Дело № 2-188/2022
21RS0007-01-2022-000182-14
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
05 сентября 2022 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе
судьи Порфирьева В.Г.
при секретаре Шошориной С.К.,
с участием:
представителя ответчика - Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики Матановой С.А.,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело иску Федерального агентства лесного хозяйства к администрации Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах границ населенного пункта,
установил:
Истец Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) обратилось в суд с исковым заявлением (с последующим изменением) к администрации Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах границ населенного пункта д. Вурманкасы Еметкинского сельского поселения Козловского Чувашской Республики, исключив часть границ населенного пункта с реестровым номером 21:12-4.19, согласно координатам поворотных точек, указанных в схеме- заключении № 16.
Иск Рослесхоза мотивирован тем, что решением Верховного Суда Чувашской Республики от 27.09.2022 признан недействующим генеральный план Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики, утвержденный решением Собрания депутатов Еметкинского сельского поселения от 03.12.2008 № 778/3 в части включения в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель лесного фонда в д. Вурманкасы в квартале 176 ч. выдела 6 Сотниковского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики.
Истец - Федеральное агентство лесного хозяйства на судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представило суду письменные пояснения по делу, в котором ходатайствовало о рассмотрении дела без участия представителя истца.
Представитель ответчика - администрация Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики Матанова С.А., на судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что координаты поворотных точек 21:12-4.19, пересекаемой части земельного участка, указанные в схеме заключении филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Ульяновский» № 16 не точны, указанные границы лесничества заходят на территорию населенного пункта Вурманкасы, затрагивают ранее возникшие права жителей д. Вурманскасы, Васильева В.В. и Ефимовой Н.В., на принадлежащие им земельные участки, которые уже стоят на кадастровом учете. В обоснование своих возражений представила схему расположения границ земельного участка, по которым предлагается изменить границы д. Вурманкасы, а так же выписки из ЕГРН об объектах недвижимости - земельные участки: с кадастровым номером 21:126143407:107, расположенный по адресу: Козловский район, с/пос. Еметкинское, д. Вурманкасы, дата присвоения номера- 25.05.2007, принадлежащий Ефимовой Н.В., и с кадастровым номером 21:12:143407:101, расположенный по адресу: Козловский район, с/пос. Еметкинское, д. Вурманкасы, дата присвоения номера - 24.12.2013, принадлежащий Васильеву В.В..
Третье лицо ФБГУ "ФКП Росреестра" по Чувашской Республике в своем письменном отзыве заявило об отсутствии заинтересованности в разрешении дела, однако в целях исполнимости решения суда указало на необходимость приведения истцом координат испрашиваемых частей границ населенных пунктов.
Третье лицо Управление Росреестра по Чувашской Республике в своем письменном отзыве просило рассмотреть дело без представителя органа регистрации прав.
Третье лицо Минстрой Чувашии в письменном отзыве просило рассмотреть дело без его представителя, заинтересованности в исходе дела не имеет.
Представители третьих лиц, привлеченных к участию в деле: муниципальное образование Козловский район Чувашской Республики, БУ «Мариинско-Посадское лесничество Минприроды Чувашии, МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Министерства природных ресурсов и экологии ЧР, третьи лица Ефимова Н.В., Васильев В.В., на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя истца и указанных третьих лиц.
Выслушав представителя ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и включает, в том числе, реестр сведений о границах лесничеств, границах населенных пунктов.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 10 Закона N 218-ФЗ, в сведения об административно-территориальном делении реестра границ вносится, в том числе, описание местоположения границ населенных пунктов.
Состав сведений реестра границ Единого государственного реестра недвижимости в отношении лесничеств определен пунктами 1 - 11 ч. 1 ст. 10 Закона N 218-ФЗ.
Согласно ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Следовательно, границы населенных пунктов являются объектом правового регулирования в таком обособленном правовом институте, как ведение государственного кадастра недвижимости. Организованные сведения о границах населенных пунктов являются объектом хранения в государственном кадастре недвижимости.
Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения регулируются лесным законодательством.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Лесного Кодекса РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (ч. 1 ст. 68 ЛК РФ).
