Мировой судья – Боброва Ю.Н. | Дело № 12-38/202211MS0044-01-2022-000795-30 |
РЕШЕНИЕ
02 июня 2022 года г. Емва, Республика Коми
Судья Княжпогостского районного суда Республики Коми Закидальский Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Боксит Тимана» на постановление мирового судьи Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми от 21 марта 2022 года,
установил:
постановлением мирового судьи Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми от 21 марта 2022 года юридическое лицо АО «Боксит Тимана» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник АО «Боксит Тимана» подал жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В жалобе указано, что в соответствии с требованиями лесного законодательства АО «Боксит Тимана» представило отчеты в адрес ГУ РК «Мещурское лесничество» о защите лесов, об охране лесов от пожаров, об использовании лесов за 2021 год в установленные законодательством сроки: отчет о защите лесов за 4 квартал 2021 года был отправлен 24 декабря 2021 года, что подтверждается извещением о приеме отчета от 27 декабря 2021 года, отчет об охране лесов от пожаров за 4 квартал 2021 года был отправлен 24 декабря 2021 года, что подтверждается извещением о приеме отчета от 27 декабря 2021 года, отчет об использовании лесов за 2021 год был отправлен 29 декабря 2021 года, что подтверждается извещением об отказе в приеме отчета от 18 января 2022 года, 01 февраля 2022 года в адрес ГУ РК «Мещурское лесничество» направлен исправленный отчет об использовании лесов за 2021 год, что подтверждается извещением о приеме отчета от 11 февраля 2022 года. Пропуска срока предоставления отчета об использовании лесов за 2021 год юридическим лицом не допущено. Также отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении за 4 квартал 2021 года был отправлен 30 декабря 2021 года, что подтверждается извещением о приеме отчета от 11 января 2022 года. Поскольку сроки предоставления отчетов не нарушены, производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Представитель юридического лица АО «Боксит Тимана» в судебном заседании участия не принимает, о времени и месте рассмотрения дела юридическое лицо извещено надлежаще. В адрес суда направлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В предыдущем судебном заседании защитник юридического лица Гаврилова А.Е. доводы жалобы поддержала, пояснила, что все отчеты были своевременно подготовлены и направлены в адрес ГУ РК «Мещурское лесничество».
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебном заседании участия не принимает, в адрес суда направлен отзыв: постановление мирового судьи вынесено законно и обоснованно, поскольку АО «Боксит Тимана» предоставлен отчет об использовании лесов за 2021 год 01 февраля 2022 года, что подтверждается извещением о приеме отчета от 11 февраля 2022 года, то есть с нарушением установленного срока – не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным, в данном случае – 10 января 2022 года. Остальные отчеты предоставлены в установленный срок. Отзыв содержит ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя ГУ РК «Мещурское лесничество».
Судья определил рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся сторон.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.
Совершение данного административного правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, образуют действия или бездействие, выразившиеся, в том числе в непредставлении или несвоевременном представлении в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом.
В силу статьи 60.11 Лесного кодекса РФ отчет о защите лесов представляется гражданами, юридическими самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Порядок предоставления отчета о защите лесов и его формы, требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме утвержден приказом Минприроды России от 09.03.2017 № 78 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме» (Форма 1-ЗЛ).
В силу пункта 2 Приложения 3 к указанному приказу отчет представляется ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране лесов от пожаров, отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.
Согласно статье 60 Лесного кодекса РФ отчет об охране лесов от пожаров представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Порядок предоставления отчета об охране лесов и его формы, требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме утвержден приказом Минприроды России от 09.03.2017 № 78 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме» (Форма 1-ОЛ).
В силу пункта 2 Приложения 3 к указанному приказу отчет представляется ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране лесов от пожаров, отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.
В соответствии со статьей 49 Лесного кодекса РФ отчет об использовании лесов предоставляется юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Порядок предоставления отчета об использовании лесов и его формы, требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.08.2017 № 451 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме» (Форма 1-ИЛ).
В силу пункта 2 Приложения 3 к указанному приказу отчет предоставляется ежемесячно, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным (при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений). В случаях, если при использовании лесов не осуществлялись рубки лесных насаждений, Отчет должен представляться ежегодно, не позднее 10 января года, следующего за отчетным.
Согласно статье 66 Лесного кодекса РФ отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими воспроизводство лесов и лесоразведение, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Порядок предоставления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении и его формы, требований к формату отчета утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.08.2017 № 452 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, формы и порядка представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требований к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме» (Форма 1-ВЛ).
В силу пункта 2 Приложения 3 к указанному приказу отчет предоставляется ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в течение года не предусмотрены мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению, отчет не представляется.
В соответствии с частью 1 статьи 93.5 Федерального закона от 04.02.2021 № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений» юридические лица, граждане представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, уполномоченным в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, документы, предусмотренные настоящим Кодексом, в электронной форме и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг или иных информационных технологий взаимодействия с органами исполнительной власти, уполномоченными в области лесных отношений, определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо через официальный сайт с использованием единой системы идентификации и аутентификации (электронный сервис «личный кабинет»). Таким образом, с 01 июля 2021 отчеты об использовании лесов представляются исключительно в форме электронного документа с использованием портала Госуслуги или ЕГАИС учета древесины и сделок с ней.
Мировым судьей правомерно установлено, что в нарушение требований статьи 49 Лесного кодекса РФ и пункта 2 Приложения 3 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.08.2017 № 451 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме» АО «Боксит Тимана» отчет об использовании лесов за 2021 год представлен 01 февраля 2022 года, что подтверждается заявлением № 1759746729 на платформе государственных сервисов и извещением ГУ РК «Мещурское лесничество» о приеме отчета об использовании лесов от 11 февраля 2022 года.
При рассмотрении дела фактические обстоятельства правонарушения установлены исходя из положений статей 24.1, 26.1 КоАП РФ. Выводы о доказанности наличия в действиях АО «Боксит Тимана» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, находят полное подтверждение совокупностью согласующихся между собой и взаимодополняющих друг друга доказательств: договорами аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры: № 01/2-АР от 29 октября 2009 года, № 01/3-АР от 29 октября 2009 года, № 01/4-АР от 29 октября 2009 года, № 01/5-АР от 29 октября 2009 года, № 01/6-АР от 29 октября 2009 года, где согласно условиям данных договоров АО «Боксит Тимана», как арендатор обязан предоставлять отчеты, предусмотренные в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ, заявлением № 1759746729 на платформе государственных сервисов, извещением ГУ РК «Мещурское лесничество» об отказе в приеме отчета об использовании лесов от 18 января 2022 года, извещением ГУ РК «Мещурское лесничество» о приеме отчета об использовании лесов от 11 февраля 2022 года, протоколом об административном правонарушении № 4 от 15 февраля 2022 года.
Достоверность и допустимость исследованных доказательств сомнений не вызывает.
Вместе с тем при рассмотрении жалобы на постановление не нашли своего подтверждения выводы мирового судьи о нарушении АО «Боксит Тимана» пункта 2 Приложения 3 к приказу Минприроды России от 09.03.2017 № 78 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме», что опровергается собранными по делу доказательствами, а также письменными пояснениями должностного лица ГУ РК «Мещурское лесничество», где указано, что все отчеты, кроме отчета об использовании лесов за 2021 год, предоставлены в установленные сроки.
Из материалов дела следует, что АО «Боксит Тимана» направило в адрес ГУ РК «Мещурское лесничество» отчет о защите лесов за 4 квартал 2021 года 24 декабря 2021 года, что подтверждается извещением о приеме отчета от 27 декабря 2021 года, отчет об охране лесов от пожаров за 4 квартал 2021 года – 24 декабря 2021 года (извещение о приеме отчета от 27 декабря 2021 года), отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении за 4 квартал 2021 года – 30 декабря 2021 года (извещение о приеме отчета от 11 января 2022 года).
На основании изложенного вменение нарушения сроков представления указанных отчетов подлежит исключению из оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех мер по соблюдению правил и норм, нарушение которых ему вменено.
Доказательства, свидетельствующие о том, что юридическим лицом приняты все зависящие от него меры к соблюдению требований действующего законодательства РФ по своевременному направлению в адрес ГУ РК «Мещурское лесничество» отчета об использовании лесов за 2021 год, в материалах дела отсутствуют, юридическим лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлено.
Довод жалобы о представлении отчета в адрес ГУ РК «Мещурское лесничество» об использовании лесов за 2021 год в установленные законодательством сроки признается несостоятельным, поскольку опровергается доказательствами по делу. Так, отчет об использовании лесов, направленный АО «Боксит Тимана» 29 декабря 2021 года, не был принят ГУ РК «Мещурское лесничество», поскольку не соответствовал отчету по форме, содержанию и порядку его предоставления и заполнения, что подтверждается извещением об отказе в приеме отчета об использовании лесов от 18 января 2022 года.
Поскольку АО «Боксит Тимана» нарушены требования статьи 49 Лесного кодекса РФ и пункта 2 Приложения 3 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.08.2017 № 451 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме», мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО «Боксит Тимана» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7 КоАП РФ, и виновности в совершении правонарушения.
Исключение из объема предъявленных нарушений сроков представления в административный орган иных отчетов не влияет на квалификацию вменяемого правонарушения.
Административное наказание назначено юридическому лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 19.7 КоАП РФ, при отсутствии смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств.
Иных нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Постановление по делу вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми от 21 марта 2022 года оставить без изменения, а жалобу защитника АО «Боксит Тимана» – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Д.Е. Закидальский