РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
29.05.2023
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при секретаре Рогаткове М.В.,
с участием прокурора Колчиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1086/2023 по административному исковому заявлению Мартыненко Владислава Владимировича, Мартыненко Виталия Владимировича к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Мартыненко Владислав Владимирович, Мартыненко Виталий Владимирович (далее административные истцы) обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктом № 4412 нежилого здания с кадастровым номером №
- Приложение № 1 «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения в него под пунктом № 4352 нежилого здания с кадастровым номером №
- Приложение № 1 «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 в части включения в него под пунктом № 4282 нежилого здания с кадастровым номером №
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются сособственниками (общая долевая собственность) нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенном в спорном здании. Объект недвижимости не подпадает под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Необоснованное включение объекта в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Представитель административных истцов Савватеева Ю.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика – Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Представил письменные возражения на административный иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что поскольку объект недвижимости имеет наименование «Производственные цеха, контора экспериментального завода», что позволяет его отнести к объектам бытового назначения, министерство правомерно включило его в оспариваемые Перечни на основании пп.2 п.3 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя административных истцов, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административных истцов подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или па официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25.11.2014 №719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области изданы вышеуказанные приказы, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019-2023 годы.
Факт включения объекта недвижимости в соответствующие перечни подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.
Соответствующие приказы опубликованы в установленном законом порядке:
Приказ министерства от 19.10.2020 № 2014 опубликован наофициальном сайте Правительства Самарской области и в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.
Приказ министерства от 22.10.2021 № 2233 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021.
Приказ министерства от 08.11.2022 № 2077 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0816005:923 площадью 325,9 кв.м. Данное помещение располагается в здании с кадастровым номером 63:01:0816005:585, площадью 556 кв.м., по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Венценка, д. 56.
Здание имеет назначение: нежилое, наименование: Производственные цеха, контора экспериментального завода, виды разрешенного использования отсутствуют.
В Едином Государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский р-н, ул. Венцека, д. 56., что следует из выписки от 28.12.2022 (л.д. 41).
Из пояснений представителя административных истцов, акта осмотра кадастрового инженера Лескевича Л.В. от 09.12.2022 следует, что помещения в нежилом здании используются как складские, подсобные, производственные, центр гуманитарной помощи, школа искусств, кабинеты, частично не используются. Площадь кабинетов менее 20% от площади здания.
Из представленного суду Публично-правовой компанией «Роскадастр» копии технического паспорта на нежилое здание следует, что по состоянию на январь 1998 г. здание не имело в своем составе помещений предназначенных для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, сведения из Единого государственного реестра недвижимости о нежилом здании, о земельном участке, на котором оно расположено, техническая документация не позволяли министерству имущественных отношений Самарской области определить принадлежность нежилого здания к торговым, офисным объектам, объектам общественного питания или бытового обслуживания.
Из материалов дела также следует, что министерством имущественных отношений Самарской области 11.04.2019 производился осмотр объекта недвижимости в целях включения нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0816005:923 в Перечни за предыдущие налоговые периоды. Акт осмотра был представлен министерством в ходе рассмотрения административного дела № 3а-1237/2020 по административному исковому заявлению Мартыненко В.В., Мартыненко В.В. о признании недействующими нормативных правовых актов в части. Вместе с тем, как следует из решения Самарского суда от 31.07.2020, принятого по данному делу, данный акт осмотра объекта недвижимости, суд признал недостоверным доказательством по делу.
В материалы дела сведений о составлении административным органом актов фактического использования нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0816005:585 на момент формирования оспариваемых Перечней не представлено.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание необоснованно включено в Перечни на 2021-2023 годы, в связи с чем требования административных истцов подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 214, ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Мартыненко Владислава Владимировича, Мартыненко Виталия Владимировича удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.10.2020 № 2014 в части включения в него под пунктом № 4412 нежилого здания с кадастровым номером №
- Приложение № 1 «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 в части включения в него под пунктом № 4352 нежилого здания с кадастровым номером №
- Приложение № 1 «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год», утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.11.2022 № 2077 в части включения в него под пунктом № 4282 нежилого здания с кадастровым номером №
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.06.2023.