Дело № 2-2455/2022
УИД 91RS0024-01-2022-002520-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 15 июня 2022 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при помощнике Васюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Ольги Петровны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Смирнова О.П. обратилась в суд с уточненным иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (далее - ОПФР по Республике Крым, ответчик), в котором просит признать незаконным и отменить решение ОПФР по Республике Крым от 18 февраля 2022 г. об отказе в перерасчете размера страховой пенсии по старости; обязать ответчика учесть стаж за период работы с 21.07.1984 по 30.06.2014; обязать ответчика учесть архивную справку от 15.10.2020 № 9/20/3-600 ст. о заработной плате за период с 01.01.1997 по 31.12.2001, из расчета, что заработок начислялся в украинской гривне; обязать ответчика осуществить перерасчет пенсии с 1 февраля 2022 г.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что она состоит на учете и является получателем страховой пенсии по старости. 20 января 2022 г. она обратилась в Клиентскую службу (на правах отдела) в г. Ялте управления организации работы клиентских служб ОПФР по Республике Крым с заявлением о перерасчете пенсии. Письмом от 18 февраля 2022 г. ей сообщено об отказе в перерасчет пенсии, поскольку на запрос из Федеральной службы охраны Российской Федерации поступила справка о стаже за период работы с 21.07.1984 по 17.03.2014 без сведений о реорганизации, в связи с чем она не была учтена. Кроме того, сообщено, что в архивной справке о заработной плате, выданной Федеральной службой охраны Российской Федерации от 15.10.2010 № 9/20/3-600 ст. за период трудовой деятельности с 01.01.1997 по 31.12.2001 не указаны сведения о денежных единицах. Вместе с тем, сведения о реорганизации работодателя содержатся в трудовой книжке истца и могли быть использованы для учета стажа. А обстоятельства применения на территории Республики Крым в период ее нахождения в составе Украины денежных единиц являются общеизвестными и не подлежат доказыванию.
Истец представила суду заявление о рассмотрении дела без ее участия, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме с учетом поданных уточнений.
Представитель ответчика по доверенности Татаринцев Д.В. представил суду заявление о рассмотрении дела без его участия, в удовлетворения иска просит отказать, ссылаясь на его необоснованность и недоказанность.
Изучив заявленные требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Смирнова О.П., <дата> года рождения, является гражданкой Российской Федерации, документирована паспортом <данные изъяты>, с 30 января 2001 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
С 18 ноября 2021 г. Смирнова О.П. состоит на учете и является получателем страховой пенсии по старости, общий страховой стаж учтен с 01.09.1981 по 31.12.2020.
20 января 2022 г. Смирнова О.П. обратилась в Клиентскую службу (на правах отдела) в г. Ялте управления организации работы клиентских служб ОПФР по Республике Крым с заявлением о перерасчете пенсии.
Письмом от 18 февраля 2022 г. № С-1294-00022/3451-22 Смирновой О.П. сообщено об отсутствии оснований для перерасчета пенсии, поскольку справка Федеральной службы охраны Российской Федерации от 08.02.2021 № 75-ОК о стаже за период с 21.07.1984 по 17.03.2014 не содержит сведений о реорганизации, а в архивной справке Федеральной службы охраны Российской Федерации от 15.10.2020 № 9/20/3-600 ст. о заработной плате за период с января 1997 г. по декабрь 2001 г. не указаны сведения о денежных единицах, в связи с чем они не были учтены.
С 1 января 2015 г. пенсионное обеспечение на территории Республики Крым осуществляется согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом положений Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 208-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Как следует из справки Федеральной службы охраны Российской Федерации от 08.02.2021 № 75-ОК за период трудовой деятельности Смирновой О.П. с 21.07.1984 по 17.03.2014, в ней не содержится сведений о реорганизации.
Вместе с тем, сведения о реорганизации работодателя содержатся в трудовой книжке серии АТ-II № 7731967, выданной на имя Смирновой О.П.
Так, согласно данным трудовой книжки Смирнова О.П. осуществляла трудовую деятельность в Комитете госбезопасности СССР с 21.04.1984 по 31.06.1992 (записи №№ 3-7); в связи реорганизацией Указом Президента Украины № 102 от 08.06.1992 создана Служба охраны в Республике Крым Управления государственной охраны (запись № 8 от 01.07.1992). Дальнейшую трудовую деятельность в период с 01.07.1992 по 17.03.2014 Смирнова О.П. осуществляла в Службе охраны в Республике Крым Управления государственной охраны (записи №№ 8-14).
Указанные записи в трудовой книжке совпадают со сведениями, содержащимися в справке Федеральной службы охраны Российской Федерации от 08.02.2021 № 75-ОК.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что стаж за период с 21.07.1984 по 30.06.2014 подлежит учету для перерасчета страховой пенсии по старости, в связи с чем в указанной части исковые требования Смирновой О.П. подлежат удовлетворению.
В архивной справке о заработной плате от 15.10.2020 № 9/20/3-600 ст., выданной Федеральной службой охраны Российской Федерации, за период работы с января 1997 г. по декабрь 2001 г. денежные единицы не указаны.
В соответствии с п. 9 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Форма справки о заработной плате для назначения пенсии определена в Указании Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20 августа 1992 г. № 1-68-у «О порядке оформления справки о заработной плате для назначения пенсии», в котором предусмотрено, что сведения о суммах заработной платы (денежного довольствия) и, соответственно, сведения о среднемесячном заработке (денежном довольствии) и среднемесячном скорректированном заработке (денежном довольствии) отражаются с обязательным указанием денежных единиц.
Указание применяется на всей территории Российской Федерации, и установление каких-либо правил подтверждения среднемесячного заработка для исчисления размера страховых пенсий, в частности принятие к производству в целях исчисления страховой пенсии архивных документов, содержащих сведения о суммах заработка без указания денежных единиц измерения, при отсутствии сведений о расшифровке шифров заработной платы, использованных в лицевых счетах по организации, не предусмотрено.
Вместе с тем, согласно реализации Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., на территории Украины заработная плата по 31 марта 1992 г. исчислялась в «советских» рублях, с 01 апреля 1992 г. по 11 ноября 1992 г. в купонах, с 12 ноября 1992 г. по 31 августа 1996 г. в карбованцах, и с 1 сентября 1996 г. в гривнах.
Из пункта 1 Указа Президента Украины от 25 августа 1996 г. № 762/96 «О денежной реформе на Украине» следует, что со 2 сентября 1996 г. в Украине в обращение введена гривна и ее сотая часть копейка. Украинские карбованцы подлежали обмену на гривны по курсу 100 000 карбованцев на 1 гривну (пункт 3). Со 2 сентября 1996 г. по 16 сентября 1996 г. на территории Украина функционируют в наличном обращении гривна, а также украинский карбованец, который постепенно изымается из обращения. Начиная с 24 часов 16 сентября 1996 г., функционирование украинского карбованца в наличном обращении прекращается. С этого момента единственным законным средством платежа на территории Украины является гривна.
Учитывая, что периоды действия денежных единиц являются общеизвестным фактом, то в выданной Смирновой О.П. архивной справке о заработной плате от 15.10.2020 № 9/20/3-600 ст. информация о денежных единицах за период работы с января 1997 г. по декабрь 2001 г. указана в гривнах.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что архивная справка о заработной плате от 15.10.2020 № 9/20/3-600 ст. подлежит учету ответчиком из расчета, что заработок Смирновой О.П. в период с января 1997 г. по декабрь 2001 г. начислялся в украинской гривне.
Таким образом, Смирновой О.П. надлежит произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете размера страховой пенсии (20 января 2022 г.), то есть с 1 февраля 2022 г.
Вместе с тем, разрешая требования Смирновой О.П. о признании незаконным решения об отказе в перерасчете страховой пенсии, оформленного сообщением от 18 февраля 2022 г. № С-1294-00022/3451-22, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, исходя из того, что оспариваемое решение было принято ОПФР по Республике Крым на основании имеющихся документов, без сведений о реорганизации работодателя и указания денежных единиц начисленного заработка.
Таким образом, исковые требования Смирновой О.П. подлежат удовлетворению в части.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 21.07.1984 ░░ 30.06.2014.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15.10.2020 № 9/20/3-600 ░░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.01.1997 ░░ 31.12.2001, ░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░░ 2022 ░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 22.06.2022