Лесной реестр в силу частей 1 и 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Частью 4 ст. 6.1 Лесного кодекса РФ определено, что границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В соответствии со ст. 23 Лесного кодекса РФ лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств, являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ч. 1). Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, установление и изменение границ лесничеств и участковых лесничеств осуществляются решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса. При этом обязательным приложением к решению о создании лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, об установлении и изменении границ лесничеств и участковых лесничеств является графическое описание местоположения указанных границ, включающее перечень координат характерных точек границ лесничеств и участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса (ч.ч. 3, 4).
Кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно которому участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Пунктами 2, 12 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", установлены правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, содержащие требования к составу, методам, способам и точности проведения лесоустройства в лесах, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В соответствии с приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. N 122 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" при проектировании лесничеств за основу принимается лесоустроительная документация предыдущего лесоустройства (п. 12)
Часть 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) подразделяет земли Российской Федерации по целевому назначению, в том числе на категории: земли населенных пунктов (пункт 2) и земли лесного фонда (пункт 5). В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами (ст. 17 ЗК РФ). Согласно п. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", земли лесного фонда, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 9 ЗК РФ, ст. ст. 209, 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) управление и распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью, от имени Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 "О федеральном агентстве лесного хозяйства" утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее - Положение). Согласно п. 1 данного Положения Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы (пункт 4).
Согласно ст. 84 ЗК РФ установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Статьей 8 ЗК РФ установлено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности,- Правительством Российской Федерации. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Утверждение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границу населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением границ населенных пунктов, что в свою очередь после внесения в ЕГРН сведений о границе населенного пункта является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, который предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Из содержания искового заявления следует, что истцом - Рослесхоз заявлены требования о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах границ населенного пункта д. Вурманкасы Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики.
В обоснование своих требований, истцом представлено в материалы дела решение Верховного Суда Чувашской Республики от 27.08.2021, а так же выписка из ЕГРН о границах населенного пункта от 21.02.2022, графическое описание местоположения границ Мариинско-Посадского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Чувашской Республике, включающее в себя перечень пересечений координат характерных точек с границами населенных пунктов (д. Малое Камаево, д.Арзаматово, д. Большое Яндуганово, с. Сотниково, д. Аксарино, д. Сятракасы, д. Нерядово, д. Астакасы, д. Водолеево, д. Демешкино, д. Дубовка, с. Кушниково, д. Пущино, д. Ураково, д. Шульгино, д. Эльбарусово, д. Ильменкасы, д. Вурман-Кошки, д. Нижние Ирх-Сирмы, д. Караньялы, д. Мижули, д. Карабаши, д. Вурман-Пилемчи, с. Октябрьское, д. Большое Аккозино, д. Акшики, д. Истереккасы, д. Сутчево, д. Ящерино, д. Большое Маклашкино, д. Юрьевка, д. Кугеево, д. Шанары, д. Кужмары, г. Мариинский Посад, г. Козловка, д. Криуши, ст. Тюрлема, д. Верхний Курган, д. Солдыбаево, д. Вурманкасы).
Согласно решения Верховного Суда Чувашской Республики от 27.08.2022 по делу № 3а-223/2022, признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Собрания депутатов Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики от 03 декабря 2008 № 78/3 "Об утверждении генерального плана Еметкинского сельского поселения и об установлении границ населенных пунктов входящих в состав Еметкинского сельского поселения", в части включения в границы д. д. Вурманкасы, - в части 6 квартала 176 Сотниковского участкового лесничества Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики, в связи с установлением факта пересечения границ указанных земель лесного фонда и указанных земель Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики, включения указанных земель лесного фонда, в состав границ д. Вурманкасы Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики.
Согласно материалов дела, сведения о границах населенного пункта д. Вурманкасы Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики, внесены в реестр границ ЕГРН 23.11.2016 под реестровым номером 21:16-4.19, что следует из выписки о границе населенного пункта, сформированной по состоянию на 21.02.2022.
Суд считает, что юридически значимыми по делу, подлежащими выяснению, с учетом содержания спорных правоотношений сторон, обстоятельства установления границ конкретных участков лесного фонда, их совпадения с границами населенного пункта, уточнения их местоположения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно п. 2 ст. 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 Лесного кодекса РФ, а именно по материалам лесоустройства и данных государственного кадастрового учета лесных участков.
В нарушение ст. 60 ГПК РФ, истцом не представлены в материалы дела надлежащие материалы лесоустройства.
