УИД: 66RS0040-01-2024-000202-22
Дело № 2-135/2023
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2024г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нижняя Тура 04 апреля 2024 года
Нижнетуринский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Башковой С.А.,
при секретаре судебного заседания Чернышевой Т.М.,
с участием прокурора – помощника прокурора г. Нижняя Тура Конева А.А., представителя ответчика Колпаковой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Нижней Туры в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Нижнетуринского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №7 имени М.Г. Мансурова» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Нижней Туры обратился в Нижнетуринский городской суд Свердловской области с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Нижнетуринского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №7 имени М.Г. Мансурова», Управлению образования администрации Нижнетуринского городского округа о возложении обязанности, мотивируя тем, что прокуратурой г. Нижней Туры проведена проверка исполнения законодательства об образовании, законодательства в сфере реализации прав инвалидов. По результатам проведенной проверки было установлено, что в МАОУ НТГО «СОШ №7 имени М.Г. Мансурова», расположенном по адресу: г. Нижняя Тура, ул. Гайдара, д.4, на лестнице отсутствуют тактильно-контрастные наземные указатели (п.5.1.10 СП 59.13330.2020 и п.4.2.2 таб. 3 ГОСТ Р 52875-2018); наличники входной двери (края дверного полотна) не выделены контрастным цветом (также по двери тамбура) (п.6.4.1 СП 59.13330.2020); частично отсутствуют информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов (п.5.1.3, 6.5.1, 6.5.4, 6.5.9 СП 59.13330.2020). Просит возложить обязанность на МАОУ НТГО «СОШ №7 имени М.Г. Мансурова» в срок до 01.09.2024 года установить на лестнице тактильно-контрастные наземные указатели (п.5.1.10 СП 59.13330.2020 и п.4.2.2 таб. 3 ГОСТ Р 52875-2018); выделить наличники входной двери (края дверного полотна) контрастным цветом (также по двери тамбура) (п.6.4.1 СП 59.13330.2020); установить информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов (п.5.1.3, 6.5.1, 6.5.4, 6.5.9 СП 59.13330.2020); возложить обязанность на Управление образования администрации НТГО провести в срок до 01.08.2024 года организационные мероприятия по финансированию перечисленных работ.
Определением Нижнетуринского городского суда от 04.04.2024 производство по делу прекращено в части требований о возложении обязанности в срок до 01.09.2024 по выделению наличников входной двери (края дверного полотна) контрастным цветом (также по двери тамбура) (п. 6.4.1 СП 59.13330.2020), установке информирующих тактильных табличек для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов (п. 5.1.3, 6.5.1, 6.5.4, 6.5.9 СП 59.13330.2020); по возложению на Управление образования администрации Нижнетуринского городского округа обязанности в срок до 01.08.2024 произвести организационные мероприятия по финансированию перечисленных работ - в связи с отказом истца от иска.
В судебном заседании помощник прокурора г. Нижней Туры Конев А.А. в оставшейся части исковые требования поддержал.
Представитель ответчика МАОУ НТГО «Средняя общеобразовательная школа №7 имени М.Г. Мансурова» Колпакова Л.И. в судебном заседании исковые требования признала, суду пояснила, что в настоящее время образовательным учреждением выполнены работы по выделению наличников входной двери (края дверного полотна) контрастным цветом, а также по двери тамбура, установлены информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов. Дополнительно заказаны звонок с кнопкой, тактильная табличка со шрифтом Брайля (Кнопка вызова персонала» на центральное крыльцо школы взамен имеющейся, но выгоревшей, планируемый срок монтажа которой до 10.04.2024; заказаны и оплачены тактильно-контрастные наземные указатели для лестниц, планируемый срок монтажа которых до 24.04.2024.
Представитель ответчика Управления образования администрации Нижнетуринского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отзыв на исковое заявление не представил.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.
Перечисленные в статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах.
Пункт 4.4 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного и введённого в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр устанавливает, что на входах и путях движения маломобильных групп населения информация для инвалидов с нарушениями зрения информацию о приближении к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам, другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
В соответствии с разделом 4.2 ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению» наружные тактильные указатели размещаются на пешеходных дорожках, тротуарах в соответствии с СП 140.13330.2012. Высоту рифов для наружных предупреждающих ТНУ принимают равной 5 мм. Высота рифов для направляющих тактильных наземных указателей должна быть в диапазоне от 3 до 5 мм в зависимости от типа пешеходной поверхности и условий использования.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя, в частности, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности, возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них.
Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 утвержден «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 30 Приказа № 115 в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: 30. В Организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: адаптация официальных сайтов Организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; обеспечение наличия альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов; обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию Организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося.
Судом по делу установлено, что прокуратурой г. Нижней Туры проведена проверка исполнения законодательства об образовании, законодательства в сфере реализации прав инвалидов в МАОУ НТГО «Средняя общеобразовательная школа №7 имени М.Г. Мансурова», в ходе которой 27.02.2024 установлено, что в административном здании, расположенном по адресу: г. Нижняя Тура, ул. Гайдара, 4, на лестнице отсутствуют тактильно-контрастные наземные указатели (п.5.1.10 СП 59.13330.2020 и п.4.2.2 таб. 3 ГОСТ Р 52875-2018) (л.д. 18, 20).
10.04.2023 прокурором г. Нижняя Тура в адрес директора образовательного учреждения МАОУ НТГО «Средняя общеобразовательная школа №7 имени М.Г. Мансурова» было внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе, в связи с отсутствием на лестнице тактильно-контрастных наземных указателей (л.д. 9-11).
05.05.2023 директором МАОУ НТГО «Средняя общеобразовательная школа №7 имени М.Г. Мансурова» на вышеуказанное представление был дан ответ об устранении нарушений законодательства в сфере реализации прав инвалидов в полном объеме (л.д. 12).
Вместе с тем, согласно акту проверки от 27.02.2024 ранее допущенные образовательным учреждением нарушения в виде отсутствия на лестнице тактильно-контрастных указателей были зафиксированы вновь.
Согласно представленной информации МАОУ НТГО «Средняя общеобразовательная школа №7 имени М.Г. Мансурова» образовательным учреждением по счету-оферте № 96205456-0043 от 27.03.2024 в целях устранения допущенных нарушений оплачены лента противоскользящая для пола и лестниц самоклеящаяся, лента клейкая тундра противоскользящая, черно-желтая.
Вместе с тем, поскольку выявленное 10.04.2023 нарушение было вновь допущено образовательным учреждением и на дату рассмотрения не устранено, исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором г. Нижней Туры исковых требований, поскольку бездействием МАОУ НТГО «Средняя общеобразовательная школа №7 имени М.Г. Мансурова» нарушены права неопределенного круга лиц, а именно маломобильных групп населения (инвалидов), так как из анализа приведенных выше правовых норм на ответчика обязанность по оснащению лестницы тактильно-контрастными наземными указателями возложена законом.
В соответствии со статьей 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям неимущественного характера с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Нижней Туры в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Нижнетуринского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №7 имени М.Г. Мансурова» о возложении обязанности, - удовлетворить.
Возложить на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Нижнетуринского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №7 имени М.Г. Мансурова» (ОГРН 1026601484898) в срок до 01.09.2024 обязанность установить на лестнице в здании образовательного учреждения по адресу: Свердловская область, г. Нижняя Тура, ул. Гайдара, д. 4, тактильно-контрастные наземные указатели (п.5.1.10 СП 59.13330.2020 и п.4.2.2 таб. 3 ГОСТ Р 52875-2018).
Взыскать с Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Нижнетуринского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №7 имени М.Г. Мансурова» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижнетуринский городской суд.
Судья: С.А. Башкова