г. Козьмодемьянск 16 июля 2021 года
Судья Горномарийского районного суда Республики Марий Эл Михалкина В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест Горномарийского межрайонного прокурора на постановление мирового судьи судебного участка № Горномарийского судебного района Республики Марий Эл Яковлева А.С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ о прекращении производства по делу в отношении председателя СНТ «40 лет Октября» Соколова А.К., за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения,
у с т а н о в и л а :
Постановлением мирового судьи судебного участка № Горномарийского судебного района Республики Марий Эл Яковлевым А.С. от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении Соколова А.К., прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
На указанное постановление Горномарийским межрайонным прокурором принесен протес, согласно которому данное постановление подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение, в связи с неверной трактовкой правоотношений между председателем СНТ и его членами, поскольку председатель товарищества реализует посредством рассмотрения заявления граждан публично-правовые функции.
Заслушав прокурора, поддерживающего доводы, изложенные в протесте, проверив материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из материалов дела об административном правонарушении видно, что прокуратурой <адрес> по обращению ФИО3 проведена проверка исполнения председателем СНТ «40 лет Октября» требований федерального законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений граждан.
Как установлено в ходе проведенной проверки, обращение ФИО3 было получено председателем СНТ «40 лет Октября» Соколовым А.К. ДД.ММ.ГГГГ. По истечении 30-дневного срока ответ на обращение не был дан. В какой-либо другой орган или должностному лицу, в компетенцию которого входило бы решение указанного в обращении вопроса, обращение не направлялось. Срок рассмотрения обращения не продлевался.
Таким образом, по мнению прокуратуры, Соколов А.К., являясь председателем СНТ «40 лет Октября», нарушил порядок рассмотрения обращений граждан, а именно: непредставление в установленный законом срок письменного ответа на обращение, не принятие мер по рассмотрению обращения ФИО3 по существу.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ Горномарийским межрайонным прокурором в отношении председателя СНТ «40 лет Октября» Соколова А.К. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя СНТ «40 лет Октября» Соколова А.К., мировой судья судебного участка № Горномарийского судебного района пришел к выводу о не возможности применении к возникшим правоотношениям положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и об отсутствии состава административного правонарушения.
Полагаю, что указанные выводы мирового судьи судебного участка № Горномарийского судебного района являются верными исходя из следующего.
В соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О отметил, что федеральный законодатель, действуя во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, дополнил статью 1 названного закона частью 4, расширив сферу его применения, в частности распространив его на отношения по рассмотрению обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами, осуществляющими публично значимые функции.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, обязанность по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями как организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого характера соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования.
Возможность вступать в диалог с субъектами, осуществляющими функции публичной власти, в целях отстаивания как индивидуального (частного), так и публичного интереса, связанного с поддержанием и обеспечением законности и конституционного правопорядка (обусловленная правом гражданина участвовать в предоставленных законом пределах в принятии и реализации решений, затрагивающих его интересы, и контроле за их исполнением), является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания конституционных основ взаимоотношений личности с обществом и государством и элементом конституционных гарантий защиты прав личности всеми не противоречащими закону средствами (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
При этом в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 4 статьи 1 Закона № 59-ФЗ не позволяет распространять положения данного закона на гражданско-правовые отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, в том числе созданными публично-правовыми образованиями.
Как усматривается из материалов дела, СНТ «40 лет Октября», будучи юридическим лицом, основной целью деятельности которого согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ является предоставление услуг в области растениеводства, лицо, являющийся членом кооператива ФИО3, обратился к председателю СНТ «40 лет Октября» Соколову А.К. с вышеупомянутым заявлением.
В рассматриваемом случае правоотношения председателя СНТ «40 лет Октбяря» с членом кооператива носят гражданско-правовой характер и не свидетельствуют об осуществлении некоммерческого товарищества публично значимых функций, следовательно, требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на них не распространяются.
В связи с изложенным председатель правления СНТ «40 лет Октября» Соколов А.К. не является субъектом вмененного административного правонарушения.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, были соблюдены.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Вывод мирового судьи основан на анализе установленных по делу обстоятельств применительно к заложенной в ст. 5.59 КоАП РФ диспозиции, сфере специального нормативного регулирования и занимаемой председателем СНТ «40 лет Октября» должности не наделенной какими- либо публично значимыми функциями.
Несогласие с выводами и толкованием субъектами административной юрисдикции положений КоАП РФ и требований законодательства, подлежащих применению, с учетом изложенных в протесте доводов отмену постановления мирового судьи судебного участка № Горномарийского судебного района Республики Марий Эл Яковлева А.С. не влечет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а :
Постановление мирового судьи судебного участка № Горномарийского судебного района Республики Марий Эл Яковлева А.С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ о прекращении производства по делу в отношении председателя СНТ «40 лет Октября» Соколова А.К., за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, оставить без изменения, а протест Горномарийского межрайонного прокурора - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Судья В.А. Михалкина