РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2024 года п.Балаганск
Балаганский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Кравцовой О.А., при секретаре Ивановой Н.М.,
с участием старшего помощника прокурора Братской межрайонной природоохранной прокуратуры Середкина Е.В., посредством видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-149/2024 (УИД38RS0002-01-2024-000172-13) по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Балаганская средняя общеобразовательная школа №1», о возложении обязанности,
установил:
Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском
в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Балаганская средняя общеобразовательная школа №1», о возложении обязанности.
В обоснование заявленного иска указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам анализа состояния законности, проверки программного обеспечения ПТО «Учет объектов негативного воздействия на окружающую среду» Росприроднадзора России, выявлены нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды и атмосферного воздуха в деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Балаганская средняя общеобразовательная школа № 1» (далее - МБОУ «Балаганская СОШ № 1», Учреждение).
Установлено, что МБОУ «Балаганская СОШ № 1» эксплуатирует котельную в населённом пункте <данные изъяты>, в которой в качестве твёрдого топлива используется уголь, в связи с чем, предприятие выбрасывает вредные (загрязняющие) вещества в атмосферу.
В ходе проверки, проведенной Братской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что котельная эксплуатируемая Учреждением, в состав которой входит стационарный источник выбросов (котельная с дымовой трубой), не поставлена на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС), в государственном реестре отсутствуют сведения о его регистрации (https://uonvos.rpn.gov.ru/rpn/pto- uonvos/onv_registry?pcurrent_page=1&pper_page=20&plast_page=1&finn=3822001161&oinclusion_date=desc).
Кроме того, установлено, что Учреждение не провело инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ и их источников.
Невыполнение Учреждением своей обязанности по постановке на государственный учет объекта негативного воздействия на окружающую среду, выброс в атмосферу неустановленных загрязняющих веществ, в неустановленном количестве, нарушает права и свободы неопределённого круга лиц жителей Балаганского района на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, Учреждением нарушаются нормы природоохранного законодательства, обязывающие хозяйствующие субъекты принимать меры к недопущению негативного воздействия на окружающую среду и среду обитания человека.
Загрязнение атмосферного воздуха неочищенными выбросами нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, а также может негативно повлиять на состояние здоровья жителей Балаганского района, точную численность которых установить не представляется возможным по причине миграционных процессов.
<данные изъяты> природоохранной прокуратурой в досудебном порядке в адрес директора Учреждения внесено представление (исх. <данные изъяты>), с требованием обратиться в Службу государственного экологического надзора Иркутской области с заявкой о постановке на учет объекта НВОС.
<данные изъяты> в прокуратуру из Учреждения поступил ответ на представление (от <данные изъяты> без №) из которого следует, что Учреждение принимает меры к постановке на учет объекта НВОС.
<данные изъяты> в прокуратуру поступила информация Службы государственного экологического надзора Иркутской области (исх. <данные изъяты>) из которой следует, что Учреждение дважды обращалось с заявкой о постановке на учет объекта НВОС. Данные заявки были возвращены Учреждению, для доработки, после <данные изъяты> исправленная заявка в государственный орган не направлялась.
До настоящего момента, в государственном реестре объектов НВОС отсутствуют сведения о регистрации объекта НВОС, эксплуатацию которой осуществляет МБОУ «Балаганская СОШ № 1» (https://uonvos.rpn.gov.ru/rpn/pto-uonvos/onv_registry?pcurrent_page=1&pper_page=20&plast_page=1&finn=3822001161&oinclusion_date=desc).
В связи с этим, Братский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать МБОУ «Балаганская СОШ № 1», ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, провести инвентаризацию загрязняющих веществ и источников их выбросов в атмосферный воздух на объекте негативного воздействия на окружающую среду – котельной, расположенной по адресу: <данные изъяты>, в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать МБОУ «Балаганская СОШ № 1», ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, в установленном законом порядке обеспечить постановку на государственный учет в Службе государственного экологического надзора Иркутской области объект негативного воздействия на окружающую среду – котельную, расположенную по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты> в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Старший помощник прокурора Братской межрайонной природоохранной прокуратуры Середкин Е.В. в судебном заседании требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил об их удовлетворении.
Представитель ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Балаганская средняя общеобразовательная школа № 1», Колесник И.В., действующая на основании прав по должности, будучи надлежащим образом, извещенная о времени и месте судебного разбирательства в суд не явилась, представила ходатайство о признании исковых требований и о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица службы государственного экологического надзора Иркутской области Волошина В.П., действующая по доверенности от <данные изъяты>, будучи надлежащим образом, извещенная о времени и месте судебного разбирательства в суд не явилась, представила ходатайство, в котором указала, что требования прокурора поддерживает, также просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд полагает возможным в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя ответчика и представителя третьего лица.
Заслушав старшего помощника прокурора Середкина Е.В., учитывая мнение представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно положениям ч. 3 ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Таким образом, обращаясь в суд с иском в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Братский межрайонный природоохранный прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 963-ФЗ, «Об охране атмосферного воздуха», выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена, запрещен.
В соответствие с ч. 1, ч. 2 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе, государственный учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Согласно ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (I категория); умеренное негативное воздействие на окружающую среду (II категория); незначительное негативное воздействие на окружающую среду (III категория); минимальное негативное воздействие на окружающую среду (IV категория).
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, МБОУ «Балаганская СОШ № 1» ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, юридический адрес: <данные изъяты>, зарегистрировано <данные изъяты>. администрацией Балаганского района Иркутской области. Уставной деятельностью Учреждения является образование среднее общее (<данные изъяты>), директором является Колесник <данные изъяты>.
Установлено, что МБОУ «Балаганская СОШ № 1» эксплуатирует котельную в населённом пункте <данные изъяты> в которой в качестве твёрдого топлива используется уголь, в связи с чем, предприятие выбрасывает вредные (загрязняющие) вещества в атмосферу.
Наличие загрязняющих веществ в выбросах угольной котельной, в том числе бенз(а)пирена, подтверждается отраслевой методикой расчета количества отходящих, уловленных и выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ при сжигании угля и технологических процессах горного производства на предприятиях угольной промышленности, разработанной ОАО "МНИИЭКО ТЭК" в <данные изъяты> году и согласованной ОАО «НИИ Атмосфера» <данные изъяты>
В судебном заседании установлено, что котельная эксплуатируемая МБОУ «Балаганская СОШ №1», в состав которых входит стационарный источник выбросов (котельная с дымовой трубой), не поставлена на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее НВОС), в государственном реестре объектов НВОС отсутствуют сведения о его регистрации (https://uonvos.rpn.gov.ru/rpn/pto-uonvos/ onv_ registry? pcurrent _page =1&pper_page = 20 &plast_page=1&finn=<...>&oinclusion_date=desc), (https: //uonvos.rpn.gov.ru /rpn/pto-uonvos/onv_registry?pcurrent_page=1&pper_page=20 &plast_page=1&finn = <...>&oinclusion_date=desc).
Исходя из установленной объекту негативного воздействия на окружающую среду категории, определяется: размер платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»); нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также обязанность по утверждению планов мероприятий по охране окружающей среды или программ повышения экологической эффективности (ст. 22 - 27 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»); обязанность хозяйствующих субъектов по утверждению программ производственного экологического контроля (ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Невыполнение Учреждением своей обязанности по постановке на государственный учет объекта негативного воздействия на окружающую среду, выброс в атмосферу неустановленных загрязняющих веществ, в неустановленном количестве, нарушает права и свободы неопределенного круга лиц жителей Балаганского района на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, Учреждением нарушаются нормы природоохранного законодательства, обязывающие хозяйствующие субъекты принимать меры к недопущению негативного воздействия на окружающую среду и среду обитания человека.
Загрязнение атмосферного воздуха неочищенными выбросами нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, а также может негативно повлиять на состояние здоровья жителей Балаганского района точную численность которых установить не представляется возможным по причине миграционных процессов.
<данные изъяты> природоохранной прокуратурой в досудебном порядке в адрес директора МБОУ «Балаганская СОШ №1» внесено представление (исх. <данные изъяты>, исх. <данные изъяты>), с требованием обратиться в Службу государственного экологического надзора Иркутской области с заявкой о постановке на учет объекта НВОС.
Из представленной информации службы государственного экологического надзора Иркутской области следует, что учреждение дважды обращалось с заявкой о постановке на учет объекта НВОС. Данные заявки были возвращены учреждению, для доработки, после <данные изъяты> исправленная заявка в государственный орган не поступала.
До настоящего момента, т.е. до момента направления искового заявления в суд, в государственном реестре объектов НВОС отсутствуют сведения о регистрации объекта НВОС, эксплуатацию которого осуществляет МБОУ «Балаганская СОШ №1».
Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, сторонами не представлено.
Также представителем ответчика представлено ходатайство о признании исковых требований.
В силу части 2 статьи 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.
На основании ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.4.1 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Согласно ст.173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами.
В случае, если признание иска выражено в адресованных суду заявлениях в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет ответчику или сторонам последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Представитель ответчика исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора признала в полном объеме, суд принимает признание иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и полагает возможным положить признание иска в основу решения об удовлетворении исковых требований Братского межрайонного природоохранного прокурора.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом объема мероприятий, необходимых для исполнения решения суда, суд считает необходимым установить предложенный прокурором срок для исполнения решения суда.
Таким образом, оценив исследованные в судебном заседании доказательства каждое в отдельности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а в их совокупности достаточности для разрешения данного гражданского дела по существу, исходя из вышеуказанных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что факты нарушения ответчиком требований природоохранного законодательства, перечисленные в материалах проверки Братской межрайонной природоохранной прокуратуры, в судебном заседании достоверно установлены.
В связи с этим, требования Братского межрайонного природоохранного прокурора, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Балаганская средняя общеобразовательная школа №1» о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балаганская средняя общеобразовательная школа № 1» ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, провести инвентаризацию загрязняющих веществ и источников их выбросов в атмосферный воздух на объекте негативного воздействия на окружающую среду – котельной, расположенной по адресу: <данные изъяты>, в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Балаганская средняя общеобразовательная школа № 1», ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, в установленном законом порядке обеспечить постановку на государственный учет в Службе государственного экологического надзора Иркутской области объект негативного воздействия на окружающую среду – котельную, расположенную по адресу: <данные изъяты>, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Балаганский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Балаганского районного суда О.А. Кравцова
Мотивированное решение суда изготовлено 26 апреля 2024 года.
Судья Балаганского районного суда О.А. Кравцова