Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-405/2022 от 31.03.2022

Судья Анищенко Т.В.

Дело №7-769/2022 (12-323/2022)

УИД 59RS0004-01-2021-007434-52

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 04 мая 2022 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Строй-Комплекс» М. на решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 09 марта 2022 г., постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 21 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строй-Комплекс»,

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края № 387 от 21 сентября 2021 г. общество с ограниченной ответственностью «Строй-Комплекс» (далее ООО «Строй-Комплекс») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 09 марта 2022г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы законного представителя В., постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, дополнениях к жалобе, поданных в краевой суд, защитник М. просит изменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда в части назначенного наказания, полагает возможным применение административного наказания в виде предупреждения. Просит применить положения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ.

Законный представитель ООО «Строй-Комплекс» В., защитник М., извещенные надлежаще, в судебном заседании в краевом суде участие не принимали.

Изучив доводы жалобы, дополнений к жалобе, возражения Пермской природоохранной прокуратуры, заслушав прокурора Синеву А.Ф., возражавшей против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему.

Статья 8.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий установлены Приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 г. № 811.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (пункт 1 Требований).

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» представление информации о неблагоприятных метеорологических условиях заинтересованным лицам осуществляется территориальными органами и подведомственными организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в порядке, утвержденном Приказом Минприроды РФ от 17 ноября 2011 г. № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».

Заинтересованными лицами в целях настоящего Порядка являются, в том числе юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты), которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74.

Как следует из материалов дела, на основании решения и.о. природоохранного прокурора о проведении проверки № 89 от 12 августа 2021 г. Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка ООО «Строй-Комплекс» на предмет исполнения законодательства об охране окружающей среды.

20 августа 2021 г. в ходе проведения проверки установлено, что ООО «Строй-Комплекс» осуществляет деятельность по строительству объектов капитального строительства – многоквартирных жилых домов и социальных объектов на территории г. Перми продолжительностью более 6 месяцев по адресам: **** (детский сад) и **** (школа).

Строительные площадки общества в г. Перми (за исключением по ****) поставлены на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее объекты ОНВОС), и им присвоена III категория воздействия на окружающую среду.

При наличии источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ООО «Строй-Комплекс» в нарушение статьи 19 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» не согласовало план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора (Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края), не организовало мероприятия по получению информации о неблагоприятных метеорологических условиях (далее НМУ); в нарушение статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не организовало разработку и утверждение программы производственного экологического контроля для каждого объекта ОНВОС, не осуществляет производственный экологический контроль.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20 августа 2021 г.; решением о проведении проверки № 89 от 12 августа 2021 г.; выпиской из реестра ОНВОС; объяснениями защитника ООО «Строй-Комплекс» М. от 16 августа 2021 г. и от 20 августа 2021 г.; объяснениями директора ООО «Строй-Комплекс» В. от 20 августа 2021 г.; разрешениями на строительство № ** от 28 апреля 2020 г., № ** от 26 августа 2020 г., № ** от 20 января 2021 г., № ** от 13 апреля 2021 г., выданным ООО «***», ООО СЗ «***», ООО СЗ «***»; другими материалами дела.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в деянии ООО «Строй-Комплекс» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 8.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Доводы жалобы отмену состоявшихся по делу актов не влекут, поскольку не влияют на правильность выводов о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и не свидетельствуют о наличии существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невозможности выполнения юридическим лицом требований природоохранного законодательства, устанавливающего требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, а также к разработке и утверждению программ производственного экологического контроля, осуществлению производственного экологического контроля, равно как и доказательства принятия ООО «Строй-Комплекс», исчерпывающих мер, направленных на их соблюдение, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления о привлечении ООО «Строй-Комплекс» к административной ответственности.

Доводы заявителя жалобы о необходимости замены назначенного юридическому лицу административного наказания в виде административного штрафа предупреждением были мотивированно отклонены как должностным лицом, так и судьей районного суда по основаниям, изложенным в постановлении и решении. Оснований не согласиться с изложенными выводами не имеется.

На основании части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, поскольку невыполнение требований по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, а также отсутствие программ производственного экологического контроля при осуществлении деятельности на объектах ОНВОС III категории, влечет возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде.

Положения статьи 4.1.1 КоАП РФ применению в рассматриваемом случае не подлежат, поскольку назначение административного наказания в виде предупреждения предусмотрено санкцией статьи 8.1 КоАП РФ.

Указание заявителем на меры, принятые ООО «Строй-Комплекс» для устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства, не свидетельствует об отсутствии состава вменяемого обществу правонарушения и не являются основанием для изменения назначенного административного наказания, поскольку все признаки объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ были установлены на момент проведения проверки, указанные действия выполнены обществом после проведения проверки, между тем устранение нарушений после их выявления административным органом основанием для освобождения от административной ответственности, либо назначения иного вида административного наказания не является.

Порядок и срок давности привлечения ООО «Строй-Комплекс» к административной ответственности не нарушены.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Строй-Комплекс» допущено не было.

Между тем решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 9 марта 2022 г., постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 21 сентября 2021 г. подлежат изменению в связи со следующим.

Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступил в законную силу 06 апреля 2022 г.) внесены изменения в КоАП РФ, который дополнен статьей 4.1.2 «Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям».

Согласно части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица.

Согласно Сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО «Строй-Комплекс» является малым предприятием с 10 апреля 2017 г. по настоящее время.

В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ в КоАП РФ, отвечают признакам закона, который имеет обратную силу согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, и смягчают административную ответственность ООО «Строй-Комплекс», которое является субъектом малого и среднего предпринимательства, отнесено к малым предприятиям и по состоянию на момент совершения административного правонарушения было включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, в соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ административный штраф должен быть назначен в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 8.1 КоАП РФ для юридических лиц.

Принимая во внимание, что сведения об исполнении постановления по делу об административном правонарушении отсутствуют, решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 09 марта 2022 г., постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 21 сентября 2021 г. № 387 подлежат изменению в части назначенного ООО «Строй-Комплекс» административного штрафа, административный штраф подлежит снижению до 10 000 рублей.

Доводы о возможности применения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ подлежат отклонению.

Согласно части 4 статьи 2.1 КоАП РФ (в ред. от 06 апреля 2022 г.), юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Достаточных и надлежащих доказательств, подтверждающих, что общество своевременно принимало все зависящие от него меры для соблюдения требований природоохранного законодательства, проявив должную степень заботливости и осмотрительности во избежание совершения вменяемых нарушений, в материалах дела не имеется. Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что у ООО «Строй-Комплекс» имелась объективная возможность для соблюдения установленных статьей 19 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», статьей 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требований, которая не была реализована, что препятствует применению положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ. Кроме этого на момент рассмотрения настоящего дела сведений о том, что должностное лицо или иной работник ООО «Строй-Комплекс» привлечены к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ не представлено. Постановление о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ директора ООО «Строй-Комплекс» в законную силу не вступило, соответственно должностное лицо на данный момент не является привлеченным к административной ответственности.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 21 сентября 2021 г. № 387, решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 09 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строй-Комплекс» изменить, снизить размер административного штрафа до 10 000 рублей.

В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу защитника М. - без удовлетворения.

Судья - (подпись)

21-405/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Истцы
Пермская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ООО "Строй Комплекс"
Другие
Быстрикова Ольга Васильевна
Ворохов Антон Вячеславович
Лахмакова Татьяна Геннадьевна
Матвеев Михаил Владимирович
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Синицына Татьяна Анатольевна
Статьи

ст.8.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
31.03.2022Материалы переданы в производство судье
04.05.2022Судебное заседание
06.05.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2022Дело оформлено
11.05.2022Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее