Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-176/2023 ~ М-121/2023 от 04.04.2023

УИД 74RS0040-01-2023-000214-61

Дело № 2-176/2023

                                               РЕШЕНИЕ

                             Именем Российской Федерации

02 мая 2023 года                                                                       с. Уйское

Уйский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи А.Н. Лавреновой, при секретаре судебного заседания Шептикиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Уйского района Челябинской области в интересах Платоновой М.А. к Администрации Уйского муниципального района Челябинской области о предоставлении жилого помещения, с участием помощника прокурора Уйского района Ярина А.Н., истца Платоновой М.А.

                                            УСТАНОВИЛ:

Прокурор Уйского района в интересах Платоновой М.А. обратился с иском к администрации Уйского муниципального района Челябинской области о предоставлении Платоновой М.А., как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, жилого помещения.

В обоснование требований указано, что Платонова М.А., "Дата" года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО7 и отец ФИО лишены родительских прав на основании решения Уйского районного суда от "Дата" и "Дата" соответственно. Постановлением главы Южноуральского городского округа от "Дата" над <данные изъяты> Платоновой М.А. установлена опека. Платонова М.А. является собственником 1/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Учетная норма жилой площади жилого помещения <данные изъяты> кв.м. общей площади на одного человека, установленная в Уйском муниципальном районе, не соблюдается (собственниками жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. являются 3 человека). Решением Министерства социальных отношений <адрес> "Дата" Платонова М.А. включена в Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по ФИО1 муниципальному району. Согласно Списку номер ее очереди по состоянию на "Дата" - 33, в связи с чем Платонова М.А. имеет право на благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору социального найма, которое до настоящего времени не реализовано. Поскольку Платонова М.А. имеет в собственности 1/3 долю в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>., площадь жилого помещения <данные изъяты>3 кв.м., просят обязать администрацию Уйского муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Платоновой М.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим нормам, площадью не менее 18 кв.м., расположенное на территории Челябинской области, за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета Челябинской области (л.д.7-10).

Представитель прокуратуры Уйского района Челябинской области Ярин А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Истец Платонова М.А. в судебном заседании настаивала на иске, просила его удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Уйского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в письменном отзыве не возражают против требований истца, при этом указали, что средств, выделенных на 2023 год для приобретения жилья детям-сиротам недостаточно, Платонова М.А. в списке предоставления жилья значится за номером 33, в связи с чем просили установить срок для исполнения решения в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу (л.д. 39, 55).

Представители УСЗН Уйского муниципального района, Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в письменных отзывах поддерживают исковые требования прокурора (л.д.40, 45, 52-53 76 77,78).

Исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. ст. 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также исходя из принципа состязательности, суд вправе разрешить спор в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, и не представившей доказательства отсутствия в судебном заседании по уважительной причине.

С учетом данных обстоятельств суд в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, о дате, времени и месте рассмотрения уведомленных надлежащим образом.

          

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 7 ст. 8 указанного закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч. 8 ст. 8 указанного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, согласно ч. 9 ст. 8 указанного закона, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вступил в силу с 01 января 2013 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 г. № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» в редакции Закона от 31 января 2013 года № 447-ЗО, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Закона от 31.01.2013 г №447-ЗО) органы местного самоуправления наделяются установленными Законом Челябинской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - лица из их числа) в том числе, в части однократного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ст. 3 Закона Челябинской области от 31 января 2013 г. № 447-ЗО «О внесении изменений в статью 17 Закона Челябинской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» и Закон Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся в список в порядке очередности, в которой они состояли на указанном учете, и снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В судебном заседании установлено, что Платонова М.А. родилась "Дата" в <адрес>, ее матерью является ФИО2, отцом ФИО, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 12, 92).

Брак между ФИО и ФИО2 прекращен "Дата", что следует из свидетельства о расторжении брака (л.д. 23), записи акта о расторжении брака от "Дата" (л.д. 43).

"Дата" ФИО2 зарегистрировала брак со ФИО9, после заключения брака ей присвоена фамилия ФИО13, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 22), записью акта о заключении брака от "Дата" (л.д.44).

Постановлением администрации Южноуральского городского округа от "Дата" над <данные изъяты> Платоновой М.А. установлена опека, опекуном назначена ФИО10 (л.д.17, 75).

Согласно выписке из ЕГРН Платонова М.А. является собственником 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 24-25,86-90).

Решением Уйского районного суда Челябинской области от "Дата" мать Платоновой М.А. - ФИО7 лишена родительских прав в отношении дочери Платоновой М.А., "Дата" года рождения (л.д. 18-19, 79-80).

Решением Уйского районного суда <адрес> от "Дата" отец ФИО4 - ФИО лишен родительских прав в отношении дочери Платоновой М.А., "Дата" года рождения (л.д. 20-21, 81-82).

     

Решением Министерства социальных отношений <адрес> от "Дата" Платонова М.А., "Дата" рождения, включена в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Уйскому муниципальному району (л.д.14, 72), что также подтверждается Списком граждан по Уйскому муниципальному району от 18 лет и старше (л.д. 26, 71).

Таким образом, установлено, что Платонова М.А. относится к числу лиц, имеющих право на предоставление жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей, является нуждающимся в жилом помещении, на момент рассмотрения дела в суде свое право на предоставление жилого помещения, как ребенок-сирота, не реализовала, имеет в собственности 1/3 долю в комнате, площадью 10,3 кв.м., что не соответствует учетной норме жилой площади помещения, что также подтверждается сведениями из Росреестра (л.д. 24-25, 86-90), в приватизации Платонова М.А, не участвовала, что следует из ответа МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом Уйского муниципального района» (л.д. 49). Доказательств обратного в судебном заседании не установлено.

Платонова М.А. зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, что подтверждается адресной справкой (л.д. 51), справкой администрации Уйского сельского поселения (л.д. 46,47), выпиской из похозяйственной книги (л.д. 48).

В соответствии с постановлением Собрания депутатов Уйского муниципального района Челябинской области от "Дата" «О внесении изменений в постановление Собрания депутатов Уйского муниципального района от "Дата" «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» установлена учетная норма жилой площади, находящейся в собственности заявителя на момент постановки на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий не более 12 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

В соответствии с Решением Собрания депутатов Уйского района Челябинской области от "Дата" «О внесении изменений в постановление Собрания депутатов Уйского муниципального района от "Дата" «Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» норма предоставления жилого помещения на территории Уйского муниципального района Челябинской области по договору социального найма составляет не менее 18 кв. метров общей площади.

Из отзыва Министерства социальных отношений Челябинской области следует, что на 2023 год на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Уйскому району из областного бюджета выделены субвенции в размере <данные изъяты> рублей (л.д.52-53).

Поскольку Платонова М.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, у нее возникло право на однократное получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.

При этом суд считает, что гарантированное законом право Платоновой М.А., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади и включенных в Список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа ранее Платоновой М.А., а также от момента и размера выделения органу местного самоуправления соответствующих денежных средств на эти цели.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что иск прокурора заявлен законно и обоснованно и на администрацию Уйского муниципального района следует возложить обязанность предоставить Платоновой М.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Челябинской области, соответствующее санитарным и техническим нормам, площадью не менее 18 кв.м. за счет средств субвенции социальных выплат на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета субъекта Челябинской области, предоставив для этого срок- в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, который суд считает достаточным для исполнения решения суда, при этом доводы истца о продлении данного срока до 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу суд находит необоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                        

Р Е Ш И Л:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., "░░░░" ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 ░░.░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                                               ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░ 2023 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-176/2023 ~ М-121/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Уйского района в защиту интересов лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Платонова Мария Александровна
Ответчики
Администрация Уйского муниципального района Челябинской области
Другие
Министерство социальных отношений Челябинской области
Управление социальной защиты населения Уйского муниципального района
Суд
Уйский районный суд Челябинской области
Судья
Лавренова Анна Николаевна
Дело на сайте суда
uisk--chel.sudrf.ru
04.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2023Передача материалов судье
08.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2023Судебное заседание
05.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее