Судья Тагильцев Р.В. Дело № 7-135/2019
РЕШЕНИЕ
05 июня 2019 года г. Барнаул, пр. Ленина, д. 25
Судья Алтайского краевого суда Титова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу А. на постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 26 марта 2019 года, которым
А., <данные изъяты>
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, составленному инспектором ОИАЗ УМВД России по г. Барнаулу Т., ДД.ММ.ГГ около 12 часов 05 минут, находясь по адресу: <адрес>, А. организовал проведение публичного мероприятия с основной целью: «Против повышения платы за проезд» в виде нескольких актов пикетирования, осуществляемых одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, без согласования с уполномоченным органом местного самоуправления (администрацией г. Барнаула), а именно:
- ДД.ММ.ГГ в период времени с 12-30 часов до 14-00 часов А. организовал и лично провел публичное мероприятие в общественном транспорте (маршрутный автобус ***), следуя по установленному маршруту от остановки «Аптека» (пр. Строителей, д. 4) до остановки «ДСУ-4» (Спортивная) (пр. Рыбозаводской, д. 26) с плакатом «Буржуй день и ночь трудится в поте лица твоего!».
- ДД.ММ.ГГ в период времени с 12-30 часов до 14-00 часов А. организовал публичное мероприятие, которое провела И., находясь в общественном транспорте (маршрутный автобус № 20), следуя по установленному маршруту от остановки «ДСУ-4» (Спортивная) (Павловский тракт, д. 9) до остановки «Кинотеатр Мир» (пр. Строителей, 25) с плакатом «Жулики и воры! Верните льготы на проезд для малообеспеченных и студентов»; и которое провел Д., находясь в общественном транспорте (троллейбус № 6), следуя по установленному маршруту от остановки «Кинотеатр Мир» (пр. Строителей, 25) до остановки «Площадь Октября» (пр. Ленина, д. 88) с плакатом «Жулики и воры! Верните льготы на проезд для малообеспеченных и студентов».
Перед началом актов пикетирования А. призывал посредством сети Интернет «ВКонтакте» в группе БГО ЛКСМ РФ принять участие в проведении публичного мероприятия ДД.ММ.ГГ в общественном транспорте. Согласно ответу на запрос от ДД.ММ.ГГ, поступившему из администрации г.Барнаула, А. с уведомлением о проведении публичных мероприятий ДД.ММ.ГГ на территории г.Барнаула не обращался, каких-либо согласований на проведение таких мероприятий ему не выдавалось.
Действия А., допустившего нарушение требований части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», квалифицированы по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, А. ставит вопрос об отмене постановления судьи, ссылаясь на то, что из показаний свидетелей следует, что прошло три одиночных пикетирования с разными целями и требованиями, пикеты проходили в разное время, в разных маршрутах и разных видах общественного транспорта. Полагает, что он, И. и Д. воспользовались своим конституционным правом собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Проведенные одиночные пикеты нельзя квалифицировать как одно публичное мероприятие.
Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав А. и его защитника И., настаивавших на удовлетворении жалобы, проанализировав доводы жалобы, оснований для отмены постановления судьи не нахожу.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
В силу статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;
пикетированием признается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции;
под уведомлением о проведении публичного мероприятия понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном названным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (пункты 1, 6, 7).
В рамках организации публичного мероприятия указанным Федеральным законом предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4).
Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Согласно части 1.1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборноразборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.
В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года №28"О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", разъяснено, что организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении и установлено судьей районного суда, ДД.ММ.ГГ около 12 часов 05 минут, находясь по адресу: <адрес>, А. организовал проведение публичного мероприятия с основной целью: «Против повышения платы за проезд» в виде нескольких актов пикетирования в общественном транспорте, осуществляемых одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, без подачи в установленном порядке уведомлении о его проведении, с использованием средств наглядной агитации (плакатов с надписями: «Буржуй день и ночь трудится в поте лица твоего!», «Жулики и воры! Верните льготы на проезд для малообеспеченных и студентов»), с участием других граждан и с предварительным размещением в сети Интернет «ВКонтакте» в группе БГО ЛКСМ РФ призыва на проведение указанного мероприятия, а именно:
- ДД.ММ.ГГ в период времени с 12-30 часов до 14-00 часов А. организовал и лично провел публичное мероприятие в общественном транспорте (маршрутный автобус ***), следуя по установленному маршруту от остановки «Аптека» (пр. Строителей, д. 4) до остановки «ДСУ-4» (Спортивная) (пр. Рыбозаводской, д. 26) с плакатом «Буржуй день и ночь трудится в поте лица твоего!»;
- ДД.ММ.ГГ в период времени с 12-30 часов до 14-00 часов участие в организованном А. публичном мероприятии приняла И., которая, находясь в общественном транспорте (маршрутный автобус № 20), следовала по установленному маршруту от остановки «ДСУ-4» (Спортивная) (Павловский тракт, д. 9) до остановки «Кинотеатр Мир» (пр. Строителей, 25) с плакатом «Жулики и воры! Верните льготы на проезд для малообеспеченных и студентов»; и Д., который, находясь в общественном транспорте (троллейбус № 6), следовал по установленному маршруту от остановки «Кинотеатр Мир» (пр. Строителей, 25) до остановки «Площадь Октября» (пр. Ленина, д. 88) с плакатом «Жулики и воры! Верните льготы на проезд для малообеспеченных и студентов».
Указанные обстоятельства и виновность А. подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, (л.д. 2); протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГ (л.д. 14), видеозаписью к нему (л.д. 15); заявлением директора МУП «Горэлектротранс» г.Барнаула П. от ДД.ММ.ГГ; рапортом старшего оперуполномоченного ЦПЭ ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ; скриншотами Интернет-страницы А. в социальной сети «ВКонтакте» (л.д. 16-22); письменными объяснениями водителя автобуса № 20 Н. и кондуктора этого автобуса М., кондуктора троллейбуса № 6 В., (л.д. 24-26); письменными объяснениями участника мероприятия Д. (л.д. 29); скриншотами переписки Интернет-страницы в группе БГО ЛКСМ РФ «ВКонтакте» (л.д. 40-48), видеозаписью от ДД.ММ.ГГ и другими материалами дела, получившими оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие уведомлений о проведении публичного мероприятия в исследуемый период времени в месте совершения административного правонарушения подтверждается ответом на запрос от ДД.ММ.ГГ, поступившим из администрации г. Барнаула (исх. *** от ДД.ММ.ГГ), из которого следует, что А. с уведомлением о проведении публичного мероприятия ДД.ММ.ГГ на территории г. Барнаула не обращался, каких-либо согласований на проведение таких мероприятий ему не выдавалось.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Действия А. квалифицированы по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Вопреки доводам жалобы, публичное мероприятие, организованное А. ДД.ММ.ГГ, нельзя признать одиночным пикетированием.
Имевшие место несколько пикетов проводились ДД.ММ.ГГ с 12-30 часов до 14-00 часов, с достаточной очевидностью объединены единым замыслом и общей организацией, территориально тяготели друг к другу.
Так, согласно заявлению директора МУП «Горэлектротранс» г.Барнаула П. от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ в 12-56 часов на остановке «Кинотеатр Мир» в троллейбус № 6 вошли женщина и двое мужчин, один из которых развернул плакат с требованием вернуть льготы на проезд малообеспеченным студентам, после замечания, сделанного кондуктором В., они вышли из троллейбуса; согласно письменным объяснениям водителя автобуса № 20 Н. от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ около 12-30 часов на остановке «Аптека» в автобус вошли два парня и девушка, один из парней развернул плакат, через несколько остановок они вышли. Из объяснений кондуктора этого же автобуса М. от ДД.ММ.ГГ также следует, что ДД.ММ.ГГ около 12-30 часов на остановке «Аптека» в салон автобуса вошли два парня и девушка, в руках держали плакаты, один из парней развернул плакат и призывал граждан прийти на митинг; кондуктором троллейбуса № 6 В. в письменных объяснениях от ДД.ММ.ГГ указано, что ДД.ММ.ГГ около 13-00 часов на остановке «Кинотеатр Мир» в троллейбус вошли три человека: два парня и девушка, один из парней развернул плакат и произвел его демонстрацию, затем все трое вышли на остановке «Площадь Октября».
Согласно распечаткам с интернет - страницы А. в социальной сети «ВКонтакте» он, И. и Д. ДД.ММ.ГГ находились в общественном транспорте с плакатами: «Буржуй день и ночь трудится в поте лица твоего!», «Жулики и воры! Верните льготы на проезд для малообеспеченных и студентов».
Способ проведения публичного мероприятия, тематическое содержание плакатов, используемых в момент проведения пикетирования, совпадают с содержанием размещенного в сети Интернет предложения о проведении публичного мероприятия: «Против повышения платы за проезд», приуроченного к планируемому митингу, путем последовательного проезда нескольких остановок в различных видах общественного транспорта.
Имеющейся в материалах дела видеозаписью подтверждено, что названные выше лица вышли из дома по адресу: <адрес> и проследовали в сторону остановки общественного транспорта.
Из письменных объяснений участника публичного мероприятия Д. от ДД.ММ.ГГ следует, что А. является организатором публичного мероприятия, которое проводилось ДД.ММ.ГГ в автобусе № 20 и троллейбусе № 6, вел переписку с участниками пикетов в группе БГО ЛКСМ РФ в сети Интернет «ВКонтакте», координировал действия участников, разъяснял, где взять плакаты, давал указания о демонстрации этих плакатов в общественном транспорте, фотографировал.
Оснований не доверять показаниям свидетелей не имеется, они являются подробными, последовательными, непротиворечивыми и согласуются с иными доказательствами, собранными по делу. Кроме того, свидетели были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в рассматриваемом случае А. является организатором публичного мероприятия, предусматривающего необходимость его согласования, без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении.
Несогласие А. с оценкой имеющихся в деле доказательств основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не является.
Порядок и срок привлечения А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения и отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.
С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 26 марта 2019 года оставить без изменения, жалобу А. – без удовлетворения.
Судья Алтайского краевого суда В.В. Титова