Дело № 2-790/2022
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Палатка
Магаданская область 24 августа 2022 г.
Хасынский районный суд Магаданской области в составе
председательствующего судьи Комарова О.Н.,
при секретаре Гривковой Ю.В.,
с участием представителя истца-помощника прокурора Хасынского района Слащилина Б.В.,
представителя ответчика ФИО5, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хасынского районного суда в поселке Палатка гражданское дело по иску прокурора Хасынского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Хасынского городского округа об обязании совершить определенные действия,
установил:
прокурор Хасынского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Хасынского городского округа о возложении обязанности привести автомобильную дорогу протяженностью 504 метра (кадастровый номер № расположенную от поворота ФАД Р-504 «Колыма» Якутск-Магадан до моста через р. Хасын, в надлежащее для эксплуатации состояние, в соответствие с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указали, что прокуратурой Хасынского района с привлечением сотрудника ОГИБДД Отд МВД России по Хасынскому району проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, на территории Хасынского района Магаданской области, в ходе которой выявлены нарушения, а именно установлено, что автомобильная дорога протяженностью 504 метра (кадастровый номер №), находящаяся в собственности муниципального образования «Хасынский городской округ», не соответствует требованиям
п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 ввиду наличия на проезжей части многочисленных дефектов в виде выбоин, отсутствия твердого покрытия.
Невыполнение администрацией Хасынского городского округа возложенных на нее обязанностей по приведению указанной автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 не позволяет обеспечить безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Ссылаясь на Федеральный закон от 10.12.1995
№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ), Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» просили ответчика устранить допущенные нарушения.
Участвующий в судебном заседании прокурор просил удовлетворить исковые требования по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признал, однако просили увеличить срок исполнения решения суда до 15.10.2013 года
Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Действие указанного Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
На основании положений ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995
№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ст.ст. 209-210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 3 Федерального закона от № 257-ФЗ предусмотрено, что автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 13 Федерального закона № 257-ФЗ закрепляет полномочия органов местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Устава муниципального образования «Хасынский городской округ», утвержденного решением Собрания представителей Хасынского городского округа от 09.11.2015 № 42 (далее – Устав) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 4 Устава определено, что к вопросам местного значения городского округа, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
На основании статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с п. 5.2.4 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст (далее – ГОСТ Р 50597-2017), покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Руководствуясь таблицой 5.3 – Размеры дефектов покрытия и сроки их устранения ГОСТ, дефектом являются отдельные повреждения (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, м2, равной или более.
В судебном заседании установлено, что согласно выписке из государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ собственником сооружения с кадастровым номером №, т.е. автомобильной дороги протяженностью 504 метра, расположенной от поворота ФАД Р-504 «Колыма» Якутск-Магадан до моста через р. Хасын по направлению к пгт. Хасын, является муниципальное образование Хасынский городской округ.
Прокуратурой Хасынского района ДД.ММ.ГГГГ с участием сотрудника ОГИБДД Отд МВД России по Хасынскому району, представителя Комитета жизнеобеспечения территории администрации Хасынского городского округа проведена проверка содержания автомобильных дорог местного значения на территории населенных пунктов Хасынского района, по результатам которой установлено, что автомобильная дорога протяженностью 504 метра (кадастровый номер №), находящаяся в собственности муниципального образования «Хасынский городской округ», не соответствует требованиям
п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 ввиду наличия на проезжей части многочисленных дефектов в виде выбоин, отсутствия твердого покрытия.
Данные обстоятельства отражены в Акте о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, составленного ДД.ММ.ГГГГ и подписанного должностными лицами.
Таким образом, суд находит доводы истца о невыполнении Администрацией Хасынского городского округа возложенных на нее обязанностей по приведению указанной автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 обоснованными и доказанными.
Суд соглашается с тем, что наличие на проезжей части многочисленных дефектов в виде выбоин, отсутствие твердого покрытия не позволяет обеспечить безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
На основании вышеизложенного, суд считает обоснованными требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по приведению автомобильной дороги протяженностью 504 метра (кадастровый номер №), расположенной от поворота ФАД Р-504 «Колыма» Якутск-Магадан до моста через р. Хасын, в надлежащее для эксплуатации состояние, в соответствие с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая временные затраты, необходимые на устранение выявленных нарушений, связанных в том числе с необходимостью проведения аукционных мероприятий в рамках заключения контрактов на проведение работ, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Хасынского района Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Хасынского городского округа Магаданской области о совершении определенных действий - удовлетворить.
Обязать Администрацию Хасынского городского округа <данные изъяты> привести автомобильную дорогу протяженностью 504 метра (кадастровый номер №), расположенной от поворота ФАД Р-504 «Колыма» Якутск-Магадан до моста через р. Хасын, в надлежащее для эксплуатации состояние, в соответствие с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» в срок до 15 октября 2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Хасынский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Н.Комаров