Дело № 2-127/2020
86RS0017-01-2020-000016-71
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 февраля 2020 года г.Советский
Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Кобцева В.А.,
при секретаре Нечаевой Т.В.,
с участием представителя истца Беляевой А.Ю.,
представителя ответчика Берестова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту- Роспотребнадзор Югры) к администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей по реализации мероприятий для оказания услуги питьевого водоснабжения ненадлежащего качества,
УСТАНОВИЛ:
Роспотребнадзор Югры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Советского района ХМАО - Югры, в котором, с учетом последующего изменения исковых требований просил:
- признать незаконным бездействие ответчика по разработке инвестиционных программ по поселениям Пионерский, Малиновский, Юбилейный Советского района ХМАО - Югры и по разработке плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями по поселениям Коммунистический и Зеленоборск;
- обязать ответчика в срок до 01.07.2020 разработать и утвердить инвестиционные программы по поселениям Пионерский, Малиновский, Юбилейный Советского района ХМАО - Югры, а также план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями по поселениям Коммунистический и Зеленоборск;
- обязать ответчика в срок до 01.07.2020 разработать проект зон санитарной охраны, в соответствии с п. 1.4, 1.5, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; установить ограждения зоны санитарной охраны 1 пояса на водозаборах п. Алябьевский и п. Таежный, в г. Советский установить ограждение зоны санитарной охраны 1 пояса на все скважины; в п. Коммунистический установить ограждение на скважине 1А соответствующее проекту организации зон санитарной охраны;
- обязать ответчика в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда по настоящему делу, довести до сведения граждан-потребителей, решение суда о признании действий ответчика незаконными через средства массовой информации.
Исковые требования мотивированы тем, что в период 2016 - 2019 г.г. территориальным отделом Роспотребнадзора Югры в городе Югорске и Советском районе в отношении ООО «Водоканал» проводились внеплановые проверки, в ходе которых установлено, что качество питьевой воды, отобранной из разводящих сетях Советского района, по санитарно - химическим, органолептическим и физико-химическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Вода, подаваемая в разводящие водопроводные сети Советского района не соответствовала требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям «цветность», «мутность», «марганец», «железо». Факт длительной подачи воды, не соответствующей обязательным требованиям санитарных правил, подтверждается протоколами лабораторных исследований аккредитованного испытательного лабораторного центра филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ХМАО - Югре» в Советском районе и в г. Югорске, в г. Урае и Кондинском районе».
Указанные нарушения ставят под угрозу права и законные интересы всех без исключения жителей Советского района, и временно пребывающих на территории Советского района граждан, на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, охраняемые и гарантированные Конституцией Российской Федерации. Длительное употребление такой воды может вызвать у человека аллергические реакции, стать причиной болезни крови и печени, привести к образованию камней в почках, желчном пузыре, вызвать осложнение беременности и родов. Бездействие ООО «Водоканал» и администрации Советского района, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, оказание услуги по питьевому водоснабжению, ненадлежащего качества, так как питьевая вода не соответствует обязательным требованиям по качеству, нарушает законные права и интересы неопределенного круга потребителей на благоприятную среду обитания, на благополучную санитарно-эпидемиологическую обстановку.
Так же при проведении проверок установлено, что для водозабора из реки Акрыш в п. Агириш не установлены зоны санитарной охраны, не разработан проект зон санитарной охраны, что является нарушением п. 1.4, 1.5, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; зоны санитарной охраны 1 пояса на водозаборах п. Алябьевский и п. Таежный не имеют ограждения, в г. Советский ограждение зоны санитарной охраны 1 пояса имеют не все скважины. В п. Коммунистический скважина 1А имеет ограждение, не соответствующее проекту организации зон санитарной охраны (ограждение меньше необходимого, что является нарушением п. 1 п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Представитель истца Беляева А.Ю. в судебном заседании измененные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Советского района ХМАО - Югры Берестов А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования Роспотребнадзора Югры не признал и просил в удовлетворении иска отказать. Заявил, что в полномочия и обязанности администрации Советского района входило только утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ и их согласование, что и было сделано. Постановлением от 16.12.2016 № 2376 администрация Советского района согласовала ООО «Водоканал» проект инвестиционной программы «Развитие систем водоснабжения Советского района на 2017-2020 гг.» с последующей корректировкой. Постановлением от 24.06.2018 № 1653 администрация Советского района согласовала ООО «Водоканал» проект инвестиционных программ городских поселений Малиновский и Пионерский на 2019-2021 годы. В настоящее время инвестиционные программы утратили силу в связи с банкротством ООО «Водоканал», однако с заключением договоров аренды недвижимого имущества с МУП МО «Советский район «Совгеодезия» проводится работа по разработке, утверждению и направлению в адрес последнего технических заданий на разработку инвестиционных программ в соответствии с законодательством РФ. Полагал, что факт бездействия администрации Советского района отсутствует.
Заслушав пояснения представителя истца, возражения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту- Закон от 07.12.2011).
В соответствии с частью 1 статьи 6, статьей 12 Закона от 07.12.2011 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
Согласно части 1 статьи 23 Закона от 07.12.2011 организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2).
Частью 4 статьи 23 Закона от 07.12.2011 предусмотрено, что питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (далее СанПиН 2.1.4.1074-01).
Пунктом 2.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих санитарных правил.
В соответствии с пунктами 3.1., 3.2., 3.3. СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, представленным в Таблице 1.
Пункт 3.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 предусматривает, что безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам, в том числе по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (Таблица 2) (пункт 3.4.1.).
Как следует из материалов дела и установлено судом до 01.11.2019 организацией, осуществляющей холодное водоснабжение поселений Советского района, являлось ООО «Водоканал».
По результатам внеплановых проверок, проведенных в 2016 - 2019 годах территориальным отделом Роспотребнадзора Югры в городе Югорске и Советском районе, было установлено, что качество питьевой воды, отобранной из разводящих сетях Советского района, по санитарно - химическим, органолептическим и физико-химическим показателям не соответствовало требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
С 01.11.2019 поселения Советского района холодным водоснабжением обеспечивает МУП МО Советский район «Совгеодезия».
Роспотребнадзор Югры заявил к администрации Советского района требования о признании незаконным бездействия ответчика по разработке инвестиционных программ, а также планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, и возложении на ответчика обязанности разработать и утвердить указанные программы и планы.
Согласно пункту 8 статьи 2 Закона от 07.12.2011 инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение - это программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (ст.5 Закона от 07.12.2011).
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в части касающейся инвестиционных программ, относятся утверждение технических заданий на их разработку и согласование инвестиционных программ (ст.6 Закона от 07.12.2011).
В силу п. 7 ст.23 Закона от 07.12.2011 организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
Таким образом, положения закона не относят к компетенции органов местного самоуправления вопросы разработки и утверждения инвестиционных программ, а также планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
Оснований для признании незаконным бездействия администрации Советского района в вопросах разработки инвестиционных программ, а также планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, и возложения на ответчика обязанности разработать и утвердить указанные программы и планы, суд не усматривает.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02».
В силу п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02).
В силу п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация водоотведения и водоснабжения населения.
Организация водоснабжения поселений Советского района относится к компетенции муниципального образования Советский район на основании заключенных с поселениями района соглашений.
Исходя из приведенных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, лежит на органе местного самоуправления. Именно ответчик как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.
Из искового заявления Роспотребнадзора Югры, пояснений представителя истца и материалов дела следует, что: для водозабора из реки Акрыш в п. Агириш не установлены зоны санитарной охраны, не разработан проект зон санитарной охраны; зоны санитарной охраны 1 пояса на водозаборах п. Алябьевский и п. Таежный не имеют ограждения, в г. Советский ограждение зоны санитарной охраны 1 пояса имеют не все скважины; в п. Коммунистический скважина 1А имеет ограждение не соответствующее проекту организации зон санитарной охраны (ограждение меньше необходимого). Доказательств обратного стороной ответчика в материалы дела не представлено.
При таких установленных по делу обстоятельствах, суд полагает требование иска о возложении на ответчика обязанностей по разработке проекта зон санитарной охраны, установке ограждений зоны санитарной охраны 1 пояса на водозаборах п. Алябьевский, п. Таежный и зоны санитарной охраны 1 пояса на все скважины в г. Советский, установке в п. Коммунистический на скважине 1А ограждения соответствующего проекту организации зон санитарной охраны, обоснованным и подлежащим удовлетворению. Заявленный истцом срок для исполнения данного требования (до 01.07.2020), при отсутствии возражений ответчика, суд полагает разумным и достаточным.
Оснований для возложения на администрацию Советского района обязанности по доведению до сведения граждан-потребителей решения суда о признании действий ответчика незаконными через средства массовой информации, суд не усматривает, а ссылку истца на положения статьи 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» полагает несостоятельной, так как спорные правоотношения сторон не регулируются нормами данного закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре удовлетворить частично.
Обязать администрацию Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в срок до 01 июля 2020 года: разработать проект зон санитарной охраны, в соответствии с п. 1.4, 1.5, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; установить ограждения зоны санитарной охраны 1 пояса на водозаборах п. Алябьевский и п. Таежный, в г. Советский установить ограждение зоны санитарной охраны 1 пояса на все скважины; в п. Коммунистический установить ограждение на скважине 1А соответствующее проекту организации зон санитарной охраны.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца
со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.А. Кобцев