Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1408/2023 ~ М-689/2023 от 13.03.2023

УИД 05RS0-77

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Дело

28 сентября 2023 года <адрес>

Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Курбанова Р.Д.,

при ведении протокола судебного заседания Манатовой Б.М.,

с участием

Халидова З.Г. и его представителя Магомедова Р.А.,

представителя администрации ГО «<адрес>» Абдулмуталимова А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халидова З. Г. к Администрации ГО «<адрес>» об обязании направить проект договора на размещение нестационарного торгового объекта,

У С Т А Н О В И Л :

Халидов З.Г. обратился с указанным иском в суд, в обосновании доводов приводя, что между ним и Управлением имущественных и земельных отношений Администрации ГО «<адрес>» был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ на размещение НТО на земельном участке, находящемся по адресу: <адрес> (рядом с КПП в/ч), для использования в целях установки павильона, общей площадью 24 кв.м., сроком на 3 года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> ему было отказано в заключении договора размещения НТО в связи с отсутствие такого места размещения НТО в схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ .

Ссылаясь на отсутствие второго заявления (от других лиц) о предоставлении места размещения НТО, указывается в иске, ответчик не заключает с истцом договор на размещение НТО и не направляет истцу проект договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: <адрес> (возле КПП в/ч), в этой связи просит в исковом заявлении обязать направить проект договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: РД, <адрес>, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ «<адрес>», утвержденной постановлением администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ года

В судебном заседании Халидов З.Г. и его представитель Магомедов Р.А., каждый в отдельности доводы иска поддержали и просили требования удовлетворить по аналогичным основаниям, что были изложены в исковом заявлении.

Представителя администрации ГО «<адрес>» Абдулмуталимов А.М., в судебном заседании иск не признал, в удовлетворении требований просил отказать, ссылаясь на то, что отказано было Халидову З.Г. в заключении договора на размещение НТО в связи с отсутствием испрашиваемого им места в схеме размещения НТО.

Иные лица, извещенные надлежащим образом, в суд не явились, рассмотреть дело с их участием не просили, с учетом приведенных выше обстоятельств и наличием в деле сведений о надлежащем извещении сторон, суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudr.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, в числе прочих, отнесены создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 10 части 1 статьи 14, пункт 18 части 1 статьи 15, статьи 15.1, пункт 15 части 1 статьи 16, глава 8).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

На основании части 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из части 5 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" следует, что схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно Уставу муниципального образования «<адрес>» в систему муниципальных правовых актов <адрес> входят постановления администрации <адрес> по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами, а также распоряжения администрации <адрес> по вопросам организации работы администрации <адрес>, изданные Главой администрации <адрес> в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Дагестан, Уставом <адрес>, нормативными правовыми актами.

Аналогичная по смыслу норма содержится в части 6 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Так же Уставом муниципального образования «<адрес>» определено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Управлением имущественных отношений администрации ГО «<адрес>» Халидову З.Г. выдано размещение от ДД.ММ.ГГГГ на право реализации товаров народного потребления на территории ГО «<адрес>» по адресу: <адрес> (рядом с КПП в/ч), в павильоне, площадью 24 кв.м., сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ между Управлением имущественных отношений Администрации ГО «<адрес>» и Халидовым З.Г. заключен договор аренды места на размещение нестационарного торгового объекта , павильона, площадью 24 кв.м., по адресу: <адрес> (рядом с КПП в/ч), сроком на 3 года с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Халидов З.Г. обратился с заявлением в администрацию о продлении разрешения на размещение нестационарного торгового объекта и договора аренды места размещения нестационарного торгового объекта, площадью 24,0 кв.м, по адресу: <адрес> (рядом с КПП в/ч), где в ответе администрации от ДД.ММ.ГГГГ ему было сообщено, что заключение нового договора аренды размещения НТО на определенный срок будет рассматриваться после принятия нормативных правовых актов в соответствии с Приказом Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан -ОД от ДД.ММ.ГГГГ и на общих основаниях.

На обращение Халидова З.Г. от ДД.ММ.ГГГГ администрация письмом от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на место размещения НТО по адресу: <адрес> (рядом с КПП в/ч), отказано в связи с отсутствием такого места размещения НТО в схеме размещения НТО, утвержденных постановлением Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ

Не согласившись с указанными действиями администрации Халидов З.Г. обратился с иском в суд, в котором просил признать незаконным постановление Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, , и обязать Администрацию ГО «<адрес>» заключить с ним договор на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: РД, <адрес>, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ «<адрес>, утвержденной Постановлением Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) постановлено: «Исковое заявление Халидова З. Г. к Администрации городского округа «<адрес>» о признании незаконным постановления Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, , и обязать Администрацию ГО «<адрес>» заключить с Халидовым З.Г. договор на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: РД, <адрес>, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ «<адрес>, утвержденной Постановлением Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» заключить с Халидовым З. Г. договор на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: РД, <адрес>, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ «<адрес>, утвержденной Постановлением Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ «<адрес>».

В удовлетворении исковых требований Халидова З.Г. в части признания незаконным постановления Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, «О внесении изменений в Постановление Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ «<адрес>», отказать».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, указанное решение Каспийского городского суда Республики Дагестан в части удовлетворения требований Халидова З.Г. отменено, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Указанным решением суда, вступившим в законную силу и имеющим преюдициальное значение установлено, что Халидов З.Г. по истечению срока договора аренды не имеет преимущественно право на заключение договора аренды на новый срок.

После указанного решения суда Халидов З.Г. вновь обратился в администрацию с заявлением о заключении с ним договора аренды на размещение НТО по адресу: <адрес> (рядом с КПП в/ч), в чем ему было отказано письмом Управления имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием такого места размещения НТО в схеме размещения нестационарных торговых объектов.

Из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа «<адрес>» (действующей в период обращения истца с соответствующим заявлением), утвержденной постановлением администрации городского округа «<адрес>» следует, что испрашиваемое истцом место на размещение нестационарного торгового объекта отсутствует среди мест размещения НТО.

То обстоятельство, что ранее истцом по указанному адресу осуществлялась деятельность в виде размещения нестационарных торговых объектов безусловным основанием для заключения с ним вновь договора не является, поскольку указанное место в новой схеме отсутствует.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности относится создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 17 Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 10 этого же Федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 этой же статьи названного Закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

При этом согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона N 381-ФЗ под нестационарным торговым объектом поднимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Как предусмотрено Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Дагестан, утвержденным Приказом Минпромторга Республики Дагестан от "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Дагестан", схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления муниципального района, городского округа, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, с учетом предложений органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района или городского округа, органа местного самоуправления внутригородского района, а также предложений, поступивших от населения и хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.

Схема разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления по каждому городскому, сельскому поселению, входящему в его состав, в срок до 1 октября года, предшествующего году начала срока действия Схемы.

Схема утверждается муниципальным правовым актом, который подлежит обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципального правового акта, а также размещается на официальном сайте местной администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 10 календарных дней после утверждения (пункт 3.7).

В Схему могут быть внесены изменения в порядке, установленном для ее разработки и утверждения, предусматривающие увеличение количества нестационарных торговых объектов (кроме объектов, осуществляющих деятельность в определенный сезон (время года) по мере необходимости, но не чаще одного раза в квартал.

При этом количество нестационарных торговых объектов, уже включенных в Схему и функционирующих на законных основаниях, не сокращается.

Изменение места нахождения нестационарного торгового объекта, ранее включенного в Схему, или его исключение из Схемы, которое возможно с обязательным предоставлением компенсационного места размещения такого нестационарного торгового объекта не чаще одного раза в год (пункт 3.8).

Подпунктом 15 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования ГО «<адрес>» Республики Дагестан предусмотрено, что к вопросам местного значения, относится создание условий для обеспечения жителей города услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Согласно статье 18 Устава представительным органом муниципального образования ГО «<адрес>», обладающим правом представлять интересы населения, принимать от его имени решения, действующие на территории <адрес>, является Собрание депутатов городского округа «<адрес>».

Пунктом 4 Статьи 18 Устава установлено, что заседание Собрания депутатов городского округа «<адрес>» считается правомочным, при участии в нем более половины избранных депутатов.

Порядком размещения нестационарных торговых объектов и установления платы за использование в этих целях земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах территории городского округа «<адрес>», утвержденного Решением Собрания депутатов городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 1 Главы 2 приложения к Решению Собрания депутатов городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что договор на размещение НТО заключается по результатам торгов либо, в случаях, установленных настоящим приложением, без проведения торгов. Торги проводятся в форме аукциона на право заключения договора на размещение НТО.

Подпунктом 4 Главы 2 указанного решения предусмотрено, что без проведения аукциона, и иных публичных процедур в местах, определенных Схемой, объект НТО может размещаться исключительно в том числе в случае однократного размещения на новый срок НТО, любому хозяйствующему субъекту подавшему заявку в отношении ранее размещенного в том же месте, предусмотренном Схемой, если таким хозяйствующим субъектов, надлежащим образом исполнялись свои обязательства по предыдущему договору на размещение НТО.

Однако, как установлено приведенным выше апелляционным определением Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, Халидовым З.Г. обязательства по раннее заключенному договору надлежащим образом не исполнялись, в части касающейся внесения арендной платы.

В этой связи доводы истца о его преимуществом праве на заключение нового договора для размещение НТО, в том же месте, где ранее располагался НТО являются несостоятельными.

Как установлено судом, администрацией ГО «<адрес>» аукцион на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: <адрес> (рядом с КПП в/ч) не объявлялся по причине его отсутствия в схеме НТО, в этой связи заявленные требования истца о направлении ему проекта договора на размещение нестационарного торгового объекта по этому адресу, в отсутствие на то законных оснований по сути направлены на обход существующей процедуры заключения таковых договоров, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения указанных требований суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

иск Халидова З. Г. к Администрации ГО «<адрес>» об обязании направить проект договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: РД, <адрес>, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ "<адрес>", утвержденной постановлением администрации городского округа "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной формулировке в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий:                           Р.Д. Курбанов

2-1408/2023 ~ М-689/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Халидов Зиявдин Гаджиевич
Ответчики
Администрация ГО "г.Каспийск"
Другие
Управление имущественных отношений г.Каспийск
Магомедов Рабазан Абубакарович
Суд
Каспийский городской суд Республики Дагестан
Судья
Курбанов Руслан Джамалутдинович
Дело на странице суда
kaspiyskiy--dag.sudrf.ru
13.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2023Передача материалов судье
17.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2023Подготовка дела (собеседование)
20.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2023Судебное заседание
16.06.2023Судебное заседание
11.07.2023Судебное заседание
05.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
20.10.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее