Дело № 2-406/2024
УИД 37RS0020-01-2024-000354-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ивановская область, г.Тейково 15 апреля 2024 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Алешиной О.А.,
при секретаре судебного заседания Михайловой Н.С.,
с участием и.о. Тейковского межрайонного прокурора Ивановской области Лихачева М.А.,
представителя ответчика – МБДОУ детский сад №6 «Орленок» в лице заведующей Беловой Л.И.,
представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации городского округа Тейково по доверенности Генераловой Ю.О., Ермолаева С.Н., Касьяновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тейковского межрайонного прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ детский сад №6 «Орленок» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Тейковский межрайонный прокурор Ивановской области обратился в Тейковский районный суд Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ детский сад № 6 «Орленок», в котором просит обязать ответчика провести энергетическое обследование здания и централизованной системы теплоснабжения муниципальной образовательной организации; обязать ответчика устранить нарушения, обеспечив в образовательной организации температурный режим, отвечающий санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В обоснование иска указал, что межрайонной прокуратурой в условиях аномальных морозов и опасности наступления негативных последствий для граждан и несовершеннолетних воспитанников образовательных организаций микрорайона Красные Сосенки г.о. Тейково проведен мониторинг температурного режима и микроклимата в организациях воспитания и обучения, по результатам которого в деятельности администрации городского округа и образовательной организации вскрыты существенные нарушения требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, теплоснабжении, защите прав несовершеннолетних и порядка пользования муниципальным имуществом.
Результаты мониторинга, проводимого в период с 09.01.2024 по 24.01.2024 температурного режима и микроклимата в организациях воспитания и обучения, проведенного в связи с аномальными морозами и опасностью наступления негативных последствий для граждан и несовершеннолетних воспитанников образовательных организаций микрорайона Красные Сосенки г.о. Тейково свидетельствуют о существенных нарушениях обязанностей и организационных просчетах в работе по обеспечению безопасных условий функционирования учреждений и пребывания в них несовершеннолетних, надлежащего содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, организации предоставления общедоступного образования, в том числе в части осуществления ведомственного контроля за деятельностью учрежденных органом местного самоуправления образовательных организаций установленных ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Учитывая, что в утреннее время при приеме учащихся МБДОУ детский сад № 6 «Орленок» и температуре атмосферного воздуха, достигавших минимальных и максимальных значений в -10°С и -4°С, в анализируемом периоде времени допустимые величины параметров микроклимата, установленные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» не выдерживались и опускались до 15°С - в групповых комнатах для занятия детей в дошкольном учреждении и 14°С в спальных помещениях, в течении учебного процесса достигали минимального значения в 9-13°С, то выявленные нарушения создают реальную угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию сотрудников учреждений и их несовершеннолетним воспитанникам.
Активная работа муниципальным образованием, как учредителем, не ведётся, что приводит к отсутствию надлежащего ухода и обслуживания имущества, в связи с чем возникают условия для разрушения и потери муниципального имущества, необходимого для решения вопросов местного значения.
При этом обследованием системы теплоснабжения образовательной организации, проведенным 24.01.2024 с привлечением специалистов при температуре окружающего воздуха -4°С, установлены существенные отклонения и несоответствия фактического состояния системы теплоснабжения проектной документации:
1.1 Тепловой пункт и подвальное помещение:
- отопительная нагрузка через систему вентиляции, которая в данный момент не работоспособна и частично демонтирована;
- на линии горячего водоснабжения отсутствует терморегулятор и циркуляционный насос;
- на системе отопления отсутствует циркуляционный насос и регулятор давления (до себя);
- значительная часть магистральных трубопроводов отопления в подвальном помещении смонтирована из полипропиленовых труб (в соответствии с проектом, магистральные трубопроводы должны быть смонтированы стальными трубами);
- тепловая изоляция трубопроводов в подвальном помещении полностью отсутствует.
1.2 Детские группы:
- часть отопительных приборов подключена не в соответствии с монтажной схемой, указанной в проекте;
- при обследовании тепловизором выявлена частичное засорение отопительных приборов;
- отсутствует регулировочная арматура у отопительных приборов.
Таким образом, вышеуказанные нарушения при снижении температуры наружного воздуха, могут привести к ухудшению температурного режима в помещениях детского сада.
Представитель истца – и.о. Тейковского межрайонного прокурора Ивановской области Лихачев М.А. в ходе судебного заседания с учетом пояснений представителей ответчика и третьих лиц, заявленные исковые требования поддержал в части обязания МБДОУ детский сад №6 «Орленок» устранить нарушения по ненадлежащему содержанию системы теплоснабжения учреждения, обеспечив в образовательной организации в период отопительного сезона 2024-2025 г.г. температурный режим, отвечающий санитарно-эпидемиологическим требованиям (л.д. 69).
Представитель ответчика МБДОУ детский сад №6 «Орленок», Белова Л.И. с учетом уточнения исковых требований возражений не имела.
Представители третьих лиц администрации г.о. Тейково, Генералова Ю.О., Касьянова М.А., Ермолаев С.Н. в судебном заседании в удовлетворении уточненного иска не возражали.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, предназначенный в силу закона для расходных обязательств.
Пунктом 4 и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регламентированы одни из основных полномочий муниципального образования и соответствующие корректирующие обязанность по организации и обеспечению теплоснабжения и общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 8 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относится к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Согласно ст. 15, 21 вышеназванного закона в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в том числе в целях получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; определения показателей энергетической эффективности; определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработки перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки договоры на энергетическое обследование зданий и систем централизованного теплоснабжения.
В силу ч. 1 ст. 11 Закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий в соответствии с ч. 9 ст. 11 Закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и вправе распоряжаться этим имуществом с согласия собственника.
Толкование п. 1 ст. 296 ГК РФ позволяет сделать вывод о наличии у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника. В связи с изложенным лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника.
Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В судебном заседании из выписки из ЕГРН установлено, что МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6 «Орленок» владеет на праве оперативного управления зданием детского сада «Орленок» по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; собственником указанного здания является городской округ Тейково Ивановской области (л.д. 18-22).
Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании представили отзыв на исковое заявление в котором указали, что причиной несоответствия температурного режима в отдельных помещениях образовательной организации МБДОУ детский сад №6 «Орленок» явилась аварийная ситуация на ООО «КЭС-Тейково» повлекшая за собой снижение норматива подачи тепла в образовательное учреждение, что было обнаружено после новогодних праздничных дней. В результате устранения аварийной ситуации температурный режим во всех помещения образовательного учреждения восстановлен. По вопросу проведения энергетического обследования здания и централизованной системы теплоснабжения пояснили, что в МБДОУ детский сад №6 «Орленок» имеется в наличии проект централизованной системы теплоснабжения здания, согласно которой проводятся необходимые мероприятия при подготовке к отопительному сезону, поддержания данной системы теплоснабжения в надлежащем состоянии и поддержке температурного режима во всех помещениях учреждения. В настоящее время температурный режим во всех помещениях соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21. Проведение энергетического обследования здания и централизованной системы не целесообразно и связано со значительными расходами бюджетных денежных средств (л.д. 42-44, 45-47).
Кроме того, представитель третьего лица администрации г.о. Тейково Ермолаев С.Н. – начальник отдела городской инфраструктуры администрации г.о. Тейково, в судебном заседании дополнил, что до новогодних праздников никаких проблем с отоплением в дошкольных учреждениях не было. В ноябре 2023 года вышел из строя один из котлов, пусконаладочные работы по замене котла были проведены 7-8 января 2024 года. Тем самым в аномально холодные новогодние праздники ресурсоснабжающая организация не смогла выдать нормативный режим, который был снижен по всему микрорайону Красные Сосенки. После пуска нового котла и повышения температуры окружающей среды, температура в садах повысилась. Имеется проект капитального ремонта тепловых сетей, в рамках которого все мероприятия по детскому саду «Орленок» в настоящее время выполнены (л.д. 54).
Несмотря на пояснения представителей ответчика и третьего лица факт нарушения температурного режима, отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям, в образовательной организации МБДОУ детский сад комбинированного вида №6 «Орленок» нашел свое подтверждение.
Согласно протоколу испытаний №19Ф-Ф от 23.01.2024 и экспертному заключению №49/ПР от 23.01.2024 параметры микроклимата по температурному режиму в групповой группе «Ромашка» МБДОУ детский сад комбинированного вида №6 «Орленок» на момент исследования не соответствовали требованиям Главы V пункта 98 Таблица 5.34 «Допустимые величины параметров микроклимата (температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха) в организациях воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (л.д. 10-12,13-15).
Учитывая приведенные нормы права, установленные по делу обстоятельства, иск Тейковского межрайонного прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ детский сад комбинированного вида №6 «Орленок» о возложении обязанности устранить нарушения, обеспечив в образовательной организации в период отопительного сезона 2024-2025 г.г. температурный режим, отвечающий санитарно-эпидемиологическим требованиям, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 173, 194 – 199, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Тейковского межрайонного прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида № 6 «Орленок» о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 6 «Орленок» (ОГРН №, ИНН №) обязанность устранить нарушения по ненадлежащему содержанию системы теплоснабжения учреждения, обеспечив в образовательной организации в период отопительного сезона 2024-2025 г.г. температурный режим, отвечающий санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Алешина О.А.
Мотивированное решение суда составлено 22 апреля 2024 года.