Так из материалов дела следует, что спорные границы населенного пункта д. Вурманкасы Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики поставлены на кадастровый учет 23.11.2016. При этом сведения о моменте постановки на кадастровый учет участков лесного фонда Мариинско-Посадского участкового лесничества, в материалы дела не представлены, соответственно, установить, какое описание местоположения границ (населенных пунктов или лесных участков) должно было быть учтено при постановке на кадастровый учет, не представляется возможным, а приложенное к уточненному иску графическое описание местоположения границ Мариинско-Посадского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Чувашской Республике, включающее в себя перечень пересечений координат характерных точек с границами территориальных зон и границами ряда населенных пунктов на территории Мариинско-Посадского и Козловского районов Чувашской Республики, при отсутствии конкретных координат, в которых с учетом расположения лесных участков должны проходить границы населенного пункта, при наличии возражений ответчика о неточности, представленных истцом координатах, не позволяет сопоставить границы спорного населенного пункта с координатами границ местоположения лесных участков.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 2 ГПК РФ и п. 1 ст. 1 ГК РФ основной задачей гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) является обеспечение восстановления нарушенного права.
Перечень способов защиты нарушенного права установлен ст. 12 ГК РФ и не является исчерпывающим. Вместе с тем, избрание лицом способа защиты не может быть произвольным и должно быть обусловлено целью восстановления нарушенных прав лица.
Суд полагает возможным разрешение данного спора путем установления конкретных координат характерных точек пересечения лесных участков с землями населенных пунктов, и внесения сведений об изменении границ населенного пункта.
Однако после уточнения исковых требований истец допустимых доказательств, позволяющих установить границы участков лесного фонда, не представил.
Определенность в правоотношениях сторон по поводу спорных границ лесных участков и населенных пунктов вносится по результатам рассмотрения дела в суде, что способствует процессуальной экономии и обеспечивает максимально быструю защиту прав и интересов всех причастных к спору лиц.
В случае удовлетворения требований истца о внесении изменений в ЕГРН путем исключения части границ населенного пункта д. Вурманкасы Еметкинского сельского поселения Чувашской Республики без внесения в ЕГРН иных данных, устанавливающих местоположение спорных границ, будут исключены уникальные характеристики границ населенных пунктов, что недопустимо и само по себе приведет к нарушению прав ответчика.
Выбор способа защиты прав должен быть соразмерен степени нарушения права. В случае, когда предметом спора является часть границ населенного пункта, для его разрешения достаточно внесения изменений в спорной части границы, а для этого необходимо установление точек пересечения.
По мнению суда, разрешение вопроса об исключении границ населенного пункта из реестра границ в кадастре недвижимости фактически приведет к изменению границ населенного пункта, которое с учетом нормы п. п. 1 п. 1 ст. 84 ЗК РФ осуществляется с соблюдением требований градостроительного законодательства, не относится к сфере правового интереса истца.
В соответствии с пунктами 8, 18 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта, границ лесничеств.
В силу п. 2 ст. 13 Закона N 218-ФЗ внесение в ЕГРН сведений в реестр границ осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами населенных пунктов, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ такого лесничества, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения указанных границ населенных пунктов, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости. Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в частях 15 и 15.1 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества таким образом, чтобы границы лесничества не пересекали границы населенного пункта, земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, расположенного на землях лесного фонда (ч.ч. 15.1, 16 ст. 34 Закона N 218-ФЗ).
В целях урегулирования вопросов информационного взаимодействия постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 (в ред. от 09.12.2021) утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15, 15 (1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно пункту 7 Правил, в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов, а также сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, с указанием установленной категории земель.
Таким образом, при установленных обстоятельствах по делу исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах границ населенного пункта д. Вурманкасы Еметкинского сельского поселения Чувашской Республики путем исключения части границ указанного населенного пункта с реестровым номером 21:12-4.19, согласно координатам поворотных точек, приведенных в схеме - заключении № 16, подготовленного Ульяновским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг", удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.196 ГПК РФ, суд выносит решение по заявленным требованиям.
Руководствуясь статьями 196 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Федерального агентства лесного хозяйства к администрации Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах границ населенного пункта д. Вурманкасы Еметкинского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики путем исключения части границ указанного населенного пункта с реестровым номером 21:12-4.19, согласно координатам поворотных точек, указанных в схеме – заключении № 16, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья В.Г. Порфирьев
Мотивированное решение составлено 12 сентября 2022 года.