Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2325/2022 ~ М-1858/2022 от 14.06.2022

38RS0003-01-2022-002331-47

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Братск                                05 августа 2022 года

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи                                                       Щербаковой А.В.,

при секретаре                                                                                    Березиковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2325/2022 по исковому заявлению Дубинина АГ к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Иркутской области о перерасчете размера страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец Дубинина А.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, в котором просит обязать произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 27.03.2021 по 31.08.2021 за период обучения ее сына ФИО4 в средней общеобразовательной школе *** <адрес>; обязать произвести ей перерасчет страховой пенсии по старости с 01.09.2021 по 28.02.2022 за период обучения ее сына ФИО4 в ФГБОУ ВО «БГУ».

В обоснование исковых требований истец указала, что на основании решения об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости от 02.11.2021 №517615/21 ей было отказано в повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии. При этом, на ее иждивении находится сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., который в период с 01.09.2019 по 31.08.2021 обучался в СОШ №63 г.Иркутска. ПФР отказал ей в перерасчете страховой пенсии ввиду того, что у нее отсутствует доход. Также ПФР ссылается на то, что справка об обучении нетрудоспособного члена ее семьи не содержит информацию о том, что ФИО4 обучается по основным общеобразовательным программам. Кроме того, ПФР отказано ей в перерасчете страховой пенсии по старости за период с 01.09.2021 по ДД.ММ.ГГГГ, когда ФИО4 обучался в ФГБОУ ВО «БГУ».

Истец Дубинина А.Г. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания.

Представитель ответчика - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Иркутской области – Русских В.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, представила суду письменные возражения на исковое заявление, в которых указала, что Дубинина А.Г. является получателем страховой пенсии по старости с 21.08.2019. Истец 28.10.2021 обратилась в Отделение ПФР с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом нахождения на ее иждивении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. К заявлению была приложена справка об обучении ФИО4 в период с 01.09.2020 по 31.08.2021 в МАОУ г.Иркутска СОШ №63. Решением №517615/21 от 02.11.2021 Дубининой А.Г. было отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по причине отсутствия основания для перерасчета. Документов, подтверждающих факт обучения ФИО4 на дату обращения заявителя -ДД.ММ.ГГГГ - в Отделение ПФР представлено не было. Кроме того, не подтвержден был факт нахождения ФИО4 на иждивении у заявителя, а также справка об обучении нетрудоспособного члена семьи не содержала информации о том, что ФИО4 обучался по основным общеобразовательным программам. 28.02.2022 истец вновь обратилась в Отделение ПФР с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом нахождения у нее на иждивении ФИО4 К заявлению была приложена справка об обучении по основным образовательным программам в ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» с 31.08.2021. Распоряжением о перерасчете размера пенсии от 09.03.2022 Дубининой А.Г. произведен перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01.03.2022 с учетом нахождения у нее на иждивении ФИО4 Правовые основания для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на обучающегося иждивенца в период с 27.03.2021 по 28.02.2022 отсутствуют.

Изучив предмет и основания искового заявления, доводы возражений на исковое заявление, исследовав материалы гражданского дела, оценив исследованные в судебном заседании доказательства каждое в отдельности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а в их совокупности достаточности для разрешения данного гражданского дела по существу, суд приходит к следующему.

Разрешая заявленные исковые требования по существу, суд учитывает, что согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как в правовом и социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; ст. 1; статья 7, часть 1) охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Принцип социального государства, относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации, обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей. Такой подход согласуется с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (статьи 3, 18, 26 и 27), указывающей на необходимость оказания государствами-участниками надлежащей помощи родителям и законным опекунам, в том числе через систему социального обеспечения, в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей в целях обеспечения ребенку (детям) такой защиты и заботы, которые необходимы для его (их) благополучия.

Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ее статье 39, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 03.06.2004 N 11-П, важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.

Таким образом, Российское государство высшим законом страны - Конституцией РФ - закрепило свою обязанность обеспечить достойную жизнь человека. Как социальное государство Россия гарантирует государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан путем предоставления социального обеспечения в виде пенсий и пособий по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, а также иных гарантий социальной защиты.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015, согласно которому право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 4).

Устанавливая в указанном Федеральном законе основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии (часть 1 статьи 1) и предусматривая в качестве дополнительного обеспечения лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии с данным Федеральным законом, фиксированную выплату к ней (пункт 6 статьи 3), законодатель определил круг получателей такого рода выплаты и ее размер (статья 16), а также закрепил возможность повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности для отдельных категорий граждан, в том числе для лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (статья 17).

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

При этом, поскольку нетрудоспособность, по общему правилу, определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, к нетрудоспособным членам семьи, нахождение которых на иждивении лица, являющегося получателем страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, дает ему право на повышение фиксированной выплаты к пенсии, часть 3 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» относит лиц, признаваемых нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца для целей получения пенсии по случаю потери кормильца и указанных в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 данного Федерального закона, а именно: детей, братьев, сестер и внуков, не достигших возраста 18 лет, а также детей, братьев, сестер и внуков, обучающихся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, а равно детей, братьев, сестер и внуков старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами; при этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; родителей и супруга, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону) либо являются инвалидами; дедушку и бабушку, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

При наличии на иждивении у лица, являющегося получателем страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, одного или нескольких нетрудоспособных членов семьи, относящихся к какой-либо из указанных категорий, повышение фиксированной выплаты к пенсии устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях», на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

Таким образом, установленное частью 3 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности представляет собой способ материальной компенсации иждивенческой нагрузки получателя соответствующей пенсии, а потому право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности связывается законодателем с фактом наличия на иждивении у лица, получающего такую пенсию, нетрудоспособного члена семьи, относящегося к какой-либо из предусмотренных законом категорий.

Нормативное содержание понятия «иждивение» раскрывается в части 3 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» применительно к определению круга лиц, имеющих право на назначение пенсии по случаю потери кормильца.

Согласно положениям п.п. 1, 3 части 2 статья 10 Федерального закона № 400-ФЗ, нетрудоспособными членами семьи признаются: 1) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 400-ФЗ, члены семьи кормильца признаются состоящими на его иждивении, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Конституционный Суд Российской Федерации ранее указывал, что такое понятие иждивения предполагает как полное содержание лица кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, т.е. не исключает наличие у лица (члена семьи) какого-либо собственного дохода (Определение от 30.09.2010 N 1260-О-О).

При этом признание нетрудоспособных членов семьи находящимися на иждивении осуществляется с применением положений части 4 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях», устанавливающей презумпцию нахождения детей на иждивении своих родителей, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. Это означает, что нахождение детей, не достигших возраста 18 лет, на иждивении своих родителей не требует доказательств, в то время как в отношении детей, объявленных полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет, факт нахождения на иждивении их родителей подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.

Факт нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи, согласно п.82 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 28.11.2014 №958н, подтверждается документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случаях и в порядке, предусмотренном частями 2 - 4, 7 - 8 статьи 18 указанного Федерального закона.

В соответствии с положениями ч. 8 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ, перерасчет страховой пенсии по старости производится в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 400-ФЗ, перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Из материалов гражданского дела и пенсионного дела истца судом установлено, что с 21.08.2019 Дубинина А.Г. является получателем страховой пенсии по старости, что подтверждается справкой о назначенных пенсиях и социальных выплатах от 05.06.2022.

Согласно выданному повторно свидетельству о рождении серии III-СТ *** от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родителями указаны: отец – ФИО6, мать – Дубинина А.Г.

Согласно справке №5-С6-00560 от 27.07.2022, выданной МКУ «Сервисно-регистрационный центр» г. Иркутска, Дубинина А.Г. зарегистрирована по адресу: <адрес>, вместе с ней по данному адресу зарегистрированы: сын – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., внучка – ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь – ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

28.10.2021 Дубинина А.Г. обратилась в ОПФР по Иркутской области с заявлением о перерасчете размера пенсии на основании наличия нетрудоспособного члена семьи.

