Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-395/2020 ~ М-323/2020 от 12.05.2020

Дело № 2- 395/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июня 2020 года                                                       пос. Поназырево     

Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Злобиной Н.С., с участием истца исполняющего обязанности прокурора Поназыревского района Михеева Е.Е., при секретаре Воронцовой Э.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Поназыревского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области о возложении обязанности организовать и произвести уборку остатков (мусора) на земельном участке после сноса жилого дома

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Поназыревского района обратился в Шарьинский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области о возложении обязанности организовать и произвести уборку остатков (мусора) на земельном участке после сноса жилого дома. В обоснование заявленных требований указано, что Прокуратурой Поназыревского района проведена проверка исполнения законодательства по реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда, связанной с ненадлежащей реализацией мероприятий по сносу аварийных домов, в ходе которой установлено следующее. В рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Костромской области от 02.05.2013 № 200-а, на территории Поназыревского района в 2018 году расселены граждане, в том числе из 4 многоквартирных домов Полдневицкого сельского поселения, признанных аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и находящимися в собственности Полдневицкого сельского поселения. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания. Согласно п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение), одним из решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, принимаемым по результатам работы межведомственной комиссии, является решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Согласно п. 10 региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Костромской области от 02.05.2013 № 200-а (далее - Программа) ожидаемые конечные результаты: снос или реконструкция 463 аварийных многоквартирных домов и переселение 4 609 человек. На основании пп. 3 п. 13 Программы одной из основной задачей Программы является снос до 31 декабря 2019 года аварийного жилищного фонда, не подлежащего реконструкции. В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно п. 8 Программы одним из исполнителем Программы и основных мероприятий: являются органы местного самоуправления муниципальных образований Костромской области. В нарушение указанных требований администрацией Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области до настоящего времени не убраны остатки (мусор) на земельном участке после сноса жилого дома по адресу: Костромская область, Поназыревский район, п. Полдневица, ул. Ленина, д. 10, входящего в указанную адресную программу и являющегося собственностью Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области. Тем самым, не может быть выполнена одна из основных задач региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы» по сносу аварийного жилищного фонда, не подлежащего реконструкции до 31.12.2019 года. Государственным заказчиком данной программы выступает администрация Костромской области. Таким образом, нарушаются интересы субъекта Российской Федерации - Костромской области по реализации вышеуказанной программы. Кроме этого, нарушаются права граждан в сфере жилищного законодательства.По результатам выявленных нарушений прокурором района главе Полдневицкого сельского поселения 16.04.2020 года внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. Просит возложить обязанность на администрацию Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области организовать и произвести уборку остатков (мусора) на земельном участке после сноса жилого дома по адресу: Костромская область, Поназыревский район, п. Полдневица, ул. Ленина, д. 10 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

          

В ходе судебного заседания исполняющий обязанности прокурора Поназыревского района Михеев Е.Е. заявленные требования поддержал, по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Просили рассмотреть дело без участия представителя, в связи с невозможностью прибытия. Заявленные исковые требования признает в полном объеме, в ответ на представление прокуратуры от 16.04.2020 года даны пояснения о том, что строительный мусор по адресу ул. Ленина, д. 10 от разобранных домов будет убран как только установится сухая погода, т.к. по причине дождливой осени 2019 года и весны 2020 года не возможно заехать какой-либо технике.

Выслушав пояснения истца и изучив доводы представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Согласно п.10 Постановления Администрации Костромской области от 02.05.2013 N 200-а "Об утверждении региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы" ожидаемые конечные результаты: снос или реконструкция 463 аварийных многоквартирных домов и переселение 4 609 человек (далее - Программа).

          Согласно ст.15 Программы, в Программу вошли муниципальные образования Костромской области, указанные в таблице N 3 настоящей главы, выполнившие по состоянию на 1 января 2013 года условия, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ, на 2016-2017 г.г., в том числе Поназыревский муниципальный район с критериями приоритета для включения в региональную программу: 22 жилых помещения в аварийных многоквартирных домах являются муниципальной собственностью, 2 помещения принадлежат собственникам.

           Дом № 10 ул. Ленина п. Полдневица находится в перечне (п.438) аварийных многоквартирных домов, переселяемых в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы".

       Согласно пп.3 п.13 основные задачи Программы - снос до 31 декабря 2019 года аварийного жилищного фонда, не подлежащего реконструкции.

         Согласно п.8 исполнителями Программы и основных мероприятий являются органы местного самоуправления муниципальных образований Костромской области.

В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная или иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основании принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

В силу пункта 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 16.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

          Согласно п. 1.3 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 для обеспечения должного санитарного уровня населенных мест отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения, вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки. Неутилизируемые отходы промышленных предприятий вывозят транспортом этих предприятий на специальные полигоны или сооружения для их обезвреживания и захоронения.

Согласно адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013 - 2017 годы», утвержденной постановлением Костромской области от 02.05.2013 года № 200- а, на территории Поназыревского района в 2018 году расселены граждане, в том числе из 4 многоквартирных домов Полдневицкого сельского поселения, признанных аварийными и подлежащих сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и находящимися в собственности Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области, в том числе проживающие по адресу: Костромская область, пос. Полдневица, ул. Ленина, д. 10

Судом установлено, что прокуратурой Поназыревского района была проведена проверка исполнения законодательства по реализации региональной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда, связанной с ненадлежащей реализацией мероприятий по сносу аварийных домов. По результатам проведенной проверки главе администрации Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области внесено представление об устранении нарушений законодательства.

Вместе с тем, администрацией Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области работы по вывозу и утилизации строительного мусора не завершены.

Факт образования строительных отходов в результате проведенных работ по адресу: Костромская область, Поназыревский район, п. Полдневица, ул. Ленина, д. 10 не оспаривается представителем ответчика.

Данное обстоятельство также подтверждается представленными суду актом проверки с приложенными фотоматериалами с места сноса дома.

Доказательств, подтверждающих завершение ответчиком работ по уборке остатков (мусора) на земельном участке после сноса жилого дома по адресу: Костромская область, Поназыревский район, п. Полдневица, ул. Ленина, д. 10 суду не представлено.

Согласно ч.1 ст.8 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) кполномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст. 10 Закона об отходах, при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.

Согласно ст.13 Закона об отходах, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Положениями ст. 13.4 Закона об отходах, определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.15-16 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" в соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" реестр включает в себя следующие разделы:

данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Раздел "Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000.

Исходя из смысла Закона об отходах, строительный мусор, образовавшийся в результате проведения работ по сносу аварийного дома необходимо квалифицировать как отходы.

Земельный участок, расположенный по адресу: Костромская область, Поназыревский район, п. Полдневица, ул. Ленина, д. 10 местом накопления и размещения отходов не является, для указанных целей не предназначен. Надлежащих доказательств обратного, равно как и доказательств обоснованного размещения строительных отходов по указанному адресу, органом местного самоуправления суду не представлено.

Санитарными правилами регламентированы требования по содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок.

Так, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР от 5 августа 1988 г. N 4690-88 (см. также ФЗ "Об отходах производства и потребления", СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. N 16, СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 г.).

Из письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 ноября 2005 г. N 0100/10391-05-32 следует, что очистка территорий населенных пунктов - одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

Система мероприятий по содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с генеральной схемой очистки населенного пункта, что соответствует Методическим рекомендациям МДК 7-01.2003 «О порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. N 152.

Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения, как указывалось выше вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки (п. 1.3 СанПиН 42-128-4690-88). Неутилизируемые отходы промышленных предприятий вывозят транспортом этих предприятий на специальные полигоны или сооружения для их обезвреживания и захоронения.

Мероприятия по вывозу и утилизации строительных отходов по спорному адресу органом местного самоуправления не осуществлены. Размещение отходов нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную экологическую среду.

Следовательно, требования прокурора в части возложения на администрацию Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области обязанности организовать и произвести работы по уборке остатков (мусора) на земельном участке после сноса жилого дома по адресу: Костромская область, Поназыревский район, п. Полдневица, ул. Ленина, д. 10 являются законными и обоснованными.

Суд считает установленным, что прокурор Поназыревского района обратился в суд с требованиями в интересах неопределенного круга лиц. Данные полномочия предоставлены ему в силу положений ч.1 ст.45 ГПК РФ и стороной ответчика не оспариваются.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Учитывая, что для исполнения решения суда необходимо выполнение ряда организационно-распорядительных мероприятий, а также принимая во внимание нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную экологическую среду учитывая что ответчик приступил к выполнению работ суд считает разумным установить срок выполнения обязанности по организации и производстве работ по уборке остатков (мусора) на земельном участке после сноса жилого дома- в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Поназыревского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области о возложении обязанности организовать и произвести уборку остатков (мусора) на земельном участке после сноса жилого дома, удовлетворить.

Возложить на администрацию Полдневицкого сельского поселения Поназыревского муниципального района Костромской области обязанность организовать и произвести работы по уборке остатков (мусора) на земельном участке после сноса жилого дома по адресу: Костромская область, Поназыревский район, п. Полдневица, ул. Ленина, д. 10 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:                                                                      Н.С.Злобина

2-395/2020 ~ М-323/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Поназыревского района
Ответчики
Администрация Полдневицкого сельского поселения
Суд
Шарьинский районный суд Костромской области
Судья
Злобина Н.С.(дела п.Поназырево)
Дело на сайте суда
sharinsky--kst.sudrf.ru
12.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2020Передача материалов судье
12.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2020Судебное заседание
02.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2020Дело оформлено
03.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее