Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2022 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при секретаре Зенкевиче В.И.
с участием прокурора Деминой В.В.
с участием представителя административного истца по доверенности Петухова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-1240/2022 по административному исковому заявлению Тухватуллина Владислава Витальевича о признании недействующим нормативного правового акта в части,
У с т а н о в и л :
Тухватуллин В.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включения в него в пункт 520 нежилого здания с кадастровым номером №
Требования обоснованы тем, что в Перечень включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание, которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не предусматривает размещение в нем офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания. Включение нежилого здания в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Петухов В.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что объект недвижимости включен в Перечень в связи с его наименованием « торговый зал».
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 7 октября 2019 года № 2201, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.
Нежилое здание с кадастровым номером № включено в Перечень на 2020 год под пунктом 520.
Приказ министерства от 7 октября 2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158(30741), 23.10.2019 года.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Тухватуллину В.В.на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № площадью 251,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно выписке из ЕГРН указанное здание имеет наименование и назначение–нежилое здание.
Суду представлен технический паспорт на здание, выполненный Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» 17 октября 2005 года, из которого следует, что в здании на площади 251,2 кв.м располагаются склад, торговый зал площадью 95,5 кв.м. столовая площадью 81,1 кв.м, мойка, санузел, подсобное помещение.
В техническом паспорте, выполненном Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на 22.08.2006 года, указано, что в здании располагаются склад, торговый зал площадью 95,5 кв.м., столовая площадью 81,1 кв.м, мойка, санузел, подсобное помещение, помещение.
Наименование «торговый зал» имеется на титульном листе этого технического паспорта, однако, в экспликации к поэтажному плану здания помещение с наименованием» торговый зал». отсутствует.
В техническом паспорте на здание, выполненном ООО «Центр оценки и права «Визит» по состоянию на 22.11.2019 года, указаны следующие помещения, располагающиеся в здании: производственное, склады, коридор, санузел. Такие помещения как «торговый зал», «столовая» в этом документе отсутствуют.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Имеющиеся в представленных технических паспортах противоречия относительно назначения нежилых помещений в здании позволяют толковать их в пользу налогоплательщика.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания на дату утверждения Перечня на 2020 год административным ответчиком не проводились.
Согласно представленным договорам аренды нежилое здание арендует ООО «Сетевое развития», основным видом деятельности которого является производство электромонтажных работ, и ИП Маслов А.А., основным видом деятельности которого является производство металлических окон и дверей.
Земельный участок с кадастровым номером № на котором расположено здание, имеет разрешенное использование: занимаемого производственной базой, не предполагающее размещение на нем офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Таким образом, сведения Единого государственного реестра недвижимости, технического учета не подтверждают бесспорное предназначено здания в качестве объекта офисного, делового, коммерческого назначения, торгового объекта, объекта общественного питания или бытового обслуживания, не имеется сведений и об использовании здания в качестве объектов, подпадающих под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Самарского областного суда от 17 марта 2020 года признаны недействующими Перечни на 2017-2018 годы в части включения в них указанного нежилого здания.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что включение нежилого здания в Перечень на 2020 год противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административного истца.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2020 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требование Тухватуллина Владислава Витальевича удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом 520 нежилого здания с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 27 июня 2022 года.