Решением ОПФР по Иркутской области №517615/21 от 02.11.2021 Дубининой А.Г. было отказано в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с ч.8 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия основания для перерасчета.

Согласно справке МАОУ г.Иркутска СОШ №63 №01-38-811/21 от 22.10.2021, ФИО4 обучался в 11 «А» классе МАУО г.Иркутска СОШ №63 по очной форме обучения с 01.09.2020 по 31.08.2021.

Согласно справке МАОУ г.Иркутска СОШ №63 №01-38-299/22 от 06.06.2022, ФИО4 обучался в 11 «А» классе МАУО г.Иркутска СОШ №63 по очной форме обучения, по основным общеобразовательным программам в период с 01.09.2020 по 31.08.2021.

Таким образом, судом достоверно установлено, что на дату обращения истца в ОПФР по Иркутской области – 28.10.2021 - с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом нахождения на ее иждивении сына ФИО4, в ОПФР не было представлено документов, подтверждающих нахождение ФИО4 на иждивении истца, при этом, была представлена справка МАОУ г. Иркутска СОШ №63 №01-38-811/21 от 22.10.2021, которая не содержала сведения об обучении ФИО4 по основным общеобразовательным программам, и, кроме того, ФИО4 на момент обращения истца в ОПФР с указанным заявлением прекратил быть учащимся МАОУ г.Иркутска СОШ №63, поскольку окончил школу 31.08.2021.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что на момент обращения истца к ответчику с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости за период обучения ФИО4 МАОУ г. Иркутска СОШ №63 с 27.03.2021 по 31.08.2021, у ответчика отсутствовали основания для его удовлетворения.

Кроме того, судом установлено, что 28.02.2022 Дубинина А.Г. вновь обратилась в ОПФР по Иркутской области с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с наличием нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении.

Распоряжением №220000140696/82518/22 от 09.03.2022, истцу произведен перерасчет страховой пенсии по старости с 01.03.2022, на основании того что факт нахождения на иждивении заявителя одного нетрудоспособного члена семьи подтвержден.

Согласно справке ФГБОУ ВО «БГУ» от 28.02.2022, ФИО4 обучается на 1 курсе по направлению подготовки бакалавриата 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, по основной образовательной программе «Государственное и муниципальное управление» Института управления и финансов в ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» на внебюджетной основе. Форма обучения – очная по основным образовательным программам, нормативный срок окончания обучения – 30.06.2025, начало занятий с 01.09.2021.

Принимая во внимание положения с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 400-ФЗ, согласно которым перерасчет страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера, оснований для перерасчета пенсии истца в период с 01.09.2021 по 28.02.2022 отсутствовали, поскольку Дубинина А.Г. обратилась в ОПФР по Иркутской области с указанным заявлением лишь 28.02.2022 и, соответственно, ей был произведен перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.03.2022 с учетом нахождения на ее иждивении сына ФИО4

При таких обстоятельствах суд признает необоснованными заявленные истцом исковые требования и считает необходимым в их удовлетворении отказать в полом объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Дубинина АГ к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Иркутской области о перерасчете страховой пенсии по старости с 27.03.2021 по 31.08.2021 в период обучения ФИО4 в Средней общеобразовательной школе №63 г.Иркутска; о перерасчете страховой пенсии по старости с 01.09.2021 по 28.02.2022 в период обучения ФИО4 в ФГБОУ ВО «БГУ».

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                                                        А.В. Щербакова

2-2325/2022 ~ М-1858/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дубинина Анна Григорьевна
Ответчики
УПФ
Суд
Братский городской суд Иркутской области
Судья
Щербакова Анна Валерьевна
Дело на сайте суда
bratsky--irk.sudrf.ru
14.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2022Передача материалов судье
15.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2022Судебное заседание
12.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2022Дело оформлено
23.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее