Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-48/2019 от 06.03.2019

...                     Дело №12-48/2019

РЕШЕНИЕ

27 марта 2019 года                                     г.Сыктывкар

Судья Верховного Суда Республики Коми Вдовиченко С.В., при секретаре Микушевой А.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Республики Коми Братцевской Л.А. на постановление судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 31 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя руководителя администрации МО ГО «Воркута» Сметанина Л.И.,

установил:

постановлением судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 31 января 2019 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренн0ом частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении Сметанина Л.И. на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Республики Коми Братцевская Л.А. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, дело вернуть на новое рассмотрение.

Исследовав материалы дела, доводы жалобы, письменного отзыва на неё, объяснения представителя Братцевской Л.А. - Вавилова К.А., защитника Сметанина Л.И. – Бончковскую Ю.В., прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки законности и результативности использования средств, выделенных из республиканского бюджета Республики Коми в 2015 году – текущем периоде 2018 года на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без обеспечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, проведенной Контрольно-счетной палатой Республики Коми, был составлен акт от 06 апреля 2018 года №04-04/5, в котором в пункте 3.4.4 указано выявленное нарушение жилищных прав Иванова А.А., относящегося к данной категории лиц, на включение в Список для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа.

По факту выявленного нарушения Контрольно-счетной палатой по Республике Коми 19 июня 2018 года №05-05/3 внесено представление администрации МО ГО «Воркута» с предложением: включить гражданина И. в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда; о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах уведомить в письменной форме Контрольно-счетную палату Республики Коми в течение одного месяца со дня его получения.

Данное представление получено администрацией МО ГО «Воркута» 26 июня 2018 года, передано должностному лицу Сметанину Л.И.

05 июля 2018 года в адрес Контрольно-счетной палаты Республики Коми поступило письмо N05/12 о результатах рассмотрения указанного представления, подписанное первым заместителем руководителя администрации МО ГО «Воркута» Сметаниным Л.И., из которого следует, что Иванов А.А. исключен из Списка коллегиально – решением комиссии (протокол от 19.01.2018 №02, утвержденный постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 23.01.2018 № 74).

Выявленное нарушение послужило основанием для составления 27 декабря 2018 года №11 в отношении должностного лица - первого заместителя руководителя администрации МО ГО «Воркута» Сметанина Л.И. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится решение о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.

Судья городского суда, прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении заместителя руководителя администрации МО ГО «Воркута» Сметанина Л. И. в связи с отсутствием состава административного правонарушения, исходил из отсутствия в действиях Сметанина Л. И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

При этом, судья установил, что у Сметанина Л.И. возможность принятия мер по устранению причин и условий совершения нарушений законодательства, как о том указано в представлении, объективно отсутствовала, поскольку решение о включение лица в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда принимается коллегиальным органом, а не им единолично.

Выводы судьи городского суда нахожу обоснованными по следующим основаниям.

Из буквального толкования диспозиции части 20 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля, которое является законным.

Законность предписания означает, что на лицо, которому оно адресовано, может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимыми.

Исполнимость предписания является важным требованием, предъявляемым к данному виду ненормативных правовых актов, и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер, и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Из материалов дела следует, что распоряжением руководителя администрации ГО «Воркута» Гурьевым И.В. от 28 декабря 2015 года №877 Сметанин Л.И. с 31 декабря 2015 года по 30 декабря 2019 года принят на работу в администрацию МО ГО «Воркута» на должность первого заместителя руководителя администрации.

В соответствии с постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 19 марта 2018 года №392 «О распределении должностных обязанностей в администрации МО ГО «Воркута» между руководителем и заместителями руководителя» первый заместитель руководителя администрации МО ГО «Воркута» курирует и координирует работу комитета по управлению муниципальным имуществом, отдела по учету и распределению жилья.; возглавляет общественную комиссию по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута».

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Коми от 01 декабря 2015 года №115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 8).

Решение об исключении ребенка-сироты из списка органом местного самоуправления принимается на основании предложений общественной комиссии о снятии граждан с учета.

Так, согласно постановлению руководителя администрации МО ГО «Воркута» от 17.02.2014 N284 утверждено Положение об общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута», согласно которому в полномочия комиссии, входят, в том числе вопросы о приёме граждан на учет для улучшения жилищных условий за счет муниципального жилого фонда; комиссия вносит предложения Руководителю городского округа «Воркута» о снятии с учета граждан, в связи с обеспеченностью жильем по установленной норме, выездом на постоянное место жительства в другой населенный пункт, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательством; рассматривает другие вопросы, затрагивающие жилищные права и интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций города Воркуты.

Обсуждаемые на заседаниях вопросы принимаются голосованием простым большинством голосов. Решения комиссии имеют силу, если на заседании присутствовало не менее половины её членов. Протоколы комиссии по жилищным вопросам подписываются председателем, секретарем, присутствующими членами комиссии. Решения комиссии по жилищным вопросам являются рекомендательными для администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (раздел 3 Положения).

Анализ приведенных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что для принятия решения о снятии или постановки на учет, в том числе категории граждан, к которым относится Иванов А.А., установлен определённый порядок, согласно которому руководитель администрации не может единолично принять такое решение в отсутствие компетентного коллегиального решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации, которая образуется из представителей учреждений, организаций и предприятий города Воркуты, представителей администрации городского округа «Воркута», депутатов Совета муниципального образования городского округа «Воркута».

Таким образом, возложение на администрацию МО ГО «Воркута» обязанности включить гражданина в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, противоречит приведенным положениям. Обязательное включение данной категории граждан муниципальным органом в Список законом не предусмотрено, исполнимость предписания в данном случае зависит от решения коллегиального органа.

Поскольку на основании единоличного решения администрации МО ГО «Воркута» включить гражданина Иванова А.А. в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, невозможно, возложение такой обязанности на администрацию МО ГО «Воркута» необоснованно.

При таких обстоятельствах предписание председателя Контрольно-счетной палаты Республики Коми от 19 июня 2018 года N05-05/3 нельзя признать основанным на нормах закона.

Материалы дела и имеющиеся по делу доказательства не подтверждают наличие у первого заместителя руководителя администрации МО ГО «Воркута» Сметанина Л.И. полномочий, необходимых для исполнения требований, содержащихся в предписании.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, вывод судьи об отсутствии объективной стороны состава административного правонарушения и о прекращении производства по делу об административном правонарушении, возбужденному по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении заместителя руководителя администрации МО ГО «Воркута» Сметанина Л.И. за отсутствием состава административного правонарушения, является обоснованным.

Доводы жалобы в части того, что Сметанин Л.И. должен был принять меры к разрешению указанного вопроса на комиссии, не опровергают вышеприведенных выводов и не могут являться основанием для отмены постановления судьи, поскольку исполнимость предписания не может ставиться в зависимость от принятого решения жилищной комиссии, которое не обязательно будет положительным.

Приведенные в жалобе доводы о неизвещении о времени и месте рассмотрения дела лица, составившего протокол об административном правонарушении, во внимание не принимается. Должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов (пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). В данном случае судья при рассмотрении дела такой необходимости не усмотрел.

Нормы материального и процессуального права применены судьей правильно. Оснований к отмене постановления судьи не установлено.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 31 января 2019 года оставить без изменения, жалобу заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Республики Коми Братцевской Л.А. – без удовлетворения.

Судья                                          С.В.Вдовиченко

                        

12-48/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Сметанин Леонид Иванович
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Вдовиченко С.В.
Статьи

ст. 19.5 ч.20 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
06.03.2019Материалы переданы в производство судье
13.03.2019Судебное заседание
27.03.2019Судебное заседание
10.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее