Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-605/2023 ~ М-451/2023 от 21.04.2023

Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2023 г.

Дело № 2-605/2023

УИД 83RS0001-01-2023-000549-25

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар                                                                01 июня 2023 года

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Абанникова А.В.,

при секретаре судебного заседания Поливердовой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ванюшкиной Зои Александровны к Управлению Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании невыплаченной части компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания,

установил:

Ванюшкина З.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – УФНС России по АО и НАО) о взыскании невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.

Требования мотивирует тем, что проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>. При увольнении работодателем ей выплачены компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск в количестве 46,08 календарных дней. Указывает, что при расчете сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск ответчиком не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные истцу работодателем за период с ноября 2021 года по октябрь 2022 года.

Просит взыскать с ответчика недоплату денежного содержания за компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 95558,85 руб., а также недоплату денежного содержания за компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 243044,88 руб, а всего в размере 338603,73 руб.

Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на иске настаивает.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором просит в иске отказать, полагает, что средства материального стимулирования не входят в фонд оплаты труда, в связи с чем не должны учитываться при расчете компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации четырехмесячного денежного содержания государственного служащего.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Ванюшкина З.А. проходила государственную гражданскую службу в МИФНС № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в должности заместителя начальника отдела общего обеспечения.

ДД.ММ.ГГГГ Ванюшкина З.А. уволена с государственной гражданской службы, по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – Закон № 79-ФЗ), в связи с сокращением занимаемой ею должности.

В связи с увольнением по данному основанию Ванюшкиной З.А. выплачена компенсация, предусмотренная пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Закона № 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания, а также выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (46,08 календарных дней).

Из карточки-справки истца за 2021-2022 г.г. следует, что за период с ноября 2021 года по октябрь 2022 года общая сумма средств материального стимулирования, выплаченная истцу, составила 326 123,99, в том числе: в декабре 2021 года – 49996,62 руб., в мае 2022 года – 89511,87 руб., в июле 2022 года – 96577,12 руб., в октябре 2022 года – 90038,38 руб.

Также за период с ноября 2021 года по октябрь 2022 года истец получила материальное стимулирование (транш) на сумму 403010,67, в том числе: в ноябре 2021 года – 54758,02 руб., декабре 2021 года – 73008,07 руб., в апреле 2022 года – 63319,91 руб., в июне 2022 года – 64346,58 руб., в июле 2022 года – 36448,97 руб., в августе 2022 года – 37043,04 руб., в сентябре 2022 года – 37043,04 руб., в октябре 2022 года – 37043,04 руб.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 указанного Федерального закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила ), действовавшие на момент трудовых отношений.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

В силу части 1 статьи 51 Закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ                    «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Закона № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных истцом требований о составе ее денежного содержания для исчисления компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания относится определение правовой природы произведенных ей инспекцией выплат в виде материального стимулирования.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ                 , дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ                         .

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, указанные разъяснения подлежат учету судом.

Согласно п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

В силу п. 8 Правил , в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. В случае если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.

Таким образом, выплаченное ФИО3 в период работы с ноября 2021 года по октябрь 2022 года материальное стимулирование, должно учитываться при расчете ее среднего заработка для компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Как следует из расчетных листов истцу в ноябре 2021 года начислены и выплачены средства материального стимулирования в размере 54758,02 руб., в декабре 2021 года – 49996,62 руб. и 73008,07 руб., в апреле 2022 года – 63319,91 руб., в мае 2022 года – 89511,87 руб., в июне 2022 года - 46346,58 руб., в июле 2022 года – 96577,12 руб. и 36448,97 руб., в августе 2022 года – 37043,04 руб., в сентябре 2022 года - 37043,04 руб., в октябре 2022 года – 90038,38 руб. и 37043,04 руб.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что с учетом вышеизложенных норм права, письма Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ указанные суммы подлежали учету при расчете компенсаций в размере четырехмесячного денежного содержания и за неиспользованный отпуск.

Доводы ответчика об отсутствии оснований для включения указанных сумм в расчет содержания государственного служащего противоречит вышеназванным нормам права.

При этом в силу статьям 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вопреки указанным нормам права ответчиком не представлено доказательств того, что выплаченные суммы не подлежат включению в денежное содержание государственного служащего.

При расчете денежных средств, подлежащих взысканию в пользу истца, суд исходит из расчетов представленных истцом, в соответствии с которыми недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск составила 95558,85 руб., недоплаченная сумма компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания - 243044,88 руб.

Указанный расчет судом проверен и признается арифметически правильным. При этом, произведенный истцом арифметический расчет спорных сумм с учетом дополнительно полученных средств материального стимулирования, ответчиком не оспаривается.

При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию невыплаченная часть компенсации за неиспользованный отпуск в размере 95558,85 руб. и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 243044,88 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Ванюшкиной Зои Александровны к Управлению Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании невыплаченной части компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – удовлетворить.

    Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ( в пользу Ванюшкиной Зои ФИО1 (ИНН невыплаченную часть компенсации за неиспользованный отпуск в размере 95558 рублей 85 копеек, невыплаченную часть компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 243044 рублей 88 копеек, а всего в размере 338603 (триста тридцать восемь тысяч шестьсот три) рубля 73 копейки.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

Председательствующий                              А.В. Абанников

2-605/2023 ~ М-451/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ванюшкина Зоя Александровна
Ответчики
Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому АО
Суд
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Судья
Абанников Андрей Владимирович
Дело на сайте суда
nariyanmarsky--nao.sudrf.ru
21.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2023Передача материалов судье
26.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Судебное заседание
06.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее