Дело №2-745/2019 УИД №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 декабря 2019 года <адрес>
Моргаушский районный суд Чувашкой Республики в составе:
председательствующего судьи Ярусовой А.Н.,
при секретаре судебного заседания Ивановой С.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Евдокимова Е.Н.,
представителя ответчика – начальника отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «<адрес> СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики, отделу образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МБОУ «<адрес> СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики, Отделу образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
в здании школы в <адрес>:
- в здании склада, теплицы установить автоматическую пожарную сигнализацию,
- установить ограждение на кровле,
- отремонтировать наружное противопожарное водоснабжение (резервуар),
- все имеющиеся огнетушители обеспечить паспортами завода-изготовителя,
- на эвакуационных путях, эвакуационных и аварийных выходов с спортзала исключить наличие порогов,
- части зданий и помещений различных классов функциональной пожарной опасности разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (помещения электрощитов, мастерской, складов, библиотеки, архивов с коридором школы);
в здании школы в <адрес>:
- кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании выполнить в закрытом виде, исключающим распространение горения (провода ТРП, КСПВ),
- разработать проектную документацию на автоматическую пожарную сигнализацию,
- все имеющиеся огнетушители обеспечить паспортами завода-изготовителя,
- обеспечить проведение проверки работоспособности наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раза в год (весной и осенью).
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики по информации ОНД и ПР по Моргаушскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике проведена проверка МБОУ «<адрес> СОШ» Моргаушского района, расположенного по адресу: <адрес>, а также по адресу: <адрес> в ходе которой выявлены нарушения правил противопожарного режима, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390, указанные выше.
По данному факту прокуратурой района в адрес МБОУ «<адрес> СОШ» было внесено представление об устранении нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что до настоящего времени нарушения пожарной безопасности не устранены в связи с отсутствием финансирования.
В судебном заседании старший помощник прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Евдокимов Е.Н. поддержал исковое заявление по изложенным в нем основаниям, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика –МБОУ «<адрес> СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна, извещены надлежащим образом.
Представителя ответчика - отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики ФИО4 в судебном заседании исковые требования признала, просила дать срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что ряд нарушений устранить во время учебного процесса не возможно.
Представитель третьего лица – администрации Моргаушского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна.
Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании пункта 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, в числе прочего, относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, обучающихся и работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона №273-ФЗ).
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Преамбулой Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №69-ФЗ) определено, что настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
На основании статьи 1 Федерального закона №69-ФЗ, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно статьи 37 Федерального закона №69-ФЗ руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, 22 июля 2008 года принят Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №123-ФЗ).
В силу пункта 20 статьи 2 Федерального закона №123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (часть 3 статьи 4 Федерального закона №123-ФЗ).
Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года №171 утвержден СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее - СП 1.13130.2009).
Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года №173 утвержден СП 3.13130.2009 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».
Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года №175 утвержден СП 5.13130.2009 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года №635/14 утвержден свод правил «СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».
Согласно пункта 9.30 указанного Свода правил, пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:
при наличии автонасосов - 200 м;
при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от типа мотопомп.
Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п.9.32.
Расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.
Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года №18-7 приняты и введены в действие государственные строительные нормы и правила СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
Согласно пункта 7.4 указанных государственных строительных норм и правил части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
В соответствии с пунктом 8.11 государственных строительных норм и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в зданиях с уклоном кровли до 12% включительно, высотой до карниза или верха наружной стены (парапета) более 10 м, а также в зданиях с уклоном кровли свыше 12% и высотой до карниза более 7 м следует предусматривать ограждения на кровле в соответствии с ГОСТ 25772. Независимо от высоты здания ограждения, соответствующие требованиям этого стандарта, следует предусматривать для эксплуатируемых плоских кровель, балконов, лоджий, наружных галерей, открытых наружных лестниц, лестничных маршей и площадок.
Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года №288 утвержден свод правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
Согласно п.7.16 СП 4.13130.2013 в зданиях и сооружениях с уклоном кровли не более 12 процентов включительно, высотой до карниза или верха наружной стены (парапета) более 10 метров, а также в зданиях и сооружениях с уклоном кровли более 12 процентов, высотой до карниза более 7 метров следует предусматривать ограждения на кровле в соответствии с требованиями настоящего свода правил. Независимо от высоты здания указанные ограждения следует предусматривать для эксплуатируемых плоских кровель, балконов, лоджий, наружных галерей, открытых наружных лестниц, лестничных маршей и площадок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункта 1 Правил, настоящие правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 36 Правил при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств.
В соответствии с пунктом 55 Правил руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
Направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В соответствии с пунктом 475 Правил каждый огнетушитель, установленный на объекте защиты, должен иметь паспорт завода-изготовителя и порядковый номер.
Согласно части 1 статьи 83 Федерального закона №123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены: 1) расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении; 2) устройством для контроля работоспособности установки; 3) устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения; 4) устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; 5) устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.
Согласно части 2 статьи 82 Федерального закона №123-ФЗ кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Федерального закона №123-ФЗ кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ОНД и ПР по Моргаушскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике проведена плановая выездная проверка в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики, расположенного по адресу: <адрес>, а также по адресу: <адрес>.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности:
в здании школы в <адрес>:
- в здании склада, теплицы отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (в нарушение ч.1 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»),
- отсутствует ограждение на кровле (в нарушение п.8.11 СНиП 21-01-97*, п.7.16 СП 4.13130.2013),
- наружное противопожарное водоснабжение не исправно (резервуар не держит воду) (в нарушение п.55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. №390 «О противопожарном режиме»),
- не все огнетушители имеют паспорт завода-изготовителя (п.475 Правил противопожарного режима в Российской Федерации),
- при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов со спортзала допускается порог (в нарушение п.36 а) Правил противопожарного режима в Российской Федерации),
- части зданий и помещений различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (помещения электрощитов, мастерской, складов, библиотеки, архивов с коридором школы) (в нарушение п.7.4 СНиП 21-01-97*);
в здании школы в <адрес>:
- кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании выполнены открыто кабелями и проводами, распространяющими горение (провода ТРП, КСПВ) (в нарушение ч.2, ч.8 ст.82 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»),
- отсутствует проектная документация автоматической пожарной сигнализации (в нарушение ч.1 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»),
- не все огнетушители имеют паспорт завода-изготовителя (в нарушение п.475 Правил противопожарного режима в Российской Федерации),
- руководитель организации не обеспечивает проведение проверки работоспособности наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раза в год (весной и осенью) (в нарушение п.55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки органом федерального государственного пожарного надзора юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой по результатам рассмотрения информации ОНД и ПР по Моргаушскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
До настоящего времени не принято действенных мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В соответствии с абзацем 5 статьи 38 Федерального закона №69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Бездействие МБОУ «<адрес> СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики при обеспечении пожарной безопасности в учреждении нарушает права неопределенного круга лиц, что гарантировано статьей 41 Конституции Российской Федерации.
Судом установлено, что МБОУ «<адрес> СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики является бюджетным учреждением, созданным муниципальным образованием Моргаушский район Чувашской Республики.
Согласно п.1.1, 1.5 Положения об Отделе образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики Отдел является отраслевым органом администрации Моргаушского района Чувашской Республики, осуществляющим управление в сфере образования в пределах своей компетенции и является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс.
В силу статей 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, следовательно у главного распорядителя бюджетных средств - отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики имеются все необходимые правовые полномочия по выделению денежных средств, необходимых для устранения нарушений пожарной безопасности в образовательном учреждении.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающее угрозу его нарушения.
Предъявление искового заявления прокурором вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Непринятие мер МБОУ «<адрес> СОШ», отделом образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики по выполнению мероприятий по пожарной безопасности, ставит в опасность жизнь и здоровье как персонала, так и обучающихся в ней лиц, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности, в том числе в случае совершения террористических актов.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, вышеизложенные нормы права, учитывая, что при рассмотрении дела было установлено нарушение МБОУ «<адрес> СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики, Отделом образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики требований пожарной безопасности в здании школы, при этом доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, не представлено, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований прокурора.
В связи с тем, что исполнение решения суда связано с совершением определенных действий, суд полагает возможным в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определить срок исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ. Суд считает указанный срок разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.
Руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «<адрес> средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики и отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности
в здании Муниципального бюджетного образовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
- в здании склада, теплицы установить автоматическую пожарную сигнализацию,
- установить ограждение на кровле,
- отремонтировать наружное противопожарное водоснабжение (резервуар),
- все имеющиеся огнетушители обеспечить паспортами завода-изготовителя,
- на эвакуационных путях, эвакуационных и аварийных выходов из спортзала исключить наличие порогов,
- части зданий и помещений различных классов функциональной пожарной опасности разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (помещения электрощитов, мастерской, складов, библиотеки, архивов с коридором школы);
в здании Муниципального бюджетного образовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики, расположенного по адресу: <адрес>:
- кабельные линии и электропроводку систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании выполнить в закрытом виде, исключающим распространение горения (провода ТРП, КСПВ),
- разработать проектную документацию на автоматическую пожарную сигнализацию,
- все имеющиеся огнетушители обеспечить паспортами завода-изготовителя,
- обеспечить проведение проверки работоспособности наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раза в год (весной и осенью).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.Н. Ярусова