Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2863/2023 от 15.05.2023

        

61RS0023-01-2023-000768-13

ДЕЛО № 2-2863/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04.07.2023 г.     г. Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:

судьи Колосковой О.Р.

при секретаре Семяновой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета имущественных отношений Азовского района Ростовской области к Кудряшову Е. В., 3-и лица: Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, Администрация Азовского района, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия об обязании рекультивировать земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Комитет по управлению имуществом администрации г. Шахты обратился в Шахтинский городской суд с указанным иском, ссылаясь на то, Азовской межрайонной прокуратурой по обращениям жителей п. Овощной проведена проверка исполнения требований законодательства в землепользования (далее - проверка). В ходе проверки выявлены факты сброса твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером №, по результатам которой в адрес администрации Азовского района направлено представление Азовской межрайонной прокуратуры об устранении нарушений земельного и природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - представление), в указанном представлении прокуратура требует безотлагательно рассмотреть и принять действенные меры по устранению и недопущению впредь подобных нарушений закона.

Согласно выписке из ЕГРН указанный земельный участок расположен по адресу: <адрес>. собственником является Кудряшов Е. В..

Проверкой установлено, что в отношении Кудряшова Е.В. в течение ДД.ММ.ГГГГ года сотрудниками отдела муниципальной инспекции Администрации Азовского района составлено 3 (три) протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № он ДД.ММ.ГГГГ по ст. 5.1 Областного закона «Об административных правонарушениях» от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС Административной комиссией при Администрации Азовского района указанные -протоколы рассмотрены и назначены административные наказания в виде штрафа в размере 3000, 4000 и 4000 рублей. Также, в отношении Кудряшова Е.В. главным специалистом Ростовского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области. государственным инспектором Ростовской области в области охраны окружающей среды ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ (административный штраф в размере 1500 рублей).

В целях рассмотрения представления Комитетом имущественных отношений Азовского района осуществлен рейдовый осмотр земельного участка с кадастровым номером №, по результатам которого выявлены нарушения, а именно: по указанному адресу организованы несанкционированные свалки. До настоящего времени земельный участок с кадастровым номером № не приведен в надлежащее состояние, в соответствии с целевым назначением не используется.

С учетом того, что данный земельный участок отнесен к категории сельскохозяйственного назначения, имеются основания для предъявления искового заявления с требованием о рекультивации земельного участка с кадастровым номером №.

Просил обязать собственника земельного участка с кадастровым номером № - Кудряшова Е. В. разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земельного участка площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил суду заявление, в котором письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела, либо возражений по заявленным требованиям не представил.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, просил в удовлетворении исковых требований отказать, по основаниям, изложенным в письменном возражении.

Представители 3-х лиц Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, Администрации Азовского района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении суду не представили.

Представитель 3-его лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на исковое заявление, в котором пояснил, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные суду доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Азовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере землепользования.

В ходе проверки установлено, что согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к категории «земли сельскохозяйственного назначения», является Кудряшов Е.В.

В ходе проверки выявлен факт сброса твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером №, по результатам которой в адрес Администрации Азовского района направлено представление Азовской межрайонной прокуратуры об устранении нарушений земельного и природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - представление), в указанном представлении прокуратура требует безотлагательно рассмотреть и принять действенные меры по устранению и недопущению впредь подобных нарушений закона.

ДД.ММ.ГГГГ. постановлением Административной комиссии Азовского района Ростовской области Кудряшов Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002г. №273-ЗС «Об административных правонарушениях», выразившегося в том, что Кудряшов Е.В. произвел выгрузку строительных отходов и закапывание их в землю, площадь загрязнения составила 150 кв.м. Назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Указанное постановление не обжаловано, вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ. постановлением Административной комиссии Азовского района Ростовской области Кудряшов Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002г. №273-ЗС «Об административных правонарушениях», выразившегося в том, что Кудряшов Е.В. не произвел очистку земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, принадлежащего ему на праве собственности от отходов и строительного мусора на площади 700 кв.м. Назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей.

Указанное постановление не обжаловано, вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ. проведена выездная проверка Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора), в ходе проверки установлено, что Кудряшовым Е.В. допущен сброс отходов на территорию земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в нарушении ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

ДД.ММ.ГГГГ. постановлением Административной комиссии Азовского района Ростовской области Кудряшов Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002г. №273-ЗС «Об административных правонарушениях», выразившегося в том, что Кудряшов Е.В. не произвел очистку земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, принадлежащего ему на праве собственности от отходов и строительного мусора на площади 1000 кв.м. Назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 рублей.

Указанное постановление не обжаловано, вступило в законную силу.

В связи с тем, что Кудряшов Е.В. в добровольном порядке не устранил выявленные нарушения, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия обратилось в Шахтинский городской суд с иском о возмещении ущерба, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды.

Решением Шахтинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. исковые требования Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (ИНН 6164226375) к Кудряшову Е. В. (паспорт № от ДД.ММ.ГГГГ выдан <адрес>) о возмещении ущерба – удовлетворены.

Взыскано с Кудряшова Е. В. в пользу Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия сумму ущерба в размере 4 133 654 (четыре миллиона сто тридцать три тысячи шестьсот пятьдесят четыре) руб. 55 коп.

Взыскано с Кудряшова Е. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 28 868 (двадцать восемь тысяч восемьсот шестьдесят восемь) руб.

Комитет имущественных отношений Азовского района Ростовской области истец по настоящему иску заявил требования о понуждении собственника земельного участка разработать проект рекультивации и провести рекультивацию вышеназванного земельного участка.

Ответчик и третье лицо - Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия указали на то, что истец - Комитет имущественных отношений не наделен правом на обращение в суд с вышеназванными требованиями.

Данная позиция исследована в ходе судебного разбирательства.

Судом установлено, что Положение о Комитете имущественных отношений Азовского района утверждено решением Азовского районного Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно Положению Комитет является отраслевым (функциональным) органом Администрации Азовского района и осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Азовский район, земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, расположенными на территории поселений, входящих в состав муниципального района, в пределах предоставленных полномочий, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле в границах муниципального образования «Азовский район», утвержденным Решением Азовского районного собрания депутатов седьмого созыва от 15.10.2021 №10 Комитет наделен полномочиями по принятию предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений. Объектами муниципального контроля являются: земли, земельные участки, части земельных участков, расположенных в границах Азовского района.

В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда от 30 ноября 2017 года №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, а также органы местного самоуправления, с учетом того что абзацем шестым статьи 3 Закона об охране окружающей среды на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Таким образом, Комитет является специальным органом, уполномоченным на управление и распоряжение имуществом и земельными участками, расположенными в границах муниципального образования «Азовский район», а также на обращение с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Истец заявил требования о понуждении ответчика - собственника земельного участка разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земельного участка.

Согласно положениям ст. 12 Земельного Кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственною назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно ч.ч.5, 6 ст.13 Земельного Кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В силу пункта 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды причинение вреда окружающей среде, выражающегося в негативном изменении окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшего деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, является основанием для привлечения лица к имущественной ответственности.

Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать при обращении за судебной защитой способы, предусмотренные статьей 1082 ПС РФ, статьей 78 Закона об охране окружающей среды.

Принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункт 13 постановления Пленума N 49).

Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, оперативности принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).

Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия избрал вышеуказанный способ защиты, заявленные исковые требования к Кудряшову Е.В. о возмещении ущерба, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, которые были удовлетворены судом. Решение в законную силу не вступило.

При этом в силу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23,02.1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании одного слоя почвы" был принят совместный Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации N 525 и Приказ Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству N 67 от 22.12.1995 г. "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".

В соответствии с п. п. 3, 5 указанных Основных положений, рекультивации подлежат земли, нарушенные, в частности, при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

Пунктом 6 вышеназванных Основных положений установлено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, хозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Таким образом, возможность возложения обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды обусловлена наличием соответствующего волеизъявления ответчика, выражающегося в добровольном совершении действий, направленных на осуществление необходимых мероприятий, подтверждением которого является разработка проекта восстановительных работ ко времени рассмотрения дела судом.

Проект восстановительных работ подлежит оценке судом, в том числе, на предмет обоснованности и достаточности мероприятий для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, объективной возможности осуществления их ответчиком как собственными силами (при наличии технической и иной возможности), так и путем привлечения третьих лиц.

Ответчиком проект рекультивации его земельного участка в добровольном порядке не разработан, истец так же не представил в суд проект рекультивации земельного участка.

Суд в отсутствие проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением действующего законодательства, лишен возможности дать оценку обоснованности и достаточности мероприятий для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, объективной возможности осуществления их Кудряшовым Е.В., как собственными силами, так и путем привлечения третьих лиц.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истец, обращаясь в суд с данными исковыми требованиями, избрал неверный способ защиты нарушенного права, который не приведет к восстановлению нарушенного публичного интереса, так как суд лишен возможности на основании тех доказательств, которые собраны по делу, определить объем работ необходимых для восстановления почвы, и прийти к выводу о возможности рекультивации земельного участка с кадастровым номером №.

На основании вышеизложенного, суд находит заявленные исковые требования необоснованными, и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░., 3-░ ░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 10.07.2023░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-2863/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Комитет имущественных отношений Азовского района РО
Ответчики
Кудряшов Евгений Викторович
Другие
Министрество природных ресурсов и экологии РО
Администрация Азовского района
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия
Смирнов Алексей Геннадьевич
Суд
Шахтинский городской суд Ростовской области
Судья
Колоскова Ольга Ростиславовна
Дело на сайте суда
shahtinsky--ros.sudrf.ru
15.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
16.05.2023Передача материалов судье
16.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2023Судебное заседание
15.06.2023Судебное заседание
04.07.2023Судебное заседание
10.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2023Дело оформлено
29.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее