7п-127
РЕШЕНИЕ
5 апреля 2022 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Рохина Я.С., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Мезенское дорожное управление» И. на постановление судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 10 марта 2022 года,
установил:
постановлением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 10 марта 2022 года акционерное общество «Мезенское дорожное управление» (далее - АО «Мезенское дорожное управление», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Защитник юридического лица И. в жалобе ставит вопрос об отмене судебного постановления, ссылаясь на то, что Общество не является надлежащим субъектом инкриминированного правонарушения.
Проверив в интересах законности дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы и заслушав защитника И., ее поддержавшего, прихожу к следующему.
Административная ответственность по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Из материалов дела усматривается, что 3 января 2022 года в ходе выполнения государственной функции надзора за дорожным движением государственным инспектором дорожного надзора отделения надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Архангельску выявлены недостатки в содержании автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>, выразившиеся в образовании снежных валов на расстоянии ближе 10 метров от нерегулируемого пешеходного перехода и на тротуаре в границах пешеходного перехода (подход к переходу), обозначенного знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», что является нарушением пункта 8.8 ГОСТа Р 50597-2017 (введен приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года N 1245-ст). На всем участке предупреждающие дорожные знаки, информационные щиты, иные средства технического регулирования, указывающие на наличие опасности, отсутствовали, что представляло угрозу безопасности дорожного движения на нем.
Эти обстоятельства объективно подтверждаются: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протоколом об административном правонарушении, актом выявленных недостатков в содержании дорог с приложенными фотоматериалами, на которых отображены снежные валы в непосредственной близости к нерегулируемому пешеходному переходу, обозначенному дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», и на тротуаре, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица от 22 мая 2003 года, свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 20 мая 2003 года, муниципальным контрактом № от 26 января 2021 года, заключенным между департаментом транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации МО «Город Архангельск» (заказчик) и АО «Мезенское дорожное управление».
На основании имеющихся в деле материалов судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в бездействии АО «Мезенское дорожное управление» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих принятие АО «Мезенское дорожное управление» всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, а также наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законом обязанностей, не представлено.
Выводы судьи о виновности юридического лица в совершении данного административного правонарушения в должной степени мотивированы, основаны на анализе и соответствующей правовой оценке собранных по делу доказательств, сделаны с учетом, установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, повода не согласиться с ними нет.
Доводы жалобы о том, что Общество не является субъектом инкриминированного правонарушения, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм права.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам в силу части 2 статьи 12 названного Федерального закона и пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Материалами установлено, что 26 января 2021 года между департаментом транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации МО «Город Архангельск» и АО «Мезенское дорожное управление» заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети города Архангельска.
Срок выполнения работ с 20 января 2021 года по 21 апреля 2022 года (пункт 4.1 контракта).
Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Архангельск», подлежащих уборке в рамках контракта, а также требуемый уровень их содержания определяются Техническим заданием (Приложение № 1 к контракту) в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и требованиями к производству работ по уборке автомобильных дорог общего пользования местного значения (Приложение № 6 к контракту). В этот перечень входит спорный участок автомобильной дороги в городе Архангельске - <адрес>.
Таким образом, лицом, ответственным за выполнение работ по содержанию указанного участка автомобильной дороги общего пользования местного значения в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 является АО «Мезенское дорожное управление».
Поскольку по состоянию на 3 января 2022 года на данном участке должностным лицом ОГИБДД УМВД России по городу Архангельску обнаружены снежные валы на тротуаре в границах пешеходного перехода (подход к переходу), обозначенного дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» и на расстоянии ближе 10 метров от обустроенного нерегулируемого пешеходного перехода, выявленные нарушения не отвечали требованиям безопасности дорожного движения (не соблюден подпункт 8.8 ГОСТа Р 50597-2017), АО «Мезенское дорожное управление», отвечающее за содержание данного участка дороги, обоснованно привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения.
Заключение договора субподряда № от 28 сентября 2021 года с ООО «Архангельское ДРСУ» на выполнение указанных работ не ставит под сомнение выводы суда первой инстанции о виновности АО «Мезенское дорожное управление» в инкриминируемом деянии и не освобождает от обязанности выполнять работы по содержанию уличного-дорожной сети города Архангельска (включая спорный участок дороги) в рамках муниципального контракта №, заключенного с собственником городской инфраструктуры.
Указанным договором АО «Мезенское дорожное управление» приняты обязательства осуществлять контроль за выполнением субподрядчиком соответствующих работ и качеством их выполнения, что с учетом фактических обстоятельств должным образом Обществом как ответственным лицом не сделано.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективных данных, которые свидетельствовали бы о том, что АО «Мезенское дорожное управление» принимало все зависящие от него и достаточные меры к обнаружению и устранению выявленных недостатков на дорогах городского поселения в зимний период, а также по контролю за осуществлением иными лицами по их поручению работ по устранению таких недостатков не представлено и в жалобе не приведено.
Постановление вынесено судьей в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено АО «Мезенское дорожное управление» с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса в размере, менее минимального размера административного штрафа, установленного санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ для юридических лиц.
Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену принятого постановления, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 10 марта 2022 года оставить без изменения, жалобу защитника АО «Мезенское дорожное управление» И. - без удовлетворения.
Судья Я.С. Рохина