Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1086/2023 ~ М-351/2023 от 06.02.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара

29.05.2023

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи        Клюева С.Б.,

при секретаре                     Рогаткове М.В.,

с участием прокурора                                Колчиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1086/2023 по административному исковому заявлению Мартыненко Владислава Владимировича, Мартыненко Виталия Владимировича к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Мартыненко Владислав Владимирович, Мартыненко Виталий Владимирович (далее административные истцы) обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими со дня принятия:

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктом № 4412 нежилого здания с кадастровым номером

- Приложение № 1 «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения в него под пунктом № 4352 нежилого здания с кадастровым номером

- Приложение № 1 «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 в части включения в него под пунктом № 4282 нежилого здания с кадастровым номером

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются сособственниками (общая долевая собственность) нежилого помещения с кадастровым номером , расположенном в спорном здании. Объект недвижимости не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Необоснованное включение объекта в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Представитель административных истцов Савватеева Ю.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика – Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Представил письменные возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что поскольку объект недвижимости имеет наименование «Производственные цеха, контора экспериментального завода», что позволяет его отнести к объектам бытового назначения, министерство правомерно включило его в оспариваемые Перечни на основании пп.2 п.3 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителя административных истцов, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или па официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25.11.2014 №719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы вышеуказанные приказы, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019-2023 годы.

Факт включения объекта недвижимости в соответствующие перечни подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.

Соответствующие приказы опубликованы в установленном законом порядке:

Приказ министерства от 19.10.2020 № 2014 опубликован наофициальном сайте Правительства     Самарской области и в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.

Приказ министерства от 22.10.2021 № 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021.

Приказ министерства от 08.11.2022 № 2077 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

-    здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

-    фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0816005:923 площадью 325,9 кв.м. Данное помещение располагается в здании с кадастровым номером 63:01:0816005:585, площадью 556 кв.м., по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Венценка, д. 56.

Здание имеет назначение: нежилое, наименование: Производственные цеха, контора экспериментального завода, виды разрешенного использования отсутствуют.

В Едином Государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский р-н, ул. Венцека, д. 56., что следует из выписки от 28.12.2022 (л.д. 41).

Из пояснений представителя административных истцов, акта осмотра кадастрового инженера Лескевича Л.В. от 09.12.2022 следует, что помещения в нежилом здании используются как складские, подсобные, производственные, центр гуманитарной помощи, школа искусств, кабинеты, частично не используются. Площадь кабинетов менее 20% от площади здания.

Из представленного суду Публично-правовой компанией «Роскадастр»    копии технического паспорта на нежилое здание следует, что по состоянию на январь 1998 г. здание не имело в своем составе помещений предназначенных для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, сведения из Единого государственного реестра недвижимости о нежилом здании, о земельном участке, на котором оно расположено, техническая документация не позволяли министерству имущественных отношений Самарской области определить принадлежность нежилого здания к торговым, офисным объектам, объектам общественного питания или бытового обслуживания.

Из материалов дела также следует, что министерством имущественных отношений Самарской области 11.04.2019 производился осмотр объекта недвижимости в целях включения нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0816005:923 в Перечни за предыдущие налоговые периоды. Акт осмотра был представлен министерством в ходе рассмотрения административного дела № 3а-1237/2020 по административному исковому заявлению Мартыненко В.В., Мартыненко В.В. о признании недействующими нормативных правовых актов в части. Вместе с тем, как следует из решения Самарского суда от 31.07.2020, принятого по данному делу, данный акт осмотра объекта недвижимости, суд признал недостоверным доказательством по делу.

В материалы дела сведений о составлении административным органом актов фактического использования нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0816005:585 на момент формирования оспариваемых Перечней не представлено.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание необоснованно включено в Перечни на 2021-2023 годы, в связи с чем требования административных истцов подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует    нормативному    правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 214, ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования Мартыненко Владислава Владимировича, Мартыненко Виталия Владимировича удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия:

- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктом № 4412 нежилого здания с кадастровым номером

- Приложение № 1 «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения в него под пунктом № 4352 нежилого здания с кадастровым номером

- Приложение № 1 «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 в части включения в него под пунктом № 4282 нежилого здания с кадастровым номером

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                              С.Б. Клюев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.06.2023.

3а-1086/2023 ~ М-351/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Мартыненко В.В.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Администрация г.о. Самара
ООО "Сервис Тензоприбор"
Рузанов И.В.
Савватеева Ю.Ю.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Клюев С. Б.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
06.02.2023Регистрация административного искового заявления
06.02.2023Передача материалов судье
06.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
06.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2023Судебное заседание
21.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Судебное заседание
13.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее