Материал № (дело №)
УИД №
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Кораблино Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ
Судья Кораблинского районного суда Рязанской области Соловьев В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Кормилицыной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда заявление администрации муниципального образования – Пехлецкое сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель администрация муниципального образования – Пехлецкое сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области (далее – администрация Пехлецкого сельского поселения) обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб., установленного постановлением № судебного пристава-исполнителя МО по ОИП УФССП России по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках исполнительного производства №-ИП (№-ИП) от ДД.ММ.ГГГГ (№), возбужденного на основании исполнительного листа ФС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Кораблинским районным судом Рязанской области по делу №. Свое заявление администрация Пехлецкого сельского поселения мотивирует тем, что судебный пристав-исполнитель МО по ОИП УФССП России по Рязанской области, рассмотрев материалы исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ вынесла постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации Пехлецкого сельского поселения исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Полагает, что имеются достаточные основания для освобождения администрации Пехлецкого сельского поселения. Решением Кораблинского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № были удовлетворены исковые требования прокурора Кораблинского района Рязанской области. В соответствии с указанным решением суда администрация Пехлецкого сельского поселения была обязана в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить санитарную очистку и обеззараживание сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод в границах населенного пункта <адрес> в соответствии с требованиями санитарного законодательства, путём реконструкции имеющихся очистных сооружений в <адрес> или строительства новых очистных сооружений. Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем СОСП по Рязанской области ГМУ ФССП России Носенко Т.В. в адрес Управления казначейства по Рязанской области было направлено требование № о перечислении с расчетного счета администрации Пехлецкого сельского поселения на расчетный счет УФССП России по Рязанской области денежных средств в счет уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей. С ДД.ММ.ГГГГ должником утрачена возможность исполнения требования по организации водоснабжения и водоотведения в границах населенного пункта <адрес>. В соответствии с Законом Рязанской области от 19.11.2018 №87-ОЗ «О внесении изменений в закон Рязанской области №87-ОЗ от 05.12.2014 «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения», полномочия по водоснабжению и водоотведению были перераспределены и переданы от сельских поселений в район. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 29.12.2018 №1091-р «О разграничении имущества между муниципальными образованиями» все имущество предназначенное для организации водоснабжения и водоотведения из собственности администрации Пехлецкого сельского поселения было изъято и передано в собственность администрации Кораблинского района. В связи с этим в адрес судебных приставов-исполнителей неоднократно направлялись письма с уведомлением о невозможности исполнения вышеуказанного решения суда. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации Пехлецкого сельского поселения исполнительского сбора в размере 50000 рублей не обжаловалось в судебном порядке, в связи с тем, что установленный законом срок обращения в суд для обжалования данного постановления был пропущен. На основании вышеизложенного ФИО2 сельского поселения обратилась с данным заявлением и просит освободить её от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб., по постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя МО по ОИП УФССП России по Рязанской области по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ (№-СД).
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения судебного заседания извещались надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со ст.ст. 203, 434, 440 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, представленные документы, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения.
Согласно ч. 3 ст. 11 ГПК РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).
В силу части 3 статьи 363 КАС РФ если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Согласно ст.358 КАС РФ заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения (часть 2).
В силу положений ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Кораблинского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №№ были удовлетворены исковые требования прокурора Кораблинского района Рязанской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Пехлецкого сельского поселения о побуждении к совершению действий (в порядке ст.45 ГПК РФ). В соответствии с указанным решением суда администрация Пехлецкого сельского поселения была обязана в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить санитарную очистку и обеззараживание сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод в границах населенного пункта с.Пехлец Кораблинского района Рязанской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», путём реконструкции имеющихся очистных сооружений в <адрес> муниципального района Рязанской области или строительства новых очистных сооружений в <адрес> Кораблинского муниципального района Рязанской области (л.д.№). Согласно справочному листу по делу № указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
На основании исполнительного листа серии ФС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника – администрации МО – Пехлецкое сельское поселение Кораблинского района Рязанской области судебным приставом-исполнителем ОСП по Кораблинскому и Старожиловскому районам УФССП России по Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП (л.д.№
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Кораблинскому и Старожиловскому районам УФССП России по Рязанской области исполнительное производство №-ИП передано в МО по ОИП УФССП России по Рязанской области (л.д.№
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава МО по ОИП УФССП России по Рязанской области принято к исполнению вышеназванное исполнительное производство №-ИП (л.д.№), которому как следует из материалов дела в дальнейшем присвоен №-ИП (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ в Кораблинский районный суд Рязанской области поступало заявление Межрайонного отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Рязанской области о замене должника администрации Пехлецкого сельского поселения в исполнительном производстве №-ИП администрацией МО – Кораблинский муниципальный район Рязанской области (л№).
Определением Кораблинского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении указанного выше заявления о замене стороны в исполнительном производстве было отказано. При этом данным определением суда установлено, что в силу положений Закона Рязанской области от 19.11.2018 №87-ОЗ «О внесении изменений в закон Рязанской области №87-ОЗ от 05.12.2014 «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» полномочия по водоснабжению и водоотведению были перераспределены и переданы от Пехлецкого сельского поселения Кораблинскому муниципальному району (л.д.№). Согласно справочному листу по делу № указанное определение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок, ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель МО по ОИП УФССП России по Рязанской области, рассмотрев материалы исполнительного производства №-ИП, вынес постановление № о взыскании с администрации Пехлецкого сельского поселения исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д.№).
Согласно письму за № от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя СОСП по Рязанской области ФИО1 Т.В., исполнительное производство №-ИП, возбужденное на основании исполнительного документа по делу № в отношении администрации Пехлецкого сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ окончено, в рамках вышеуказанного исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с администрации Пехлецкого сельского поселения исполнительского сбора, которое выделено в отдельное исполнительное производство №-ИП, которое в настоящее время приостановлено. Данные обстоятельства также подтверждаются представленными СОСП по Рязанской области копиями материалов исполнительных производств №-ИП и №-СД.
Из материалов исполнительного производства №-ИП следует, что ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП и исполнительное производство №-ИП, объединены в сводное исполнительное производство №-СД.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем СОСП по Рязанской области ГМУ ФИО1 Т.В. в адрес администрации Пехлецкого сельского поселения было направлено требование № об уплате исполнительского сбора в размере 50000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному по материалам исполнительного производства № (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем СОСП по Рязанской области ГМУ ФИО1 Т.В., в связи с неисполнением исполнительного документа - постановления судебного пристава-исполнителя № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному по материалам исполнительного производства №-ИП, в адрес Управления казначейства по Рязанской области было направлено требование № о перечислении с расчетного счета администрации Пехлецкого сельского поселения на расчетный счет УФССП России по Рязанской области денежных средств в счет уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д.№).
Как следует из положений статьи 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с ч. ч. 1, 2, 3 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ч. 1).Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации - устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
С учётом положений ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и пункта 1 статьи 401 ГК РФ суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
Оснований считать, что в рассматриваемых правоотношениях судебный пристав-исполнитель допустил незаконное, нарушающее права взыскателя бездействие, не имеется; судебным приставом-исполнителем совершались предусмотренные законом исполнительные действия и принимались меры принудительного исполнения для целей исполнения решения суда, отвечающие целям и задачам исполнительного производства об исполнении требования исполнительного документа неимущественного характера. У судебного пристава-исполнителя имелись основания для вынесения ДД.ММ.ГГГГ постановления о взыскании с администрации Пехлецкого сельского поселения исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Вместе с тем суд приходит к выводу о том, что имеются основания для освобождения истца от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от его взыскания.
ФИО2 суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Судом также установлено и подтверждается представленными материалами дела, что решением Кораблинского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на администрацию Пехлецкого сельского поселения была возложена обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить санитарную очистку и обеззараживание сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод в границах населенного пункта <адрес> в соответствии с требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», путём реконструкции имеющихся очистных сооружений в <адрес> муниципального района <адрес> или строительства новых очистных сооружений в <адрес> муниципального района Рязанской области.
Согласно заявлению должник не оспаривает постановление судебного пристава-исполнителя МО по ОИП УФССП России по Рязанской области № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации Пехлецкого сельского поселения исполнительского сбора в размере 50000 рублей и постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, в отношении должника администрации Пехлецкого сельского поселения о взыскании исполнительского сбора.
При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что исполнение указанного выше решения суда носит длительный характер, поскольку предусматривает совершение последовательных действий таких, как обследование сооружений, разработка проектно-сметной документации, включение расходов, необходимых затрат для исполнения вышеназванного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ в консолидированный бюджет, с целью выделения в дальнейшем необходимых средств из местного бюджета, учитывая, что администрация Пехлецкого сельского поселения является бюджетной организацией, целями которого является решение вопросов местного значения, источниками формирования финансовых ресурсов в частности являются средства, выделяемые целевым назначением из местного бюджета.
Вместе с тем, из материалов дела и из представленных должником доказательств следует, что с ДД.ММ.ГГГГ должником утрачена возможность исполнения требования по организации водоснабжения и водоотведения в границах населенного пункта <адрес>. В соответствии с Законом Рязанской области от 19.11.2018 №87-ОЗ «О внесении изменений в закон Рязанской области №87-ОЗ от 05.12.2014 «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения», полномочия по водоснабжению и водоотведению были перераспределены и переданы от сельских поселений в район. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 29.12.2018 №1091-р «О разграничении имущества между муниципальными образованиями» все имущество предназначенное для организации водоснабжения и водоотведения из собственности администрации Пехлецкого сельского поселения было изъято и передано в собственность администрации Кораблинского района.
При вышеназванных обстоятельствах, учитывая, что администрация Пехлецкого сельского поселения финансируется за счет средств бюджета, суд исходя из обстоятельств дела, приходит к выводу о том, что для должника администрации Пехлецкого сельского поселения исполнить самостоятельно вышеназванное решение суда в полном объеме практически не представлялось возможным. Поскольку Администрации Пехлецкого сельского поселения является органом местного самоуправления, финансируемым за счет средств бюджета в рамках принятых муниципальных программ.
Суд исходя из обстоятельств дела, приходит к выводу о том, что администрация Пехлецкого сельского поселения не выполнила в полном объеме указанное выше решение суда о реконструкции имеющихся очистных сооружений в <адрес> или строительства новых очистных сооружений в данном селе, в установленный срок, по независящим от него обстоятельствам, по причине отсутствия финансирования и необходимых для этого денежных средств не имела такой возможности, учитывая, что администрации Пехлецкого сельского поселения не могло быть выделено необходимых бюджетных денежных средств в рамках муниципальных программ для исполнения решения суда, поскольку все имущество, предназначенное для организации водоснабжения и водоотведения из собственности администрации Пехлецкого сельского поселения было изъято и передано в собственность администрации Кораблинского района Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 29.12.2018 №1091-р «О разграничении имущества между муниципальными образованиями».
Согласно письму за № от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя СОСП по Рязанской области ФИО1 Т.В., исполнительное производство №-ИП, возбужденное на основании исполнительного документа по делу № в отношении администрации Пехлецкого сельского поселения окончено ДД.ММ.ГГГГ.
Также суд учитывает, что в декабре 2018 года в соответствии с Законом Рязанской области от 19.11.2018 №87-ОЗ «О внесении изменений в закон Рязанской области №87-ОЗ от 05.12.2014 «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» полномочия по водоснабжению и водоотведению были перераспределены и переданы от Пехлецкого сельского поселения Кораблинскому муниципальному району.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 29.12.2018 №1091-р был утвержден перечень имущества, передаваемого из собственности Пехлецкого сельского поселения в собственность МО – Кораблинский муниципальный район Рязанской области в порядке разграничения муниципального имущества.
Согласно приложению к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 29.12.2018 №1091-р в перечень имущества, передаваемого из собственности Пехлецкого сельского поселения в собственность МО – Кораблинский муниципальный район Рязанской области вошло: водопроводные сети, водопровод, водонапорная башня, канализационные сети артезианские скважины, башни водонапорные, канализационная насосная станция, канализационные сети, очистные сооружения, расположенные в селе <адрес> (л.д.№).
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный срок, реальное исполнение вышеназванного решения суда в установленный срок было невозможно вследствие объективных обстоятельств. При этом суд учитывает, что представленные в материалы дела документы, свидетельствуют о том, что администрация Пехлецкого сельского поселения от исполнения своих обязательств умышленно не уклонялась.
Исходя из вышеуказанного следует, что в данном случае отсутствуют основания для привлечения администрации Пехлецкого сельского поселения к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора за нарушение установленного срока добровольного исполнения исполнительного документа. При наличии уважительных причин пропуска указанного срока на должника не может быть возложено взыскание в виде исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, данное заявление об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 203, 434, 440 ГПК РФ, ч.7 ст.112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Заявление администрации муниципального образования – Пехлецкое сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования – Пехлецкое сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области (ИНН №) от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству №-ИП, находящемуся в производстве судебного пристава-исполнителя СОСП по Рязанской области ГМУ ФССП России ФИО6. в сводном исполнительном производстве №-СД.
На данное определение может быть подана частная жалоба в Рязанский областной суд через Кораблинский районный суд Рязанской области в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Судья подпись В.Ю. Соловьев
<данные изъяты>