УИД № ХХ
Дело № 2- 25/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2023 года п. Кадуй Вологодской области
Кадуйский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Кононовой Н.Р.,
при секретаре Бояриновой И.В.
с участием представителя истца помощника прокурора Кадуйского района Салатаевой Н.М.
представителя ответчика МУП «Кадуй Теплосеть» по доверенности Нефедовой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кадуйского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Кадуй Теплосеть» о возложении обязанности
установил:
Прокурор Кадуйского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Кадуй Теплосеть» о возложении обязанности в срок до 31.12.2024 года оборудовать объекты топливно-энергетического комплекса – котельные- системой видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер мест их размещения, обеспечивающих непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории.
Протокольным определением суда от 25 ноября 2022 года к производству суда приняты уточненные требования истца, согласно ходатайству об уточнении исковых требований от 23.11.2022 № ХХ, о проведении категорирования объектов топливно-энергического комплекса:
- котельной по адресу: Вологодская область Кадуйский район пос. Кадуй ул. Чапаева дом 9 стр.4
- котельной по адресу: Вологодская область Кадуйский район д. Малая Рукавицкая ул. Надежды стр.1
- котельной по адресу: Вологодская область Кадуйский район д. Малая Рукавицкая ул. Надежды стр.2, а также разработать и утвердить паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса:
- котельной по адресу: Вологодская область Кадуйский район пос. Кадуй ул. Чапаева дом 9 стр.4
- котельной по адресу: Вологодская область Кадуйский район д. Малая Рукавицкая ул. Надежды стр.1
- котельной по адресу: Вологодская область Кадуйский район д. Малая Рукавицкая ул. Надежды стр.2 в срок до 31 декабря 2023 года.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кадуйского района Салатаева Н.М. исковые требования поддержала, дала пояснения, изложенные в иске.
Представитель ответчика директор МУП «Кадуй Теплосеть» Нефедова К.В. в судебном заседании исковые требования прокурора признала в части необходимости устранения выявленных нарушений, однако просила увеличить срок для исполнения требования прокурора до августа 2024 года.
Представители третьих лиц администрация Кадуйского муниципального округа, Управление Росгвардии по Вологодской области, Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив и оценив имеющиеся в материалах дела документы, находит исковое заявление прокурора Кадуйского района подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Прокуратурой Кадуйского района проведена проверка исполнения законодательства в МУП «Кадуй Теплосеть» в части антитеррористического законодательства.
Из представленных суду документов и пояснений сторон следует, что администрацией ГП пос. Кадуй на основании договора об использовании муниципального имущества от 31.07.2017 в МУП «Кадуй Теплосеть» переданы котельные, расположенные по адресу: Кадуйский район пос. Кадуй ул. Чапаева дом 9 стр.4, Д. Малая Рукавицкая ул. Надежды стр.1 и стр. 2. Указанное имущество закреплено за МУП «Кадуй Теплосеть» на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п.п. «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от 21.07.2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
Согласно п. 9 ст. 2 № 256-ФЗ, к объектам топливно-энергетического комплекса относятся объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.
Объектами топливно-энергетического комплекса в соответствии с п.п.12, 13 ст. 2 № 256-ФЗ являются, в том числе гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально- экономическими последствиями. Субъектами топливно-энергетического комплекса являются, в том числе юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с п.1 ст. 6 № 256-ФЗ, обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно- энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Видами деятельности МУП «Кадуй Теплосеть», согласно Уставу юридического лица, являются: производство, передача и перераспределение горячей воды (тепловой энергии) для отопления и обеспечения горячим водоснабжением.
Согласно п.п. 4, 14 ст. 2 № 256-ФЗ, инженерно-технические средства охраны - технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта топливно-энергетического комплекса, предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект топливно- энергетического комплекса или выявления несанкционированных действий в отношении объекта топливно-энергетического комплекса.
Требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
Частями 1, 2 ст. 9 № 256-ФЗ установлено, что система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений и (или) организаций,
привлеченных для обеспечения физической защиты объекта топливно- энергетического комплекса.
Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на: предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса; своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.
В соответствии с п.п. 12 ст. 2 № 256-ФЗ следует, что потенциально опасные объекты (участки) топливно-энергетического комплекса, к которым относятся объекты топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями.
Согласно Свода правил СП 132.13330.2011 «Свод правил. Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 5 июля 2011 года № 320), антитеррористической защищенностью объекта считается состояние здания (сооружения), при котором обеспечивается безопасность его функционирования посредством применения инженерно-технических и режимных мер, направленных на предотвращение совершения террористического акта.
При этом обеспечением антитеррористической защищенности обозначена реализация совокупности проектных решений, организационно-технических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности здания (сооружения) с целью предотвращения совершения террористического акта и (или) минимизацию его последствий.
Согласно п. 1 ст. 5 № 256-ФЗ для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий проводится категорирование объектов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 8 № 256-ФЗ следует, что субъекты топливно- энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Факт не надлежащего исполнения требований законодательства подтверждается следующими документами: представлением прокуратуры Кадуйского района от 25 ноября 2021 года № ХХ, ответом руководителя МУП «Кадуй Теплосеть» от 24.12.2021 № ХХ,; требованием прокуратуры района о предоставлении информации от 07 февраля 2022 года и 05 сентября 2022 года, ответом руководителя МУП «Кадуй Теплосеть» от 14 февраля 2022 года и 15 сентября 2022 года, документами о принадлежности объектов недвижимости.
Таким образом, факт нарушения действующего законодательства нашел свое подтверждение всеми представленными в суд документами, ответчиком не оспаривается и при таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что указанные нарушения были выявлены в ноябре 2021 года, к настоящему времени полностью не устранены, имеются основания для возложения обязанности по исполнению решением суда.
При этом суд считает, что срок устранения указанных нарушений - в срок до 31 декабря 2023 года - является недостаточным для исполнения возложенной судом на МУП «Кадуй Теплосеть», исходя из представленного ответа третьего лица Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области и пояснений представителя ответчика Нефедовой К.В. в судебном заседании и пояснений в письменном виде, приобщенных к материалам дела.
Так из ответа Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 02 февраля 2023 года следует, что в настоящее время объекты, эксплуатируемые ответчиком, в Перечень объектов ТЭК, подлежащих категорированию, не включены. Перечень таких объектов утверждается Антитеррористической комиссией Вологодской области по представлению Департамента, план работы которой утверждается Губернатором Вологодской области, изменения в который может быть внесены только в августе 2023 года. Ориентировочный срок поведения процедуры категорирования после включения их в Перечень объектов ТЭК, подлежащих категорированию, 10-12 месяцев.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что возражения представителя ответчика относительно срока исполнения решения суда заслуживают внимания и суд устанавливает данный срок до 01 августа 2024 года.
Установление указанного срока не препятствует предоставлению в будущем отсрочки по ходатайству сторон исполнения решения суда в этой части при наличии к тому законных и обоснованных оснований.
Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает возможным в соответствии со ст. 39 ГПК РФ и ст. 173 ГПК РФ принять признание иска ответчиком, так как признание иска не нарушает права и обязанности сторон по делу и иных лиц, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кадуйского района удовлетворить частично.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Кадуй Теплосеть» провести категорирование объектов топливно-энергетического комплекса:
- котельной по адресу: Вологодская область Кадуйский район пос. Кадуй ул. Чапаева дом 9 стр.4
- котельной по адресу: Вологодская область Кадуйский район д. Малая Рукавицкая ул. Надежды стр.1
- котельной по адресу: Вологодская область Кадуйский район д. Малая Рукавицкая ул. Надежды стр.2,
а также разработать и утвердить паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса:
- котельной по адресу: Вологодская область Кадуйский район пос. Кадуй ул. Чапаева дом 9 стр.4
- котельной по адресу: Вологодская область Кадуйский район д. Малая Рукавицкая ул. Надежды стр.1
- котельной по адресу: Вологодская область Кадуйский район д. Малая Рукавицкая ул. Надежды стр.2 в срок до 01 августа 2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Кадуйский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 09 февраля 2023 года.
Судья Н.Р.Кононова