Дело № 2-128/2024
УИД 76RS0010-01-2023-003346-62 изг.24.06.2024г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное)
17 июня 2024 года Ростовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Бабич В.Е.,
при секретаре Крыковой Н.А.,
с участием: представителя истца - прокурора Борисоглебского района Ярославской области Маймистова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Борисоглебского района Ярославской области действующего в интересах к администрации Борисоглебского сельского поселения Ярославской области, Борисоглебского муниципального района Ярославской области о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости участка газопровода,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Борисоглебского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Борисоглебского сельского поселения Ярославской области, Борисоглебского муниципального района Ярославской области об обязании осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости - (участки газопровода) - подземный-газопровод низкого давления протяженностью 94,7 м. и надземные газопроводы низкого давления протяженностью 2 м. и 1,8 м., расположенные по адресу: <адрес> течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что на территории п. Борисоглебский имеется бесхозяйный объект недвижимости (участки газопровода): подземный-газопровод низкого давления протяженностью 94,7 м. и надземные газопроводы низкого давления протяженностью 2 м. и 1,8 м., расположенные по адресу: <адрес>.
Указанный объект не является объектом муниципальной собственности Борисоглебского муниципального района, бесхозяйным не признан, на учет не поставлен, его правообладатель или балансодержатель не определен. Данные участки сети газоснабжения обеспечивают коммунальной услугой неопределенный круг лиц. Организация газоснабжения в Борисоглебском муниципальном районе, в том числе принятие комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, является обязанностью муниципального района.
Непринятие мер по обращению в Управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о постановке на учет указанного участка газопровода в качестве бесхозяйного объекта в целях дальнейшего оформления права собственности на данный объект может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и (или) чрезвычайной ситуации, тем самым нарушить права неопределенного круга граждан и юридических лиц.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, обязанность обращения за постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости подземного газопровода низкого давления протяженностью 94,7 м. и надземного газопровода низкого давления протяженностью 2 м. и 1,8 м., расположенные по адресу: <адрес> лежит на администрации Борисоглебского сельского поселения.
В судебном заседании прокурор Борисоглебского района Маймистов Е.А. заявленные требования поддержал по изложенным в иске доводам.
Ответчики администрация Борисоглебского сельского поселения, Администрация Борисоглебского муниципального района, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Представители третьих лиц: АО "Газпром газораспределение Ярославль", УК ООО "Забота", Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР), ПАО "РОСКАДАСТР" по Ярославской области (ППК "РОСКАДАСТР" по Ярославской области), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (Управление Росреестра по Ярославской области) в судебное заседание не явились, своевременно и надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрении дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что на территории п. Борисоглебский имеется бесхозяйный объект недвижимости (участки газопровода): (участки газопровода) - подземный-газопровод низкого давления протяженностью 94,7 м. и надземные газопроводы низкого давления протяженностью 2 м. и 1,8 м., расположенные по адресу: <адрес>
По сведениям ЕГРЮЛ ООО «Стройсервис» выступающее заказчиком по строительству указанного газопровода, ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с актом о разграничении эксплуатационной принадлежности, подземный газопровод, протяженностью 94,7 м. и надземные газопроводы протяженностью 2 м. и 1,8 м. общедомовым имуществом собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> № по <адрес> не являются.
Согласно ч.4 ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьей 32 данного закона определяется, что собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 также определено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, спорный объект, как бесхозяйный, в целях дальнейшего определения его собственника должен быть поставлен на учет в Управлении Росреестра по Ярославской области.
Администрация Борисоглебского сельского поселения является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязана это сделать в силу возложенных на нее законом полномочий.
До настоящего времени администрация с заявлением о его постановке на учет в качестве бесхозяйного в Управление Росреестра по Ярославской области не обратилась.
На этом основании суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно ч. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Таким образом, исходя из объема мероприятий, которые необходимо провести для выделения бюджетного финансирования, принимая во внимание характер требований, их значимость, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда в шесть месяцев с момента вступления его в законную силу, что обеспечит баланс интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования прокурора Борисоглебского района Ярославской области (ИНН 7604008189):
Обязать администрацию Борисоглебского сельского поселения Борисоглебского района Ярославской области (ИНН 7614004592) осуществить постановку на учет в
Управлении Росреестра по Ярославской области в качестве бесхозяйного
имущества объект недвижимости (участки газопровода) - подземный-газопровод низкого давления протяженностью 94,7 м. и надземные газопроводы низкого давления протяженностью 2 м. и 1,8 м., расположенные по адресу: <адрес> течение шести месяцев со дня
вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в месячный срок со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: