Дело № 2-2823/2024 (52RS0005-01-2024-000433-79)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2024 года
Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода,
в составе председательствующего судьи Лебедева Д.Н.
при секретаре Лобановой А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации, УФК по <адрес> о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к УФК по <адрес> о взыскании компенсации морального вреда, указывая, что приговором Арзамасского городского суда <адрес> от 31.07.2020г. истец был осужден к 2 годам 1 месяцу лишения свободы колонии строгого режима. Данный приговор в апелляционном порядке не обжаловался и вступил в законную силу 11.08.2020г. При этом приговор был получен истцом под расписку 29.12.2020г. в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по <адрес>, а 30.12.2020г. истец был эпатирован из ФКУ СИЗО-3 в ФКУ ИК-17 ГУФСИН России для дальнейшего отбывания наказания. Тем самым считает, что были нарушены его законные и процессуальные права, а именно длительное невручение истцу вступившего в законную силу приговора повлекло за собой затягивание уголовного судопроизводства и нарушение разумных сроков исполнения приговора. Кроме того, фактически 5 месяцев после вынесения и вступления в законную силу приговора, истец находился в СИЗО, что повлекло за собой моральные и нравственные страдания, был причинен моральный вред, который истец оценивает в 50 000 рублей.
На основании изложенного, просил суд взыскать с Российской Федерации в лице УФК по <адрес> за счет казны РФ в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
В ходе рассмотрения дела определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, просил о рассмотрении дела с его участием посредством видеоконференцсвязи.
В соответствии с указанным ходатайством, судом в адрес ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по <адрес> была направлена заявка о проведении ВКС, однако из ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по <адрес> поступил ответ о невозможности проведения ВКС.
Представитель ответчиков – ФИО3 в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Суд, находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц без использования ВКС.
Заслушав пояснения представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.151 ГК РФ, Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Как следует из разъяснений, изложенных в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом. На основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Как следует из материалов дела, приговором Арзамасского городского суда <адрес> от 31.07.2020г. ФИО1 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.158, п. «в» ч.2 ст.115, ч.3 ст.30 ч.1 ст.161 УК РФ, на основании ч.2 ст.69 и ч.5 ст.69 окончательно ему назначено наказание в виде 2 лет 1 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. ФИО1 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, взят под стражу в зале суда с момента провозглашения приговора. Срок отбытия наказания ФИО1 исчисляется с даты вступления приговора в законную силу.
Указанный приговор от ДД.ММ.ГГГГ в апелляционном порядке на обжаловался и вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.1.1. ст.393 УПК РФ, копия приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу, и копия апелляционных приговора, определения или постановления вручаются осужденному или оправданному, его защитнику и обвинителю, а также направляются администрации места содержания под стражей, администрации места отбывания наказания для вручения осужденному, содержащемуся под стражей, в течение 3 суток со дня поступления копии апелляционных приговора, определения или постановления в суд, постановивший приговор или вынесший иное итоговое судебное решение. Если приговор или иное итоговое судебное решение не обжаловались, то их копии вручаются осужденному или оправданному, их защитнику и обвинителю, а также направляются администрации места содержания под стражей, администрации места отбывания наказания для вручения осужденному, содержащемуся под стражей, в течение 3 суток со дня вступления в законную силу приговора или иного итогового судебного решения. В те же сроки копии судебных решений могут быть вручены потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям при наличии ходатайства указанных лиц.
Согласно сведений, поступивших из ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по <адрес>, вступивший в законную силу приговор Арзамасского городского суда <адрес> от 31.07.2020г.в отношении ФИО1 поступил в адрес учреждения ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ осужденный ФИО1 был направлен для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по <адрес>.
Истец указывает на то, что длительное невручение вступившего в законную силу приговора повлекло за собой затягивание уголовного судопроизводства и нарушение разумных сроков исполнения приговора, кроме того, после вступления в законную силу приговора истец находился в СИЗО, что повлекло за собой моральные и нравственные страдания, был причинен моральный вред.
Однако, согласно п. «а» ч.3.1 ст.72 УПК РФ, Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей.2 и третьей.3 настоящей статьи, из расчета один день за: а) один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима;
Следовательно, законодательно установлено, что время пребывания под стражей не ухудшает положение осужденного к отбыванию наказания в виде лишения свободы в колонии строгого режима.
Таким образом, само по себе нахождение истца в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по <адрес> в связи с тем, что приговор Арзамасского городского суда <адрес> от 31.07.2020г. направлен в администрацию места содержания под стражей ФИО1 позднее установленного ч.1.1. ст.393 УПК РФ срока, не могло повлечь за собой последствия в виде нарушения личных неимущественных прав ФИО1
При таких обстоятельствах, нарушений прав истца судом не установленном, в связи с чем, основания для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации, УФК по <адрес> о взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода.
Судья Д.Н.Лебедев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 31.05.2024 года