центрального района г. Тольятти ФИО5 на заявленных требованиях с учетом уточнения настаивала, просила удовлетворить. Поясняла, что на момент рассмотрения дела, пандус или подъемный механизм, по месту жительства инвалида не установлены.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, причины неявки не сообщила, извещена.
Представитель ООО УК «АТП Сервис» по доверенности ФИО6 против удовлетворения требований не возражала, поясняла, что проводятся мероприятия направленные на оборудование крыльца подъезда, в котором проживает истец, пандусом или подъемным механизмом. После получения финансирования (субсидии) из администрации городского округа Тольятти, пандус или подъемный механизм будет установлены.
Представитель администрации г. о. Тольятти по доверенности ФИО7 против удовлетворения требований не возражала, поясняла, что после поступления необходимой технической документации и заявки, денежные средства (субсидия) на установку пандуса или подъемного механизма будут выделены, представила доказательства по делу.
Выслушав пояснения сторон, изучив доводы искового заявления и исследовав материалы дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 15 названного Закона предусмотрено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно требованиям п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает на предъявление особых (дополнительных) требований к жилым помещениям, а также общему имуществу многоквартирных домов, в которых проживают инвалиды.
В силу пункта 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалида жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее по тексту - Правила) установлено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование), в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения (подпункт "а" пункта 4 Правил).
В соответствии с пунктом 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
По результатам работы указанной выше комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (пункты 12, 13 Правил) и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пункты 17 - 20 Правил).
Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 18 Правил).
Для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида (пункт 22 Правил).
Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного пользования жилым помещением, а также доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом № группы.
В соответствии с ИПРА ФИО1 нуждается в ТСР и услугах по реабилитации, в том числе, <данные изъяты>.
Постановлением Мэрии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3178-п/1 утверждена муниципальная программа «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры на территории городского округа Тольятти на 2014 - 2020 годы», одной из задач которой является обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, являющимся муниципальной собственностью и находящимся в оперативном управлении муниципальных учреждений или муниципальных казенных предприятий, а также находящимся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий (далее - объекты социальной инфраструктуры, являющиеся муниципальной собственностью), и создание условий доступности в жилых домах, в которых проживают инвалиды и другие маломобильные группы населения.
Муниципальная программа «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры на территории городского округа Тольятти на 2014 - 2020 годы» прекратила действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 2036-п/1 утверждена муниципальная программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов городского округа Тольятти на 2019 - 2023 годы».
Постановлением Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1208-п/1 внесены изменения в постановление администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N 2036-п/1 «Об утверждении муниципальной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов городского округа Тольятти на 2019 - 2023 годы», согласно которого внесена задача программы в виде формирования беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников в многоквартирных домах.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 обратилась в администрацию городского округа Тольятти с заявлением о проведении обследования общедомового имущества, в целях приспособления жилого помещения или общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности инвалида в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 649.
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребности инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов дано заключение о возможности приспособления жилого помещения и общего имущества по адресу <адрес>, в части оборудования крыльца подъезда пандусом и лестничного марша внутри подъезда от уровня входа до уровня первого этажа подъемным механизмом в рамках муниципальной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов городского округа Тольятти на 2019-2023 годы», утвержденный постановлением администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/.
Письмом администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 уведомлена о проведенном обследовании и вынесенном по его итогам заключении.
Письмом администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №.3 управляющая организации ООО УК «АТП Сервис» уведомлена о необходимости предоставления пакета документов на получение субсидии на проведения мероприятий по подготовке проектной документации и установку пандуса или подъемного механизма по месту жительства ФИО1
Управляющей организацией была подана заявка, которая согласно письма администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №.1 оформлена с нарушением Порядка предоставления субсидий, предложено привести заявку в соответствие с указанным Порядком предоставления субсидий.
Согласно пояснений представителя ООО УК «АТП Сервис» следует, что на момент рассмотрения дела судом, управляющей компанией проводятся мероприятия, направленные на оборудование крыльца подъезда пандусом и лестничного марша внутри подъезда от уровня входа до уровня первого этажа подъемным механизмом в рамках муниципальной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов городского округа Тольятти на 2019-2023 годы», работы будут выполнены после поступления финансирования.
Постановление Мэрии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1272-п/1 утвержден Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан в виде оборудования подъездов многоквартирных домов пандусами, согласно пункту 1.11 которого финансовое обеспечение оборудования подъездов многоквартирных домов пандусами осуществляется в соответствии с постановлением мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N 2254-п/1 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат на капитальный ремонт многоквартирных домов городского округа Тольятти» (далее – Порядок предоставления субсидий).
На основании пункта 1.2 Порядка предоставления субсидии, субсидии предоставляются в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг и (или) выполнением работ по капитальному ремонту многоквартирных домов городского округа Тольятти, в том числе затрат на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных муниципальной программой "Капитальный ремонт многоквартирных домов городского округа Тольятти на 2019 - 2023 годы", утвержденной постановлением администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N 2036-п/1.
В силу пункта 2 и 3 Порядка предоставления субсидии расходное обязательство городского округа Тольятти на возмещение затрат на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов городского округа Тольятти, осуществляется за счет средств бюджета городского округа Тольятти в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Департаменту городского хозяйства администрации городского округа Тольятти. Для отбора на предоставление субсидий управляющие организации подают заявку (пункт 2.6).
Таким образом, администрацией городского округа Тольятти субсидия на установку может быть выделена после рассмотрения заявки управляющей организации.
Поскольку при рассмотрении дела судом установлено, что по месту жительства инвалида ФИО1., проживающей по адресу <адрес>, не оборудовано крыльцо подъезда пандусом и лестничный марш внутри подъезда от уровня входа до уровня первого этажа подъемным механизмом в рамках муниципальной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов городского округа Тольятти на 2019-2023 годы», утвержденный постановлением администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/, исполнение указанной обязанности возникает у управляющей организации после поступления субсидии, требование прокурора подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного,
руководствуясь ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать ООО УК «АТП Сервис» в течении 6 (шести) месяцев со дня поступления финансирования, с учетом потребности инвалида ФИО1, проживающей по адресу <адрес>, оборудовать крыльцо подъезда пандусом и/или лестничный марш внутри подъезда от уровня входа первого этажа подъемным механизмом в рамках реализации муниципальной программы «Капитальный ремонт много квартирных домов городского округа Тольятти на 2019-2023 годы» утвержденной постановлением администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1, в соответствии с технической документацией.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья