Дело № 2-113/2024
УИД 59RS0014-01-2023-001721-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 февраля 2024 года
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе председательствующего Анисимовой В.С.,
при секретаре судебного заседания Малыгиной Ю.Ю.,
с участием прокурора Тетеновой И.В.,
истцов Киселевой Е.В., Кисилевой А.А.,
представителя ответчика Ситниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино Пермского края гражданское дело по иску прокурора Верещагинского района Пермского края, в интересах Киселевой Елены Васильевны, к администрации Верещагинского городского округа Пермского края о возложении обязанности организовать проведение ремонтных работ в жилом помещении,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд, в интересах ФИО1, с исковым заявлением к администрации Верещагинского городского округа <адрес> о возложении обязанности организовать проведение ремонтных работ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, для приведения его в состояние, отвечающее установленным для жилых помещений санитарными техническим правилам и нормам, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства администрацией Верещагинского городского округа. В ходе проверки было установлено, что в муниципальной собственности МО Верещагинский городской округ находится жилое помещение, расположенное по адреса: Верещагинский городской округ <адрес>. На основании договора социального найма жилое помещение предоставлено Киселевой Е.В., а также членам ее семьи. При осмотре данного жилого помещения совместно со специалистом Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края 28.07.2023 было установлено, что имеется зыбкость пола во всех помещениях, местные просадки. Справа от входной двери дыра в полу (сгнили доски). Истирание и коробление досок пола. В помещении коридора и наибольшей по площади комнате щель между плитами перекрытия потолка. В жилой комнате, расположенной справа от помещения кухни в углах щели между перекрытиями (стенами), на стене под окном темные пятна. На печи трещины, отслоение штукатурного слоя. Оконные рамы (блоки) во всех помещениях имеют неплотное примыкание, щели. На фасаде здания трещины, отслоение штукатурного слоя, выветривание (вымывание) цементного раствора кирпичной кладки. На углу дома слева от крыльца трещина, разрушение кирпичной кладки. Таким образом, текущее состояние жилого помещения не соответствует требованиям жилищного законодательства, санитарным и техническим правилам и нормам, а также представляет угрозу жизни и здоровью проживающих в нем лиц, в связи с чем, требует проведения незамедлительного ремонта.
Определением судьи Верещагинского районного суда Пермского края от 18.01.2024 к участию в деле привлечены в качестве соистцов: Кисилевой А.А., Луговых А.В. и Киселев Т.А.
В судебном заседании представитель прокуратуры на заявленных исковых требованиях настаивал, по доводам изложенным в исковом заявлении. Считает, что на ответчика должна быть возложена обязанность по капитальному ремонту.
Истец Киселева Е.В. исковые требования поддержала, за время ее проживания в квартире капитальный ремонт ни разу не производился. В 2005 году прорвало трубы центрального отопления, на ее заявление о проведении ремонта никто не отреагировал. Центральное теплоснабжение и батареи в квартире в настоящее время отсутствуют, Единственным источником теплоснабжения трехкомнатной квартиры является печь, в связи с чем, углы квартиры промерзают. Денежных средств на газификацию квартиры у нее нет. Она ежегодно делает текущий ремонт квартиры, но так как тепловой баланс не соблюдается, то состояние квартиры ухудшается и все ее попытки привести квартиру в надлежащее состояние сводятся на нет. Квартира, в настоящее время, находится в неудовлетворительное состоянии. Просит обязать администрацию провести капитальный ремонт.
Истец Кисилевой А.А. исковые требования поддержала. Они согласны провести текущий ремонт, но требование администрации о необходимости им за свой счет менять половые доски абсурдно, так как их не на что закреплять. В квартире полностью прогнили половые балки, и доски держаться на подложенные под них кирпичи. Считает, что обязанность по ремонту пола должна быть возложена на администрации. Вентиляционных отдушин никогда не было в квартире, они не являются специалистами по их установке. Кроме того для их установки необходимо проводить переустройство, делать отверстие в стенах, что может выполнить собственник при проведении капремонта. Администрация должна восстановить опалубку, а иначе в связи с «хождением дома» их работы по замене окон и дверей, заделке швов, ремонту печи, покраске, побелке, штукатурке и замене обоев, ни к чему не приведут. Просит обязать администрацию провести капитальный ремонт.
Истцы Луговых А.В. и Киселев Т.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлялись надлежащим образом, в том числе, путем размещения информации на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Представитель ответчика администрации Верещагинского городского округа Ситникова А.А. исковые требования признала частично, считает, что Администрация обязана провести капитальный ремонт квартиры, а проведение текущего ремонта является обязанностью нанимателей. Которые должны восстановить отделку стен и потолков, заменить окна и двери, провести ремонт пола и печных приборов, электропроводки, поштукатурить, побелить, покрасить и поклеить обои. Кроме того, с учетом необходимости проведения земляных работ, срок определенный прокурором недостаточен для выполнения данных работ. Определить полный объем необходимых работ администрация сможет лишь после таяния снега, после чего необходимо будет объявить конкурс на составление сметы, решить вопрос о внесении изменении в бюджет, для финансирование данного вида работ. После выделения денег, провести конкурс на выполнения работ, выполнить капитальный ремонт квартиры.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему выводу.
Согласно статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 15 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские Советы народных депутатов обеспечивали сохранность жилищного фонда, проведение капитального и текущего ремонта.
В соответствии с пунктами 2, 3, 5, 6, 6.1 части 1 статьи 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;
Согласно пунктов 3,5,10 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Пунктами 3,6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Согласно части 2 стать 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательств).
В соответствии с частью 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 2,3 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Согласно пунктам 10 и 11 указанного Положения, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
Жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения.
Судебным разбирательством установлено, что в муниципальной собственности муниципального образования Верещагинский городской округ находится жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, кадастровый № (л.д.6).
Квартира расположена в двухквартирном жилом доме,1985 года постройки, который ранее состоял на балансе Зюкайского авторемонтного завода. Из технического паспорта на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> состоит из коридора, кухни, трех комнат, общая площадь составляет 52 кв.м., жилая 31,4 кв.м. Общая площадь по дому 104,9 кв.м. Дом обеспечен центральным отоплением, водопроводом, электроосвещением, газоснабжением и канализацией.
На регистрационном учете в квартире состоят 6 человек: Кисилева Е.В. и Кисилева А.А. состоит на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ, Кислеев Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ. Луговых А.В. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45), ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что Киселева Е.В. в 2005 году дважды обращалась в управляющую компанию МУП «Зюкайка ЖКХ» с заявлениями о проведении ремонта отопления в <адрес> по адресу <адрес>, ремонт не был проведен. С осени 2005 года центральное теплоснабжение по указанному адресу не осуществлялось, в настоящее время в квартире печное отопление.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО «Зюкайское сельское поселение» и Кисилевой Е.В. заключен договор социального найма жилого помещения № 246, согласно которому ответчику, нанимателю жилого помещения, передано жилое помещение – квартира № 1 по адресу: <адрес>, а также членам ее семьи: Луговых А.В., Киселевой А.А., Киселеву Т.А. (л.д.7-9.)
Киселева Е.В. ДД.ММ.ГГГГ обращалась в администрацию Верещагинского городского округа с заявлением о проведении ремонта в <адрес> по адресу: <адрес> (л.д.10).
Из ответа на заявление Кисилевой Е.В. следует, что решение о целесообразности ремонта будет принято после проведения обследования жилого помещения Межведомственной комиссией (л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией проведено обследование помещения по адресу: <адрес> Верещагинский городской округ <адрес>. Установлено, что жилое помещение расположено в одноэтажном 2-х квартирном панельном жилом доме. Крыша двухскатная, покрытие кровли – асбестоцементный лист по деревянной обрешетке, оконные заполнения деревянные, металлопластиковые, фундамент бетонированный ленточный, отопление печное, газовое, водоснабжение – центральное, электроснабжение – централизованное. Так же установлено, разрушение цоколя, отсутствие отмостки, развитие деформации, выветривание швов, отслоение наружных стен и выветривание раствора в стыках, вертикальные широко раскрытые трещины в стыках, развитие сквозных трещин в стенах, деформация стен, поражение гнилью, нарушение жесткости сруба. Выпучивание внутренних стен, трещины штукатурного слоя. Оконные переплеты и подоконная доска поражены гнилью. Отставание коньковых плит кровли, ослабление креплений листов и обрешетки, перекошены дверные коробки, прогибы и просадки полов, сдвиги дымоходных труб, выпадение кирпичей, отклонение от вертикали, трещины, сколы. Потеря эластичности изоляции проводов сетей электроснабжение, монтаж с нарушением ПУЭ. На кухне <адрес> отсутствует вытяжное отверстие вентиляционного канала, что не соответствует требованиям п.127 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. При этом инструментальный контроль и другие виды контроля исследований не проводилось.
Межведомственной комиссией рекомендовано: устройство вытяжных отверстий вентиляционных каналов, ремонт системы электроснабжения.
Дано заключение, что принятие решения об оценке соответствия установленным требованиям многоквартирного дома, в соответствии с п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, невозможно по результатам обследования, так как дом не содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством, не является многоквартирным.
Исходя из технического состояния строительных конструкций дома помещения (квартиры) № и № являются непригодными для проживания, о чем составлен акт обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13).
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией дано заключение № о выявлении оснований для признания помещения (<адрес>) непригодным для проживания (л.д.14-15).
ДД.ММ.ГГГГ Киселева Е.В. обратилась в прокуратуру Пермского края с заявлением о принятии мер в отношении МУП «Зюкайка КЖКХ», за отказ от проведения ремонтных работ по адресу: <адрес>, а именно замены пола, стяжки несущих стен дома (л.дю.19).
Прокуратурой Верещагинского района на основании обращения Киселевой Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения администрацией Верещагинского округа жилищного законодательства, по результатам которой в адрес глава городского округа – главы администрации Верещагинского городского округа вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства (л.д.21-25).
Постановлением администрации Верещагинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> признано непригодным для проживания (л.д.16).
Жилое помещение - <адрес> по указанному адресу, согласно выписке из ЕГРН, также признано непригодным для проживания в соответствии с постановлением администрации Верещагинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании жилого помещения непригодным для проживания», собственником квартиры является ФИО13 на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.103).
ДД.ММ.ГГГГ Киселевой Е.В. Управлением имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа предложны варианты имеющихся жилых помещений маневренного фонда по адресам: Верещагинский городской округ <адрес> кв. (50,8 кв.м.) <адрес> (67,3 кв.м.), кроме того сообщено что имеются жилые комнаты в помещениях по комп6ерческому найму по адресам: <адрес> (Л.Д.60). кроме того разъяснено, что она вправе обратиться в администрацию округа с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении (Л.Д.57). От личного вручения уведомления Киселева Е.В. отказалась, устно отказалась от предложенных помещений.
ДД.ММ.ГГГГ представление прокуратуры района администрацией округа было рассмотрено. Согласно ответу на представление № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с наличием в жилом <адрес>-х квартир принято решение о получении заключения специализированной организации. ГБУ <адрес> «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки <адрес>», в соответствии с муниципальным контрактом №/К от ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование дома и выдано заключение по определению технического состояния жилого <адрес>К-2021-ТЗ. Срок выполнения работ определен до ДД.ММ.ГГГГ. Межведомственной комиссией вынесено заключение о признании помещения по адресу <адрес> не пригодным для проживания. В связи с тем, что Киселева Е.В. не является собственником жилого помещения и не обращалась с заявлением о признании помещения непригодным для проживания, сведения ей не направлялись. Киселевой Е.В. в устной форме специалистами Управления имущественных, земельных и градостроительных отношений администрации Верещагинского городского округа разъяснен порядок постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также предложены жилые помещения маневренного фонда. С заявлением о постановке на учет, о предоставлении жилого помещения маневренного фонда Киселева Е.В. не обращалась (л.д.26-27).
ДД.ММ.ГГГГ Киселева Е.В. вновь обратилась к прокурору Пермского края с заявлением о принятии мер в отношении МУП «Зюкайка ЖКХ» в связи с бездействием Зюкайского ЖКХ по ремонту жилого помещения (л.д.28-29).
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки исполнения жилищного законодательства администрацией Верещагинского городского округа и.о.прокурора района в адрес главы округа главы администрации Верещагинского городского округа внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства (л.д.33-36).
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованием прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края проведена проверка в целях проверки технического состояния жилого помещения (квартиры) № в жилом <адрес> городского округа, в ходе которой установлено, что жилой дом по указанному адресу одноэтажный, наружные стены кирпичные, крыша скатная, покрыта шифером, на конструктивных элементах крыши (стропила, обрешетка, мауэрлат, и т.д.) имеются темные и белые, влажные пятна (следы гниения). Зыбкость пола во всех помещениях, местные просадки. Справа от входной двери дыра в полу (сгнили доски). Истирание и коробление досок пола. В помещении коридора и наибольшей по площади комнате щель между плитами перекрытия потолка. В жилой комнате, расположенной справа от помещения кухни в углах щели между перекрытиями (стенами), на стене под окном темные пятна. На печи трещины, отслоение штукатурного слоя. Конные рамы (блоки) во всех помещениях имеют неплотное примыкание, щели. На фасаде здания трещины, отслоение штукатурного слоя, выветривание (вымывание) цементного раствора кирпичное кладки. Вывод: жилое помещение не соответствует требованиям, установленным разделом II Постановления №47, в жилом помещении отсутствуют благоприятные и безопасные условия проживания граждан (л.д.30-31).
Администрация в ответ на представления прокурора сообщила, что специалистами Управления имущественных и земельных отношений и градостроительных отношений запланирован выезд с целью выявления нарушений по содержанию жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и переданных по договорам социального найма (л.д.37).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией сектора муниципального контроля администрации Верещагинского городского округа проведен осмотр жилого помещения по адресу <адрес>, в результате визуального осмотра было установлено, что по указанному адресу расположена трехкомнатная квартира в двухквартирном одноэтажном кирпичного (блок) исполнения. В квартире имеется вода, электропроводка в удовлетворительном состоянии, отопление печное, окна (рамы) деревянного исполнения. Санитарное состояние близко к неудовлетворительному. В квартире отсутствуют вентиляционные отдушины, квартира проветривается открыванием окон. В следствие чего, на потолке имеются следы плесени, пол имеет шаткое состояние, сгнили балки (местами прогибается половое покрытие). Целостность крыши (визуально) не нарушена (л.д.56)
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Киселевой Е.В. администрацией округа направлено уведомление о проведении текущего ремонта в жилом помещении по адресу <адрес> соответствии с п.2 Договора найма, в силу п.3 ст.67 ЖК РФ.(л.д.55)
ДД.ММ.ГГГГ администрацией округа в адрес прокурора Верещагинского района направлено письмо № о том, что ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр состояния жилого помещения по адресу <адрес>, в результате осмотра установлен факт необходимости ремонта помещения. Мероприятия по ремонту муниципальных жилых помещений по указанному адресу в бюджете Верещагинского городского округа на 2023 год не предусмотрены. Вопрос ремонта жилого помещения внесен в проект бюджета Верещагинского городского округа на 2024-2026 годы (Л.Д.32).
Также установлено, что у истцов имеется задолженность по электроэнергии, водоснабжению и водоотведению (л/№) в размере 10584,73 рубля (л.д.47-49), на ДД.ММ.ГГГГ – 11901,70 рублей.
На основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ с Кисилевой Е.В. была взыскана задолженности за найм жилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 19252,96 рублей (л.д.59). В последствие задолженность была скорректирована в сторону уменьшения, в связи с признанием жилого помещения не пригодным для проживания и в настоящее время составляет - 16379,96 рублей, с октября 2022 начисления за найм не производится.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось рабочее совещание по вопросу технического состояния муниципальной квартиры по адресу: <адрес>1, на котором было принято решение: Отделу капитального строительства провести расчет текущего и капитального ремонта квартиры; Управлению жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства принять меры к получению заключения специализированной организации в отношении <адрес>; в весенний период 2024 Управлению жилищно-коммунального хозяйства совместно с отелом капитального строительства провести осмотр отмостки и фундамента дома; Управлению имущественных земельный и градостроительных отношений рассмотреть вопрос переселения нанимателей квартиры; директор МУП Зюкайского ЖКХ предоставить информацию о системе водоотведения и теплоснабжения квартиры.
Согласно предварительному локальному сметному расчету (смета) № ремонта <адрес>, общие затраты на проведение ремонта жилого помещения по указанному адресу составили 620084 рубля 15 копеек.
Пунктом 4 части 3 статьи 67 ЖК РФ определено, что наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан проводить текущий ремонт жилого помещения;
В соответствии с пунктом 2 статьи 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 681 ГК РФ ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Пунктом 2 и 3 части 2 статьи 65 ЖК РФ предусмотрено, что наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Согласно п.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации 27.09.2003 N 170, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.
Пунктом 1 указанных Правил определено, что граждане, юридические лица обязаны: использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан; бережно относиться к жилищному фонду и земельным участкам, необходимым для использования жилищного фонда; выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования; своевременно производить оплату жилья, коммунальных услуг, осуществлять выплаты по жилищным кредитам; использовать указанные в пункте 2 земельные участки без ущерба для других лиц.
Технические заключения по определению технического состояния многоквартирного жилого <адрес>К-2021-Т3, заключение от ДД.ММ.ГГГГ, выводы консультанта отдела надзора за использованием, сохранностью жилищного фонда и предоставлением коммунальных услуг № государственного жилищного инспектора Инспекции Государственного жилищного надзора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ доказывают, что жилое помещение, в котором проживают истцы не отвечает санитарным и техническим правилам и нормам, в нем отсутствуют благоприятные и безопасные условия для проживания граждан, в связи с чем, оно требует ремонта.
Приведение квартиры в состояние, отвечающее установленным для жилых помещений санитарными техническим правилам и нормам, должны как наниматель, так наймодатель. Судом сторонам предлагалась определить виды ремонтных работ, необходимые для приведения квартиры, в соответствие с санитарными и техническими требованиями, предъявляемыми законодательством к жилью, определить работы (текущий ремонт, капитальный ремонт), провести экспертное исследование, стороны таким правом не воспользовались. Судом стороне истца разъяснено право предъявления иска ко всем собственникам помещений в жилом доме.
В судебном заседанием было установлено, что капитальный ремонт в жилом помещении по адресу: Верещагинский городской округ <адрес>, никогда не проводился, поэтому возлагает на ответчика обязанность по проведения капитального ремонта жилого помещения, в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 170.
С учетом требований ч.2 ст.206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, устанавливается срок исполнения обязательства.
Представитель истца просит установить срок исполнения решения суда, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Ответчик возражает против установления данного срока. Суд полагает, что срок, которые просит представитель истца, не являются реальным и достаточным для исполнения судебного решения.
С целью выполнения всего объема работ по производству капитального ремонта жилого помещения суд определяет, что разумный срок для исполнения решения – ДД.ММ.ГГГГ, данный срок будет реальным и достаточным для исполнения решения, с учетом выполнения подготовительных работ (утверждение бюджета, проведения конкурсных процедур и т.д.) и выполнения ремонтных работ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
возложить обязанность на Администрацию Верещагинского городского округа Пермского края (ИНН 5933012211) по проведению капитального ремонта в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации 27.09.2003 N 170, до 01.09.2024.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.С. Анисимова
Мотивированное решение изготовлено – 05.03.2024.