Дело № 2-322/2023
55RS0034-01-2023-000246-79
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тара Омской области 24 апреля 2023 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующей судьи Казаковой Н.Н., при секретаре Новичковой О.В., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Брюховым И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Таре 24.04.2023 дело по иску Таракановой Татьяны Григорьевны к Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области о сохранении недвижимости в реконструированном состоянии и признании права собственности на реконструированную квартиру в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
истец обратился в Тарский городской суд с названным исковым заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ее супругу ФИО4 был выдан ордер № на семью состоящую из двух человек: ФИО1 (жена) и ФИО3 (дочь). Ордер выдан на квартиру площадью 17,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер. Истец осталась проживать в спорной квартире. ФИО4 своевременно не обратился в орган государственной регистрации прав за оформлением права собственности на указанную квартиру. Истец произвела реконструкцию квартиры, в результате чего ее площадь увеличилась с 17.2 кв.м. до 57 кв.м. Просит суд сохранить объект недвижимости – многоквартирный жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> реконструированном состоянии, общей площадью 179,2 кв.м., сохранить объект недвижимого имущества жилое помещение – квартиру с кадастровым номером 55:37:002219:88, расположенную по адресу: <адрес> реконструированном состоянии с учетом возведенной жилой постройки, общей площадью 57,0 кв.м., признать за ФИО1 право собственности на жилое помещение – квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес> порядке приватизации, признать за ФИО4 право на единоличное обращение в орган кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением об учете изменений объекта недвижимости в части уточнения площади жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, при отсутствии заявлений других собственников помещений данного объекта.
В судебное заседание истец Тараканова Т.Г. не явилась, письменным заявлением просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства не участвовал, возражений против иска не представил.
Третьи лица представитель Территориального управления Росреестра Омской области в Тарском районе, Братухин С.И., Захарова С.В., Шекова Г.М. участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, возражений не представили.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно ст. 4 Градостроительного кодекса РФ отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Согласно ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Частью 4 статьи 29 ЖК РФ предусмотрено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с выпиской из ЕГРН право собственности на квартиру, площадью 44,4 кв.м., по адресу: <адрес>, ни за кем не зарегистрировано (л.д.23).
Согласно справке БУ «Омский центр КО и ТД» от 27.03.2023 (л.д. 47) сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-44) следует, что общая площадь <адрес> в <адрес> составляет 179,2 кв.м.
На основании технического паспорта <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> установлено, что общая площадь квартиры составляет 57,0 кв.м. (л.д. 45).
Из экспертного заключения №з/954 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что строение жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, отвечает требованиям по функциональному назначению и пригодно для безопасной эксплуатации при проживании (л.д.70-77).
Судом установлено, что истец проживает в квартире, общей площадью 57,0 кв.м. Указанная площадь увеличилась за счет возведения пристройки.
Таким образом, по данному делу юридически значимым обстоятельством являлось выяснение вопроса о произведенной реконструкции, в результате которой изменилась площадь дома.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность, либо в собственность одного совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Из искового заявления следует, что в 30.01.1990 году семье истца ПМК-110 была предоставлена спорная квартира (л.д. 25-26).
Статья 6 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из материалов дела установлено, что истец ранее не воспользовался правом приватизации (л.д.46, 49-50). Жилье не признавалось аварийным и непригодным для проживания. Образование большей площади 57,0 кв.м. не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Истец Тараконова Т.Г. зарегистрирована по адресу: <адрес> что подтверждено отметкой в ее паспорте гражданина РФ (л.д. 55).
Согласно п. 13 Примерному положению о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденному решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 ноября 1993 г. N 4, Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, если приватизация данного жилого помещения не противоречит Закону. Соблюдение установленного порядка соответствующим органом представительной власти оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в п. 5. указывает, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. от 21 декабря 1993 г.) (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности, либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили, либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции закона от 23 декабря 1992 г.).
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно представленных ответов установлено, что правоустанавливающие документы на жилое помещение отсутствуют.
Из ответа администрации Тарского городского поселения (л.д. 51) следует, что на данное жилое помещение отсутствуют правоустанавливающие документы, следовательно, невозможно зарегистрировать право собственности Тарского городского поселения для последующей передачи в собственность истцу, рекомендовано обратиться в суд.
Суд установил, что у истца нет иной возможности воспользоваться своим правом на приватизацию жилого помещения, кроме судебного, поскольку собственник дома, не известен, ответчик- Администрация Тарского городского поселения не желает ставить данное жилое помещение на учет в органы Росреестра как бесхозное имущество, документы на жилой дом не оформлены, муниципальные органы не принимают данный дом в свое ведение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Таракановой Татьяны Григорьевны (паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по <адрес> в <адрес>) к Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области (ИНН №) удовлетворить.
Сохранить объект недвижимого имущества здание - многоквартирный жилой дом с кадастровым номером <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, в реконструированном состоянии с общей площадью 179,2 кв.м.
Сохранить объект недвижимого имущества помещение - квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес> реконструированном состоянии с учетом возведенной жилой постройки общей площадью 57,0 кв.м.
Признать за Таракановой Татьяной Григорьевной право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру с кадастровым номером №, общей площадью 57,0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Признать за Таракановой Татьяной Григорьевной право на единоличное обращение в орган кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением об учете изменений объекта недвижимости в части уточнения площади многоквартирного жилого дома с кадастровым номером №, общей площадью 179,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, при отсутствии заявлений других собственников помещений данного объекта.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тарский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме подписано 24 апреля 2023 года.
Судья: подпись
Решение не вступило в законную силу
Копия верна
Судья Н.Н. Казакова
Секретарь О.В. Новичкова