Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2023 г.
Дело № 2-605/2023
УИД 83RS0001-01-2023-000549-25
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Нарьян-Мар 01 июня 2023 года
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи Абанникова А.В.,
при секретаре судебного заседания Поливердовой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ванюшкиной Зои Александровны к Управлению Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании невыплаченной части компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания,
установил:
Ванюшкина З.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – УФНС России по АО и НАО) о взыскании невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
Требования мотивирует тем, что проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>. При увольнении работодателем ей выплачены компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск в количестве 46,08 календарных дней. Указывает, что при расчете сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск ответчиком не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные истцу работодателем за период с ноября 2021 года по октябрь 2022 года.
Просит взыскать с ответчика недоплату денежного содержания за компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 95558,85 руб., а также недоплату денежного содержания за компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 243044,88 руб, а всего в размере 338603,73 руб.
Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на иске настаивает.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором просит в иске отказать, полагает, что средства материального стимулирования не входят в фонд оплаты труда, в связи с чем не должны учитываться при расчете компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации четырехмесячного денежного содержания государственного служащего.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Ванюшкина З.А. проходила государственную гражданскую службу в МИФНС № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, в должности заместителя начальника отдела общего обеспечения.
ДД.ММ.ГГГГ Ванюшкина З.А. уволена с государственной гражданской службы, по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – Закон № 79-ФЗ), в связи с сокращением занимаемой ею должности.
В связи с увольнением по данному основанию Ванюшкиной З.А. выплачена компенсация, предусмотренная пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Закона № 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания, а также выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (46,08 календарных дней).
Из карточки-справки истца за 2021-2022 г.г. следует, что за период с ноября 2021 года по октябрь 2022 года общая сумма средств материального стимулирования, выплаченная истцу, составила 326 123,99, в том числе: в декабре 2021 года – 49996,62 руб., в мае 2022 года – 89511,87 руб., в июле 2022 года – 96577,12 руб., в октябре 2022 года – 90038,38 руб.
Также за период с ноября 2021 года по октябрь 2022 года истец получила материальное стимулирование (транш) на сумму 403010,67, в том числе: в ноябре 2021 года – 54758,02 руб., декабре 2021 года – 73008,07 руб., в апреле 2022 года – 63319,91 руб., в июне 2022 года – 64346,58 руб., в июле 2022 года – 36448,97 руб., в августе 2022 года – 37043,04 руб., в сентябре 2022 года – 37043,04 руб., в октябре 2022 года – 37043,04 руб.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 указанного Федерального закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила №), действовавшие на момент трудовых отношений.
Пунктом 2 Правил № предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В силу части 1 статьи 51 Закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Закона № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных истцом требований о составе ее денежного содержания для исчисления компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания относится определение правовой природы произведенных ей инспекцией выплат в виде материального стимулирования.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, указанные разъяснения подлежат учету судом.
Согласно п. 6 Правил № при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В силу п. 8 Правил №, в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. В случае если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.
Таким образом, выплаченное ФИО3 в период работы с ноября 2021 года по октябрь 2022 года материальное стимулирование, должно учитываться при расчете ее среднего заработка для компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Как следует из расчетных листов истцу в ноябре 2021 года начислены и выплачены средства материального стимулирования в размере 54758,02 руб., в декабре 2021 года – 49996,62 руб. и 73008,07 руб., в апреле 2022 года – 63319,91 руб., в мае 2022 года – 89511,87 руб., в июне 2022 года - 46346,58 руб., в июле 2022 года – 96577,12 руб. и 36448,97 руб., в августе 2022 года – 37043,04 руб., в сентябре 2022 года - 37043,04 руб., в октябре 2022 года – 90038,38 руб. и 37043,04 руб.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что с учетом вышеизложенных норм права, письма Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № указанные суммы подлежали учету при расчете компенсаций в размере четырехмесячного денежного содержания и за неиспользованный отпуск.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для включения указанных сумм в расчет содержания государственного служащего противоречит вышеназванным нормам права.
При этом в силу статьям 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вопреки указанным нормам права ответчиком не представлено доказательств того, что выплаченные суммы не подлежат включению в денежное содержание государственного служащего.
При расчете денежных средств, подлежащих взысканию в пользу истца, суд исходит из расчетов представленных истцом, в соответствии с которыми недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск составила 95558,85 руб., недоплаченная сумма компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания - 243044,88 руб.
Указанный расчет судом проверен и признается арифметически правильным. При этом, произведенный истцом арифметический расчет спорных сумм с учетом дополнительно полученных средств материального стимулирования, ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию невыплаченная часть компенсации за неиспользованный отпуск в размере 95558,85 руб. и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 243044,88 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ванюшкиной Зои Александровны к Управлению Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании невыплаченной части компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – удовлетворить.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (№ в пользу Ванюшкиной Зои ФИО1 (ИНН № невыплаченную часть компенсации за неиспользованный отпуск в размере 95558 рублей 85 копеек, невыплаченную часть компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 243044 рублей 88 копеек, а всего в размере 338603 (триста тридцать восемь тысяч шестьсот три) рубля 73 копейки.
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.
Председательствующий А.В. Абанников