23MS0249-01-2024-000512-28
Дело №5-157/2024
354024 город Сочи, Курортный проспект,106
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 апреля 2024 года город Сочи
Судья Хостинского районного суда города Сочи Сидоров В.Л., изучив в порядке подготовки к судебному разбирательству дело об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО "МедФармЮг" Классова А.И., <данные изъяты> по ч. 4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В Хостинский районный суд города Сочи 27 марта 2024 г. поступило дело об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО "МедФармЮг" Классова А.И. по ч.4 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья, в порядке подготовки к рассмотрению данного дела об административном правонарушении, изучив материалы административного дела, приходит к выводу, что административный протокол и дело в отношении должностного лица Классова А.И. по ч. 4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит возвращению в Отдел полиции /Хостинский район/ УВД по городу Сочи по следующим основаниям.
Согласно п.4 ч.1 ст.29.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Судьей из протокола об административном правонарушении № от 17 января 2024 года установлено, что протокол составлен в отношении должностного лица Классова А.И., в описательной части протокола указывается следующее:
"16 января 2024 года в ходе осмотра аптеки ООО "МедФармЮг" расположенной по адресу:<адрес>, выявлены грубые нарушения лицензионных требований, выразившихся в отпуске лекарственных препаратов: "Трамал Ретард 100 мг", "Трамал Ретард 200мг", "Трамадол Ретард 200 мг","Баклосан Баклофен 25мг", "Лирика 300 мг", без рецепта, а так же в попытке реализации и хранении в служебном сейфе мед.препарата "Эсциталопарм 10 мг. Серии 570423", который должен отпускаться по рецепту и внесен в реестр регулярной отчетности, при том, что в аптеке ООО "МедФармЮг" он не числится", то есть, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, в части 4 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях указывается о том, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 14.4.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 25.06.2019) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указывается о том, что должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
Таким образом, в протоколе об административном правонарушении, в случае привлечения к административной ответственности должностное лицо, должно быть указано в фабуле административного правонарушения обстоятельства совершения им, как должностным лицом, указанного административного правонарушения.
Вместе с тем, в нарушение этих требований, в протоколе об административном правонарушении в отношении должностного лица Классова А.И. указывается только о нарушениях, допущенных юридическим лицом ООО "МедФармЮг", о нарушениях, допущенных должностным лицом генеральным директором ООО "МедФармЮг"Классовым А.И. не указывается.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О лицензировании отдельных видов деятельности" 2) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий;
Согласно п.3 ст.3 данного Закона, лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;
Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
Данное понятие распространяется на лиц, которые обязаны иметь соответствующую лицензию при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию.
В силу пункта 1 части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В п.Г ст.6 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 (ред. от 16.02.2022) "О лицензировании медицинской деятельности …и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, указывается о том, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования: соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, а также требований части 7 статьи 67 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств".
Согласно ст.7 осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами "а", "б" и "г" пункта 6 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, в силу требований ч.4 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении обязательно должны быть указаны нормативные акты и законы РФ, которые были нарушены должностным лицом, однако эти требования при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Классова А.И. были грубо нарушены лицом, составившим протокол.
Судьей так же установлено, что при составлении протокола № об административном правонарушении Классовым А.И., им были внесены замечания (заявления) к протоколу, однако до поступления материалов мировому судье судебного участка № 249 Хостинского района г. Сочи и затем в Хостинский районный суд г. Сочи должностным лицом, в производстве которого находится материал об административном правонарушении они не рассмотрены вовсе, как и не рассмотрены до настоящего времени.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из содержания протокола об административном правонарушении усматривается, что директору ООО «МедФармЮг» Классову А.И. в нарушение требований действующего законодательства не были разъяснены положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 51 Конституции Российской Федерации. В соответствующей графе об ознакомлении с нормами указанных статей названным лицом указано, что права ему не разъяснены. Расписки о разъяснении прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении процессуальных документов по настоящему делу также не содержится в материалах дела.
Изложенное свидетельствует о том, что директор ООО «МедФармЮг» не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту.
Частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании изложенного, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу и не мог быть использован судом при вынесении постановления о назначении административного наказания.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными. Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях названные нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении дела.
Аналогичная правовая позиция о существенности и невосполнимости нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при не разъяснении прав участникам производства по делу об административном правонарушении ранее неоднократно высказывалась Верховным Судом Российской Федерации в ряде постановлений, принятым по делам об административных правонарушениях.
Также необходимо отметить, что частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Вышеуказанные действия ОП (Хостинский район) УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю также нарушают ч. 2 ст. 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Данные действия, согласно действующего законодательства несут в себе безусловные основания для возврата материала органу, направившему данный материал мировому судье судебного участка № 249 Хостинского района г. Сочи, а в последствии в Хостинский районный суд г. Сочи с целью соблюдения требований, предусмотренных ч. 2 ст. 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно п. 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями и дополнениями) При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в статье 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Исходя из положений ч.1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Таким образом, в нарушение прав директора юридического лица ООО «МедФармЮг», а также, неправильно оформив материалы дела об административном правонарушении, ОП (Хостинский район) УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю направило материалы дела мировому судье судебного участка 249 Хостинского района г. Сочи, а в последствии в Хостинский районный суд г. Сочи.
В связи с чем, необходимо в ходе дополнительной проверки установить наличие указанных обстоятельств, представить их в суд вместе с административным делом, установить –какие нормы и законодательные акты были нарушены должностным лицом, о чем указать в протоколе об административном правонарушении.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № ░░ 17 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ /░░░░░░░░░░ ░░░░░/ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░.3 ░░. 28.8 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.1,░.2 ░ ░.3 ░░.23.1 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░.
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.