Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-10850/2019 от 16.08.2019

Судья: Сафонова Н.А. адм.дело №33а-10850/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 сентября 2019 года             

г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в суда в составе председательствующего     Шилова А.Е.

судей                     Клюева С.Б., Ефремовой Л.Н.,

при секретаре                 Майдановой М.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Пахоменко Н.С. на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 08 апреля 2019 года, которым административное исковое заявление Пахоменко Н.С. к администрации г.о. Жигулевск Самарской области об оспаривании решения оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия

установила:

Пахоменко Н.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г.о.Жигулевск Самарской области о признании незаконным отказа в перераспределении земельных участков.

В обоснование заявления указано, что 19.11.2018 административный истец обратилась в администрации г.о. Жигулевск с заявлением об утверждении схемы земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Письмом от 25.12.2018 в удовлетворении заявления отказано на основании пп. 1 п. 4 ст. 27, п.п. 11 п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, п.п. 22 «г ч. 2 ст. 15 Федерального закона №33-ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях». С таким решением административный истец не согласна, так как принадлежащий ей земельный участок по адресу: <адрес>, относится к землям населенных пунктов, присоединяемый земельный участок также находится на территории населенного пункта. Таким образом, по мнению административного истца, указанные земельные участки не изъяты из оборота. С момента вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» по настоящее время распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Кроме того, решением ФГУ «Национальный парк «Самарская Лука» от 08.05.2018 парк указал на отсутствие возражений в согласовании границ земельного участка административному истцу. Присоединение земельного участка необходимо ей для реконструкции жилого дома.

Ссылаясь на изложенное, административный истец просила признать незаконным отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика устранить нарушение ее прав путем утверждения схемы земельного участка и заключения соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка по указанному выше адресу.

Судом постановлено указанное выше решение, которое Пахоменко Н.С. просит отменить, ссылаясь на основания, изложенные в административном исковом заявлении. Указывает также, что земельные участки расположены вне функциональных зон национального парка, следовательно, органом, уполномоченным принимать решение об утверждении схемы и перераспределении земельных участков, является администрация г.о.Жигулевск.

В заседании судебной коллегии представитель Пахоменко Н.С. - Жинь Э.И. (по доверенности) доводы жалобы поддержал.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены.

Администрация г.о. Жигулевск Самарской области направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в удовлетворении апелляционной жалобы просят отказать.

На основании ст.150, ст.307 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявивишихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения лица, участвующего в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Из материалов дела следует, что Пахоменко Н.С на праве собственности на основании договора купли-продажи от 21.02.2018 принадлежит земельный участок с кадастровым номером площадью 250 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, целевое назначение: для индивидуальной жилой застройки.

19.11.2018 Пахоменко Н.С. обратилась в администрацию г.о.Жигулевск с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в ее собственности, в соответствии со схемой расположения земельного участка площадью 529 кв.м, согласно которой площадь присоединяемого земельного участка составляет 279 кв.м.

Письмом №9315-п от 25.12.2018 Пахоменко Н.С. отказано в перераспределении земельных участков на основании пп. 1 п.4 ст. 27, пп. 11 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ, п.п. «г», «д» ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» по мотивам расположения испрашиваемого земельного участка в границах национального парка «Самарская Лука», являющегося особо охраняемой природной территорией федерального значения. Также сообщено, что распоряжение земельными участками в границах национальных парков осуществляется Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по согласованию с Министерством природы РФ.

В соответствии с подп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В силу подп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).

Согласно ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов (п.1).

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности (п.2).

Согласно п.6 ст.95 Земельного кодекса РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий не подлежат приватизации.

Согласно ст.12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Согласно п. «д» ч. 2 ст. 15 указанного Закона на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в частности, строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.

Таким образом, в силу приведенных норм земли национальных парков относятся к категории земель особо охраняемых территорий, являются федеральной собственностью и отчуждению в частную собственность не подлежат. В границах национальных парков могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.

Национальный парк "Самарская Лука" создан постановлением Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 N 161 "О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука", находится в ведении Минприроды России (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055-р).

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером площадью 250 кв.м и испрашиваемый земельный участок площадью 279 кв.м, находящиеся в с. Бахилова Поляна, входят в границы национального парка «Самарская Лука».

Данные обстоятельства подтверждаются сведениями публичной кадастровой карты (л.д.32), отзывами администрации г.о. Жигулевск, ТУ Росимущества в Самарской области на исковое заявление (л.д.21-22, 67-72), решением ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» (л.д.14), сообщением Минприроды России (л.д.6).

Сведений о том, что территория с. Бахилова Поляна исключена из состава земель национального парка "Самарская Лука", не имеется.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение администрации г.о.Жигулевск об отказе Пахоменко Н.С. в перераспределении земельных участков является законным и отмене не подлежит, так как испрашиваемый земельный участок, расположенный в границах находящегося в федеральной собственности государственного национального парка, не подлежит передаче в частную собственность в силу прямого указания закона. Кроме того, административный ответчик не имеет полномочий распоряжаться имуществом, отнесенным к федеральной собственности.

Доводы административного истца о том, что земельные участки расположены в границах населенного пункта и отнесены к землям населенных пунктов, выводы суда не опровергают. То обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям, земли которых изъяты из оборота (соответствующая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ 03.07.2012г. № 19-КГПР12-3).

Доводы жалобы о том, что администрация г.о. Жигулевск правомочна принимать решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка, так как он расположен вне функциональных зон национального парка, и ТУ Росимущества в Самарской области не осуществляет полномочия собственника в отношении этого участка, являются несостоятельными.

В соответствии с п.11 Положения о национальном парке "Самарская Лука", утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2015 N69, на территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены следующие зоны: заповедная зона, особо охраняемая зона, рекреационная зона, зона хозяйственного назначения.

Из письма Минприроды России от 11.09.2018 следует, что по информации ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» земельный участок с кадастровым номером расположен в границах зоны хозяйственного назначения национального парка.

В силу изложенного выше входящие в состав национальных парков земельные участки в любом случае являются федеральной собственностью.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные управления.

Полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Самарской области, осуществляет ТУ Росимущества в Самарской области (п. 4 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.09.2009 № 278).

Таким образом, распоряжение земельными участками в границах национального парка уполномочено осуществлять ТУ Росимущества в Самарской области. Администрация г.о.Жигулевск Самарской области данными полномочиями не обладает.

Решение ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» от 08.05.2018, на которое административный истец ссылается в обоснование иска, не может являться основанием предоставления земельного участка, поскольку данным решением согласовано только расположение границ земельного участка, а не его предоставление в собственность.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, им дана надлежащая оценка, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством, нарушений или неправильного применения норм материального права судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Жигулевского городского суда Самарской области от 08 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пахоменко Н.С. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-10850/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Пахоменко Н.С.
Ответчики
Администрация г.о. Жигулевск
Другие
Территориальное Управление Росимущества в Самарской области
Жинь Э.И.
Кузьмичева О.А.
ФГБУ Национальный Парк Самарская Лука
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
16.08.2019Передача дела судье
10.09.2019Судебное заседание
04.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее