2-579/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июля 2023 года г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Сагаевой Б.В., при секретаре судебного заседания Андаевой Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Домышева М.П. к Администрации МО СП «Загустайское», Администрации МО «Селенгинский район», Коноваловой Т.А., Зуенко Л.А., Гаськовой (Шадриной) И.В. о признании права собственности в силу приобретательной давности,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, истец просит признать право собственности на земельный участок, общей площадью 600 кв.м. по адресу: <адрес> с кадастровым номером № в силу приобретательной давности.
Требования мотивированы тем, что истец земельным участком по адресу: <адрес>, владеет с 2004 года. Земельный участок был приобретен у ФИО19. за 7000 руб., договор купли-продажи не заключался. Истец пользуется земельным участком более 18 лет, на земельном участке имеется домик, участок огорожен, имеются насаждения фруктовых и ягодных культур, оберегает от посягательств третьих лиц, пользуется участком как своим собственным.
Определением суда в качестве соответчиков привлечены Администрация МО «Селенгинский район», Коновалова Т.А., Зуенко Л.А, Шадрина И.В.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Федурина Е.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
В судебное заседание истец Домышев М.П., ответчики Коновалова Т.А., Зуенко Л.А., Гаськова (Шадрина) И.В., представители ответчиков Администрации МО «Селенгинский район», МО СП «Загустайское» не явились, извещены надлежащим образом. Ответчики Зуенко Л.А, Гаськова (Шадрина) И.В. направили заявления о признании исковых требований, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Глава Администрации МО СП «Загустайское» Раднажапова Н.В. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представила заявление.
Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого не известен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 ГК РФ гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Согласно пункту 3 статьи 234 ГК РФ лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
В соответствии со статьями 225, 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, как принадлежащее на праве собственности другому лицу, так и на бесхозяйное имущество.
В силу правовой позиции, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Исходя из анализа положений статей 218, 234 ГК РФ, разъяснений постановления Пленума 10/22 (пункты 15-21), применение приобретательской давности в отношении земельных участков имеет свои особенности, которые заключаются в том, что приобретательная давность может быть применима в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных п. 1 ст. 234 ГК РФ условий, а также на бесхозяйные земельные участки, но только на те из них, от права собственности на которые собственник отказался. Что же касается всех иных земельных участков, то они не являются бесхозяйным имуществом, поскольку все иные земли в Российской Федерации являются либо государственной, либо муниципальной собственностью.
Как следует из материалов дела, земельный участок по адресу: <адрес>, был выделен ФИО19, согласно постановления Селенгинской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ № № «<данные изъяты>», которым утвержден список собственников коллектива садово-огороднического товарищества «Шахтер», в который включена ФИО19.
Соответственно спорный земельный участок был представлен в собственность ФИО19. в установленном законом порядке уполномоченным органом.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельному участку ДД.ММ.ГГГГ присвоен кадастровый номер №. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
В соответствии с п. 9.1. ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, является землей сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: ведение садоводства, имеет статус «актуальные, ранее учтенные», сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Сведений о правопритязаниях на земельный участок ответчиков, иных лиц с 2004 г. не представлено.
Из материалов дела следует, что ФИО19. умерла №
По сведениям нотариуса Селенгинского нотариального округа ФИО24., № выдано свидетельство о праве на наследство по закону, согласно которому наследниками ФИО19., являются в равных долях каждый: дочь Коновалова Т.А., дочь Зуенко Л.А. Наследство состоит из денежных вкладов с причитающимися процентами и компенсацией, находящихся на счетах № №, № №, № №, № № в Селенгинском ОСБ № 2434 в г. Гусиноозерске.
ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию, согласно которому наследником указанного в завещании имущества ФИО19., является внучка Шадрина И.В., наследство состоит из квартиры по адресу: <адрес>.
Земельный участок по адресу: <адрес> находится на территории Администрации МО «Загустайское».
Сведений о том, что земельный участок признавался выморочным имуществом, значится в реестре муниципальной собственности, не имеется.
Данное имущество не зарегистрировано в реестре муниципальной собственности МО «Селенгинский район», что подтверждается соответствующим ответом главы МО «Селенгинский район».
Из материалов дела видно, что в реестре республиканского имущества объект недвижимости не значится, что подтверждается сведениями Министерства имущественных отношений и земельных отношений Республики Бурятия.
Из ответа Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия следует, что рассматриваемый объект в реестре федерального имущества отсутствует.
Согласно ответу ГБУ Республики Бурятия «Агентство развития жилищного строительства, коммунального комплекса и энергоэффективности Республики Бурятия» следует, что по данным архива до 09.08.1999 сведения на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Из пояснений свидетелей ФИО27., ФИО28., следует о том, что истец с 2004 г. открыто и непрерывно владеет как своим собственным земельным участком по адресу: <адрес>, обрабатывает земельный участок.
Показания свидетелей суд принимает как объективные и достоверные, поскольку они не противоречат друг другу, подтверждаются иными материалами дела, пояснениями истца, в связи с чем суд не находит оснований не доверять данным показаниям.
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 ГК РФ, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником. Целью нормы о приобретательной давности является возвращение фактически брошенного имущества в гражданский оборот, включая его надлежащее содержание, безопасное состояние, уплату налогов и т.п.
Добросовестность предполагает, что вступление во владение не было противоправным, совершено внешне правомерными действиями.
Столь длительное владение имуществом, право на которое отсутствует, предполагает, что давностный владелец способен знать об отсутствии у него такого права, особенно в отношении недвижимого имущества, возникновение права на которое, по общему правилу, требует формального основания и регистрации в публичном реестре.
Само обращение в суд с иском о признании права в силу приобретательной давности является следствием осведомленности давностного владельца об отсутствии у него права собственности.
В судебном заседании установлено, что истец Домышев М.П. с 2004 года владеет и пользуется земельным участком расположенными по адресу: <адрес> как своим собственным.
На основании изложенного суд полагает, что нашли достаточное подтверждение обстоятельства добросовестного, открытого, непрерывного владения истцом земельным участком, расположенным по адресу: <адрес> более 18 лет.
Факт длительности, открытости и непрерывности владения истцом жилым домом, исполнения обязанностей собственника этого имущества и несения расходов по его содержанию, а также добросовестного владения истцом для целей приобретательной давности лицами, участвующими в деле, не оспорен.
По смыслу положений ГК РФ и разъяснений Пленума Верховного суда РФ в их взаимосвязи, приобретательная давность является законным основанием для возникновения права собственности на имущество у лица, которому это имущество не принадлежит, но которое, не являясь собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеет в течение длительного времени чужим имуществом как своим.
Целью нормы о приобретательной давности является возвращение такого имущества в гражданский оборот. Включая его надлежащее содержание, безопасное состояние, уплату налогов и т.п.
Добросовестность предполагает, что вступление во владение не было противоправным, совершено внешне правомерными действиями.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Домышевым М.П. (ИНН №) право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер № в силу приобретательной давности.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.07.2023.
Судья Б.В. Сагаева