Судебный акт #1 (Решение) по делу № 72-429/2023 от 21.08.2023

Судья Богомолова Л.А.

Дело № 72-429/2023

УИД 59RS0001-01-2023-002513-68

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 06 сентября 2023 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола секретарем Каско Н.С., с участием защитника Гавриловой О.В., старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Гавриловой Ольги Владимировны на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24 мая 2023 г., решение судьи Дзержинского районного суда г.Перми от 28 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Зубкова Олега Геннадьевича,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24 мая 2023 г. № 06-02/38-Д директор общества с ограниченной ответственностью «БЕЛКАМНЕФТЬ» Зубков О.Г. (далее – общество, ООО «БЕЛКАМНЕФТЬ») признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в 20 000 рублей.

Решением судьи Дзержинского районного суда г.Перми от 28 июля 2023 г. (№ 12-208/2023), вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника Гавриловой О.В., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Гаврилова О.В. просит об отмене состоявшихся по делу актов и прекращении производства по делу, либо о замене назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, ссылаясь на необоснованное не применение положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ошибочное толкование положений статьей 4.1.1, 3.4 указанного Кодекса, а также о выполнении недропользователем основных обязанностей установленных Законом Российской Федерации «О недрах».

В судебном заседании в краевом суде Зубков О.Г., защитник Каримов Р.Р., извещенные надлежащим образом, участие не принимали.

Защитник Гаврилова О.В. в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивала, полагая об отсутствии состава вменяемого правонарушения.

Старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды А. полагал об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела по жалобе, материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему выводу

В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд регулирует Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах»).

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закона «О недрах»).

Согласно статье 11 Закона «О недрах» лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

Основные права и обязанности пользователя недр установлены статьей 22 Закона «О недрах», в силу которой пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства в области использования и охраны недр (пункт 1 части 2); ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами (пункт 3 части 2).

Как усматривается из материалов дела, ООО «БЕЛКАМНЕФТЬ» выдана лицензия ** на пользование недрами для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки, и добычи полезных ископаемых, которая зарегистрирована 02 октября 2017 г., срок окончания действия лицензии 31 декабря 2115 г.

В соответствии с решением заместителя руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 марта 2023 г. №109-Ре-П в отношении ООО «БЕЛКАМНЕФТЬ» проведена плановая выездная проверка в рамках федерального государственного геологического контроля (надзора).

По результатам плановой выездной проверки составлен акт от 17 апреля 2023 г. № 88-ПГУ, согласно которому ООО «БЕЛКАМНЕФТЬ» являясь пользователем Западно-Ельниковского участка недр на основании лицензии ** не обеспечило надлежащее ведение и хранение дел скважин №№ 211, 214, 215, 1477, в делах отсутствует информация о строительстве скважин.

Согласно приказу ** от 26 ноября 2022 г. Зубков О.Г. принят на должность генерального директора ООО «БЕЛКАМНЕФТЬ».

Указанные выше обстоятельства явились основанием для привлечения директора ООО «БЕЛКАМНЕФТЬ» Зубкова О.Г. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за пользование Западно-Ельниковским участком недр с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, что выразилось в ненадлежащем ведении основной документации в процессе выполнения всех видов работ на Западно-Ельниковском участке недр (в делах скважин №№ 211, 214, 215, 1477 отсутствует информация о спуске кондуктора, эксплуатационной колонны, акты их цементажа и опрессовки).

Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 11 мая 2023 г. № 06-03/38-2023, которым Зубкову О.Г. вменено пользование обществом, директором которого он является, недрами с нарушений условий лицензии; актом плановой выездной проверки от 17 апреля 2023 г. № 88-ПГУ; приложением к лицензии на пользование недрами ИЖВ 02008 НЭ, а также иными собранными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представленные в материалы дела доказательства соответствуют требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержат сведения об обстоятельствах произошедшего, соответствует признакам относимости и допустимости доказательств, а потому обоснованно положены в основу вывода должностного лица о виновности Зубкова О.Г. Сведения, содержащиеся в данных документах объективно подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств.

Приказом Минприроды России от 14 июня 2016 г. № 356 утверждены Правила разработки месторождений углеводородного сырья (далее – Правила).

Пунктом 10.1 Правил определен перечень документов на бумажном и электронном носителях, который недропользователь должен иметь при вводе скважины в эксплуатацию и включении ее в состав основных производственных фондов.

Согласно пункту 12.5 Правил работы по КРС, ТРС оформляют описанием ремонта (для КРС) и актом (для ТРС) по установленным формам и регистрируют в деле скважины.

Первичная документация включает данные различных измерений и исследований, имеющих отношение к технологическим процессам добычи УВС и воды, закачки агентов вытеснения и ППД, акты о проведении различных видов работ в скважинах и на других нефте- и газопромысловых объектах. Первичная документация ведется недропользователем (пункт 15.4 Правил).

Пунктом 15.6 Правил предусмотрено, что сводная документация систематизирует и объединяет информацию, содержащуюся в первичной документации, и заполняется в соответствующих структурных подразделениях недропользователя и подрядных организациях.

Согласно пп «а» пункта 15.7 Правил к основным сводным документам относят: дело скважины (паспорт скважины, акты и отчеты обо всех мероприятиях, проводимых на скважине).

Содержание приведенных положений без каких либо сомнений свидетельствует о том, что дела скважин должны содержать в себе информацию о первичной документации, а также акты и отчеты обо всех мероприятиях, проводимых на скважине.

Согласно пункту 10 Условий пользования недрами к лицензии ** пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Отсутствие информации о первичных документах (о спуске кондуктора, эксплуатационной колонны, актах их цементажа и опрессовки), в делах скважин, являющихся основными сводными документами является нарушением приведенных выше условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, поскольку отсутствие указанной информации, актов и отчетов об этих мероприятиях с очевидностью делает невозможным выполнение требований законодательства по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ при пользовании недрами.

Таким образом, отсутствие в делах скважин части документации о мероприятиях, проводимых на скважинах №№ 211, 214, 215, 1477 Западно-Ельниковского участка недр, информации об этом вопреки доводам защитника, приведенным в судебном заседании в краевом суде, подтверждает наличие вменяемого состава правонарушения.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к указанной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Генеральный директор ООО «БЕЛКАМНЕФТЬ» Зубков О.Г. являясь руководителем юридического лица, которому выдана лицензия на пользование недрами имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, обязан был принять своевременные и достаточные меры к недопущению нарушения условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выявленные нарушения условий пользования недрами, связанные с необеспечением надлежащего хранения и ведения дел скважин, являются длящимися, которые имели место и после назначения на должность генерального директора Зубкова О.Г., вместе с тем с момента назначения на должность и до фактической даты проведения проверки у Зубкова О.Г. имелось достаточно времени для приведения дел скважин в надлежащее состояние, с учетом того, что недостающие документы и информация по скважинам фактически имелась.

Объективных данных, свидетельствующих о том, что у Зубкова О.Г. отсутствовала возможность для соблюдения требований Закона «О недрах», Правил разработки, а также убедительных доказательств, свидетельствующих о том, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения указанных норм, материалы дела не содержат. Выявленные нарушения подтверждают ненадлежащее исполнение Зубковым О.Г. своих должностных обязанностей, отсутствие с его стороны какого-либо контроля за соблюдением установленных требований.

Таким образом, генеральный директор ООО «БЕЛКАМНЕФТЬ» Зубков О.Г. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя жалобы о возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обосновано отклонены должностным лицом и судьей районного суда по основаниям изложенным в обжалуемых актах, с учетом правовой позиции выраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В данном случае характер правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны собственности, связанного с нарушением условий лицензии на пользование недрами, а также наличие у Зубкова О.Г. возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, не позволяет признать совершенное им деяние малозначительным и освободить его от наказания по основаниям, предусмотренным статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны вменяемого административного правонарушения, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

Вопреки доводам жалобы, равным образом отсутствуют основания для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на что обоснованно сослался судья районного суда, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, в том числе с учетом того, что вмененное Зубкову О.Г. нарушение требований законодательства не позволяет сделать вывод об отсутствии возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде.

Допущенное генеральным директором ООО «БЕЛКАМНЕФТЬ» Зубковым О.Г. нарушение, а именно: ненадлежащее ведение дел скважин, свидетельствует о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, возможной угрозы объектам животного и растительного мира, окружающей среде, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Кроме того, при назначении Зубкову О.Г. административного наказания должностным лицом учтено, что постановлениями от 24 мая 2023 г. № 06-02/22-Д, № 06-02/24-Д, № 06-02/26-Д, № 06-02/28-Д, № 06-02/30-Д, № 06-02/32-Д, № 06-02/34-Д Зубков О.Г. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 г., помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 настоящего Кодекса, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению. При этом условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, статьи 3.4 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривают.

Таким образом, положения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса не подлежат применению в случае, если им совершены иные правонарушения, без условия о том, имелось ли к моменту совершения вменяемого правонарушения вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за предшествующее правонарушение или нет.

При таких обстоятельствах в настоящем случае отсутствует возможность заменить административное наказание на предупреждение в связи с наличием препятствий, установленных в части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы защитника, приведенные в судебном заседании в краевом суде о том, что наложение административного штрафа на Зубкова О.Г. по нескольким постановлениям в общей сумме 320000 рублей является чрезмерным, носит неоправданный карательный характер, поскольку не отвечает конституционным принципам справедливости и соразмерности, не могут служить основанием для изменения постановления должностного лица и решения судьи районного суда, поскольку не основаны на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и являются субъективным мнением заявителя.

Административное наказание назначено Зубкову О.Г. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 данного Кодекса.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки должностного лица и судьи районного суда, они не опровергают наличие в действиях Зубкова О.Г. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного постановления.

Постановление о назначении Зубкову О.Г. административного наказания вынесено с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.

При указанных обстоятельствах основания для отмены, изменения постановления должностного лица, решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░ ░░ 28 ░░░░ 2023 ░. (№ 12-208/2023), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░ 2023 ░. № 06-02/38-░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 7.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ - (░░░░░░░)

72-429/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Зубков Олег Геннадьевич
Другие
Каримов Руслан Равильевич
Гаврилова Ольга Владимировна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Синицына Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud--perm.sudrf.ru
21.08.2023Материалы переданы в производство судье
06.09.2023Судебное заседание
08.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2023Дело оформлено
13.09.2023Дело передано в экспедицию

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее