УИД 56RS0004-01-2022-000387-41
Дело № 2-198/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Александровка 5 июля 2022 года
Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего - судьи Беймлера П.Ю.,
при секретаре судебного заседания Перетятько М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
администрация Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области (далее – администрация Александровского сельсовета) обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества.
В обоснование заявления заявитель указал, что 7 мая 2021 года на учет в качестве бесхозяйного принят объект недвижимого имущества – водопровод, кадастровый номер: №, протяженностью 2781м., расположенный по адресу: <адрес> назначение объекта - 10. сооружения коммунального хозяйства, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись. В течение года со дня постановки имущества на учет никто не заявлял о своих правах на указанное имущество.
Представитель заявителя просил суд признать за муниципальным образованием Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – водопровод, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> назначение объекта - 10. сооружения коммунального хозяйства, протяженностью 2781м.
В судебное заседание представители заявителя – администрации Александровского сельсовета и заинтересованного лица - администрации Александровского района Оренбургской области, не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области находится объект недвижимого имущества - водопровод, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> назначение объекта - 10. сооружения коммунального хозяйства.
Согласно информации Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений № 718 от 9 марта 2021 года; № ЮМ-12-20/6044 от 26 марта 2021 года; № 1271 от 7 апреля 2022 года; № ЮМ-12-20/9949 от 19 апреля 2022 года, объект недвижимого имущества – водопровод, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> не проходил процедуру учета в реестре государственного имущества Оренбургской области (л.д.8-10).
Из сообщения территориального управления Росимущества в Оренбургской области № 56-НБ-02/2017 от 6 апреля 2022 года и № 56-НБ-02/1097 от 3 марта 2021 года следует, что объект недвижимости: водопровод, с кадастровым номером № не проходил процедуру учета в качестве государственного (федерального) имущества (л.д.12-13).
Исходя из сведений, предоставленных администрацией Александровского района Оренбургской области № 775 от 1 марта 2021 года и № 1245 от 7 апреля 2022 года, недвижимое имущество – водопровод, с кадастровым номером №, по адресу: Оренбургская область, Александровский район, п. Подгорный в реестре муниципальной собственности отсутствует (л.д.16-17).
В соответствии с выпиской из ЕГРН № КУВИ-001/2022-87975170 от 6 июня 2022 года, объект недвижимости с кадастровым номером № - водопровод принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости, 7 мая 2021 года (л.д.5-6).
Таким образом, в судебном заседании достоверно, установлено, что вышеуказанный объект недвижимого имущества не имеет собственника, то есть является бесхозяйным недвижимым имуществом. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
На основании части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с положениями части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Как следует из положений статьи 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области», перечень вопросов местного значения сельского поселения, муниципального района, городского округа определен Федеральным законом № 131-ФЗ. За сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1,7.27.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в числе прочего, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, в силу пункта 2 которого, принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).
На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее - орган регистрации прав).
Согласно пункту 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Согласно пункту 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Из пункта 9 Порядка следует, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.
В силу приведенных норм закона орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
При таких обстоятельствах суд находит заявление администрации Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление администрации Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области - удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – водопровод, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> назначение объекта – 10. сооружения коммунального хозяйства, протяженностью 2781м.
Настоящее решение является основанием для государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости за муниципальным образованием Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья П.Ю. Беймлер
Мотивированное решение составлено 06 июля 2022 года.