Дело №12-410/2023
РЕШЕНИЕ
4 июля 2023 года г.Махачкала
Судья Ленинского районного суда г.Махачкалы РД - Магомедов С.И.,
рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Аманат» Даудова Магомеда Магомедовича на постановление Административной комиссии внутригородского района "Ленинский район" г.Махачкалы №23-0099-432 от 30 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. ст.3.13 КоАП РД,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Административной комиссии внутригородского района "Ленинский район" г. Махачкалы от 30 марта 2023 года, ООО «Аманат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.3.13 КоАП РД и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Генеральный директор ООО «Аманат» Даудова Магомеда Магомедовича обратился в суд с жалобой на указанное постановление в которой, просит суд постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание ООО «Аманат», будучи надлежаще извещенным, своего представителя не направило.
Исследовав письменные материалы дела об АП, суд считает, что жалобу ООО «Аманат»следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст.28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является в числе других, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении. При наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняются, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
30 марта 2023 года Административная комиссия внутригородского района "Ленинский район" г.Махачкалы рассмотрело дело об административном правонарушении в отсутствие представителя ООО «Аманат», признав его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 3.13 КоАП РД.
Из представленного по судебному требованию Административной комиссии внутригородского района "Ленинский район" г.Махачкалы материалов дела отсутствуют сведения об извещении ООО «Аманат» о месте и времени рассмотрения заседания комиссии, получения извещения ООО «Аманат».
В материалах дела имеется повестка о назначении времени и места рассмотрения дела на 30 марта 2023 года в 13 часов, с указанием места его рассмотрения. Однако какого-либо получения данного документа в материалах дела отсутствуют. Также отсутствуют сведения о результатах направления либо возвращения данного извещения с сообщением позволяющим признать его надлежащим.
В силу изложенного, указанное извещение о рассмотрение дела, не может быть признано судом надлежащим.
В силу положений части 4 статьи 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Объективных данных, подтверждающих поступление почтового отправления либо иного извещения ООО «Аманат» не имеется, доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что ООО «Аманат» было извещено о месте и времени рассмотрения дела, отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При производстве по делу об административном правонарушении обязательно создание условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Судом установлено нарушение процессуальных требований закона в ходе осуществления производства в отношении ООО «Аманат».
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Анализ вышеприведенных положений закона позволяет сделать вывод, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, в обязательном порядке должно быть уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
По настоящему делу об административном правонарушении положения указанных норм соблюдены не были, протокол об административном правонарушении составлен в отношении ООО «Аманат» с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных законом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Согласно уведомлению (извещению), адресованному ООО «Аманат», вызывается на составление протокола об административном правонарушении на 20 марта 2023 года в 10 часов. Однако вышеуказанное постановление получено 24 марта 2023 года в 11 часов 45 минут.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление Административной комиссии внутригородского района "Ленинский район" г.Махачкалы №23-0099-432 от 30 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.3.13 КоАП РД, подлежит отмене.
Как установлено в судебном заседании, Административной комиссии внутригородского района "Ленинский район" г.Махачкалы допущены существенные нарушения применения процессуальных норм КоАП РФ при привлечении ООО «Аманат» в связи с чем, постановление Административной комиссии внутригородского района "Ленинский район" г.Махачкалы №23-0099-432 от 30 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.3.13 КоАП РД, подлежит отмене..
В соответствии со ст. 30.7 ч.1 п.4 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
С учетом того, что на момент вынесения настоящего решения срок давности привлечения ООО «Аманат» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек, возобновления производства по делу при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности к моменту его направления для нового рассмотрения органу вынесшему постановление не имеется.
Таким образом, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы на постановления административной комиссии, является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела административной комиссии.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Административной комиссии внутригородского района "Ленинский район" г.Махачкалы №23-0099-432 от 30 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. ст.3.13 КоАП РД отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд РД в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.И.Магомедов