ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 7-456/2023
г. Уфа 30 июня 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахмеджанов Х.М.
при секретаре Галимове Л.И.
с участием защитника ФИО5, инспектора по ОП ОИК УВМ МВД по РБ ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО5 в интересах ИМА на постановление судьи Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении ИМА, дата года рождения,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата ИМА привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации.
Постановлено ИМА до исполнения решения суда содержать в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по РБ.
В жалобе защитник ФИО5 выражает несогласие с постановлением судьи Ленинского районного суда адрес РБ от дата, считает его подлежащим отмене в части назначенного дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ. Указывает, что судом не принято во внимание наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, проживающего вместе с ним в адрес, кроме того, судом при рассмотрении дела не предоставлена помощь переводчика, защитника. Считает, назначенное наказание чрезмерно суровым.
Обсудив возможность рассмотрения жалобы в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания ИМА, выслушав его защитника ФИО5, поддержавшего жалобу, опросив в качестве свидетеля инспектора по ОП ОИК УВМ МВД по РБ ФИО4, изучив материалы дела, проверив доводы заявителя, прихожу к следующему.
Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от дата № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), которым установлен порядок и сроки временного пребывания иностранных гражданин в Российской Федерации (ст. 5).
В силу статьи 2 указанного закона, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от дата № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу положений ст. 25.10 Федерального закона от дата № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что дата в 13 ч. 15 мин. при проверке соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации по адресу: адрес установлено, что гражданин Республики Узбекистан ИМА, дата г.р., в период с дата по настоящее время пребывает на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации. В настоящее время действующую регистрацию на территории Российской Федерации не имеет выезжать с территории Российской Федерации не хочет. Гражданин Республики Узбекистан ИМА, нарушил требование, предусмотренное п. 1 ст. 5 ФЗ №115-ФЗ от дата «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 25.10 ФЗ №114-ФЗ от дата «О порядке выезда их Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а именно:
протоколом об административном правонарушении №... от дата;
рапортом инспектора по ОП ОИК УВМ МВД по РБ ФИО4 от дата;
письменным объяснением ИМА от дата о том, что приехал на территорию РФ, цель въезда «Работа», оформил патент и оплатил его. С другими заявлениями в миграционную службу не обращался. С дата находился на территории РФ незаконно, патент не оплачивал по причине нехватки денег. В настоящее время находится на территории РФ без действующей регистрации, проживает где придется, постоянного места жительства не имеет, трудовую деятельность не осуществляет, близких родственников, граждан РФ нет, детей граждан РФ нет, брак с гражданкой РФ не заключал, уезжать с территории РФ не желает.
справкой ИЦ МВД и ОАСР УВМ МВД по РБ от дата о том, что ИМА по учетам не значится, данные о продлении миграционного учета на территории РБ отсутствуют;
копией патента;
досье на имя ИМА и иными материалами дела.
Судья районного суда пришел к правильному выводу о совершении ИМА административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Юридическая квалификация и оценка его действиям дана верная.
Порядок привлечения лица к административной ответственности в пределах годичного срока давности по делам данной категории соблюден. Дело судьей первой инстанции рассмотрено с участием ИМА
Наказание иностранному гражданину назначено с учетом требований частей 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
При рассмотрении дела, в настоящей жалобе не оспаривается, что ИМА пребывает на территории Российской Федерации незаконно, уклоняясь от выезда за пределы Российской Федерации.
Проверив доводы жалобы о необходимости отмены постановления судьи районного суда, прихожу к выводу о том, что назначение ИМА административного наказания в виде штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации основано на материалах дела, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
При назначении ИМА административного наказания требования ст. 4.1 КоАП РФ судьей Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан соблюдены и мотивированы.
Судья районного суда с учетом личности лица, привлекаемого к административной ответственности, характер совершенного административного правонарушения, пришел к обоснованному выводу о назначении административного наказания в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации, которое соразмерно характеру совершенного административного правонарушения и предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения заявителем новых правонарушений.
Довод жалобы о проживании в адрес несовершеннолетнего ребенка материалами дела не подтверждается, согласно материалам дела ребенок, на которого ссылается защитник, дата с матерью выехал в Республику Узбекистан и в настоящее время находится там, копию свидетельства о рождении ребенка защитнику, с его слов, направили из Узбекистана.
Между тем, постановление судьи Ленинского районного суда адрес РБ от дата подлежит уточнению в части формы контролируемого перемещения через Государственную границу РФ «принудительное».
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену постановления судьи районного суда, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении ИМА, дата года рождения, изменить.
В резолютивной части постановления судьи Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата указать форму контролируемого перемещения через Государственную границу РФ «принудительное».
В остальной части постановление судьи Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, жалобу защитника ФИО5 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п Х.М. Ахмеджанов
Справка: судья районного суда Лялина Н.Е.
дело № 5-106/2023