Ленинский районный суд г. Махачкалы дело №5-243/2024 судья Д.В. Ершов
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2024 года, по делу № 7-92/2024, г. Махачкала
Судья Верховного Суда Республики Дагестан Джарулаев А-Н.К. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Эмирбекова А.М. на постановление судьи Ленинского районного суда от 7 марта 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении гражданина Республики Азербайджан Мехдиева Заура Башир оглы,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы от 7 марта 2024 г. гражданин Республики Азербайджан Мехдиев Заур Башир оглы (далее – Мехдиев З.Б.) 8 марта 1976 г.р., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, а именно в принудительном выезде за пределы Российской Федерации.
Не согласившись с постановлением, защитник Эмирбеков А.М. подал жалобу в Верховный Суд РД с просьбой об отмене судебного акта и прекращении производства по делу об административном правонарушении, приводя доводы о его незаконности.
Привлекаемое лицо Мехдиев З.Б. извещен о месте и времени судебного разбирательства, ходатайство об отложении судебного заседания не представил. При таком положении дело рассмотрено в отсутствие привлекаемого лица.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч. 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ.
Правовое положение иностранных граждан в РФ регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно статьи 2 названного Федерального закона законно находящимся в РФ иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.
Исходя из положений данной нормы, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в РФ, являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, а также уклоняющиеся от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, являются незаконно находящимися на территории РФ и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 6 марта 2024 г. в 14 часов 40 минут по адресу: г. Махачкала, <адрес> Мехдиев З.Б. прибывший на территорию РФ 07.10.2022 в порядке, не требующем получении визы.
На момент выявления находился на территории РФ в нарушении ст. 25.10 ФЗ от 19.08.1996 № 114-ФЗ и п.п. 1,2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", то есть уклонился от выезда из территории РФ по истечению срока пребывания до 10.01.2023.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Мехдиева З.Б. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Совершенное Мехдиевым З.Б. административное правонарушение правильно квалифицировано по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается доказательствами по делу: протоколом об административном правонарушении № 146176 от 6 марта 2024 г., сведениями ФМС России АС ЦБ ДУИГ МВД России и другими материалами.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 3.10 КоАП РФ предусмотрено, что административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ (принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ.
Согласно части 4 статьи 3.10 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (часть 5 статьи 3.10 КоАП РФ).
Обосновывая наказание по настоящему делу, суд пришел к выводу о необходимости назначения Мехдиеву З.Б. помимо административного штрафа, дополнительного наказания в виде административного принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.ч. 1 и 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При назначении Мехдиеву З.Б. административного наказания требования ст. 4.1 КоАП РФ соблюдены.
Доказательств, которые могли бы свидетельствовать о наличии у Мехдиева З.Б. устойчивых социальных, культурных и семейных связей со страной пребывания, материалы дела не содержат.
Принцип презумпции невиновности судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Мехдиева З.Б. не усматривается.
Доводы жалобы о нарушении права на защиту иностранного гражданина, не владеющего русским языком, в связи с непредоставлением ему перевода протокола, являются необоснованными.
Материалы дела указывают на то, что протокол по делу об административном правонарушении от 6 марта 2024 г. составлен с участием переводчика Нуралиева Гадимали Физулиевича, о чем в соответствующей графе имеется подпись лица, осуществлявшего перевод. Из постановления по делу об административном правонарушении также следует, что дело рассмотрено с участием переводчика. Согласно подписям, учиненным Мехдиевым З.Б. в протоколе об административном правонарушении, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ ему разъяснены.
Из материалов дела не следует, что Мехдиев З.Б. обращался с ходатайством о предоставлении ему перевода протокола.
Доводы жалобы не ставят под сомнение наличие в действиях Мехдиева З.Б. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и законность состоявшегося по делу судебного акта.
Вывод о наличии в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы является законным и обоснованным, а жалоба адвоката Эмирбекова А.М. - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы 7 марта 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Азербайджан Мехдиева Заура Башир оглы, 8 марта 1976 г. р. оставить без изменения, жалобу адвоката Эмирбекова А.М. - без удовлетворения.
Судья
Верховного Суда
Республики Дагестан А-Н.К. Джарулаев