Дело № 21-719/2019
Судья: Тимофеева Е.М.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
02 декабря 2019 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Фельда Р.Ю. на постановление административной комиссии администрации Калининского района г. Чебоксары от 23 июля 2019 года и решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Фельда Р.Ю.,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением административной комиссии администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики № от 23 июля 2019 года Фельд Р.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.
Решением судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 октября 2019 года постановление административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Фельд Р.Ю. просит отменить постановление и решение по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что торговлю не осуществлял, привозил еду по просьбе друзей.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, изучив материалы административного дела, прихожу следующим выводам.
Частью 1 статьи 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» (в ред. Закона ЧР от 08.12.2014 № 79) предусмотрена административная ответственность за размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики или муниципальной собственности, с нарушением схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органами местного самоуправления.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Согласно частям 1 - 3, 5 и 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно протоколу об административном правонарушении б/н от 09 июля 2019 года, Фельд Р.Ю. ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин. возле <адрес> осуществлял несанкционированную торговлю продуктами питания со своего автомобиля (л.д. 10).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем событие вмененного Фельду Р.Ю. административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», выражается, в частности, в размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики или муниципальной собственности, с нарушением схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органами местного самоуправления.
При описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено Фельду Р.Ю., должностное лицо ограничилось указанием на то, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин. возле <адрес> Фельд Р.Ю. нарушил ч. 1 ст. 17, осуществлял несанкционированную торговлю продуктами питания со своего автомобиля.
Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены. Не указано, какой нормативный документ, устанавливающий порядок размещения нестационарных торговых объектов, нарушен заявителем, как и то, что нестационарный торговый объект на земельном участке размещен с нарушением схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органами местного самоуправления.
Протокол не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела административной комиссией установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин. возле <адрес>, Фельд Р.Ю. осуществлял торговлю продуктами питания со своего автомобиля в нарушение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, из содержания постановления об административном правонарушении следует, что заявителю вменено осуществление торговли продуктами питания с автомобиля в нарушение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Однако постановление судьи Калининского районного суда Чувашской Республики от 01 октября 2019 года содержит выводы о признании Фельда Р.Ю. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» за торговлю с автомобиля продуктами питания без соответствующего разрешения.
В описательной части решения судьей районного суда приведено положение статьи 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» в ранее действующей редакции, согласно которой размещение на улицах, площадях, в парках и скверах, иных общественных местах объектов мелкорозничной торговли (палаток, киосков, прилавков, транспортных средств) без полученного в установленном порядке разрешения - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
При рассмотрении жалобы на постановление судья районного суда указывает на доказанность факта размещения на улицах, площадях, в парках и скверах, иных общественных местах объектов мелкорозничной торговли (палаток, киосков, прилавков, транспортных средств) без полученного в установленном порядке разрешения.
В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Аналогичные требования предъявляются к решению, принимаемому по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. В силу части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такое решение должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 названного Кодекса.
Таким образом, вопреки сформулированному в названном выше постановлении событию административного правонарушения судья Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики вменил Фельду Р.Ю. совершение иного противоправного деяния.
Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Кроме того, постановление административной комиссии, а также решение судьи районного суда, не содержит указания на конкретный нормативный документ, устанавливающий порядок размещения нестационарных торговых объектов, который нарушен заявителем.
Сведений о том, что транспортное средство находилось на земельном участке с нарушением определенного Схемой места его расположения, в материалах дела имеется.
Таким образом, разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всесторонности и полноте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В нарушение требований статей 24.1, 26.1 названного Кодекса судьей районного суда не выяснены и не исследованы все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, оценка им не дана.
При таких обстоятельствах решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
решение судьи Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Фельда Р.Ю. отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова