УИД 21RS0011-01-2023-001069-67
Дело № 2-36/2024
Решение
Именем Российской Федерации
18 января 2024 года г. Мариинский Посад
Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Никитина Д.И., при секретаре судебного заседания Ахтямовой Н.Р., с участием представителя истца - старшего помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Хрычева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности по обустройству контейнерных площадок твердых коммунальных отходов,
установил:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности по обустройству контейнерных площадок твердых коммунальных отходов.
Исковое заявление мотивировано тем, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики, в ходе которой установлено, что транспортирование ТКО с территории Мариинско-Посадского муниципального округа осуществляется региональным оператором с площадок (мест) сбора ТКО, включенных в схему размещения мест и реестр (площадок) накопления ТКО, которые размещены на сайте администрации Мариинско-Посадского муниципального округа. При этом выявлены места накопления ТКО, находящиеся в ведении администрации Мариинско-Посадского муниципального округа, не оборудованные в соответствии с п. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 и п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3; а именно основания площадок не имеют твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра) по следующим адресам: Мариинско-Посадский муниципальный округ, г. Мариинскиий Посад, ул. Ломоносова, д.8а, ул. Красная/ул. Кузнечная, ул. Ломоносова, д. 7, ул. Менделеева, ул. Придорожная, д.3, ул. Рабочая, д.1; с. Сотниково, ул. Молодежная, д. 45, ул. Центральная, д. 59; д. Эльбарусово, ул. Молодежная, д.1, ул. Нагорная, д.7; д. Вурманкасы, ул. Овчинникова, д.1. В нарушение требований федерального законодательства администрацией Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики не реализован полный комплекс мер по обустройству на территории населенного пункта действующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям федерального законодательства и санитарно-эпидемиологическим правилам. По данному факту в адрес администрации Мариинско-Посадского муниципального округа 25.09.2023 внесено представление об устранении нарушений законодательства. Согласно поступившему ответу действенных мер не принято, указанные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не обустроены. В итоге не исключены факты захламления отходами производства и потребления территорий населенного пункта, что создает угрозу загрязнения почвы, ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку, создает угрозу причинения вреда здоровью человека, возникновению инфекционных заболеваний. Несоблюдение требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории муниципального образования. На основании изложенного, ссылаясь на нормы законодательства, прокурор просит возложить на администрацию Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда оборудовать площадки (места) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, по адресам: Мариинско-Посадский муниципальный округ, г. Мариинскиий Посад, ул. Ломоносова, д.8а, ул. Красная/ул. Кузнечная, ул. Ломоносова, д. 7, ул. Менделеева, ул. Придорожная, д.3, ул. Рабочая, д.1; с. Сотниково, ул. Молодежная, д. 45, ул. Центральная, д. 59; д. Эльбарусово, ул. Молодежная, д.1, ул. Нагорная, д.7; д. Вурманкасы, ул. Овчинникова, д.1.
Старший помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Хрычев А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным основаниям, вновь привел их суду и просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, также отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.
Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в Цивильском районе, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, также отзыв, в котором указал, что принятие мер по обустройству контейнерных площадок на территории Мариинско-Посадского муниципального округа относится к полномочиям ответчика.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.
Выслушав участника процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствие со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства.
Интересы государства заключаются в исполнении и соблюдении федерального законодательства всеми органами власти, организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 12 ГК Российской Федерации в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 5, 11, 25 ст. Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа, организация благоустройства территории муниципального округа в соответствии с правилами благоустройства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредствам выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В судебном заседании установлено, что в нарушение требований Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, и п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, администрацией Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики не реализован полный комплекс мер по обустройству на территории населенного пункта действующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям федерального законодательства и санитарно-эпидемиологическим правилам, а именно основания площадок не имеют твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра) по следующим адресам: Мариинско-Посадский муниципальный округ, г. Мариинскиий Посад, ул. Ломоносова, д.8а, ул. Красная/ул. Кузнечная, ул. Ломоносова, д. 7, ул. Менделеева, ул. Придорожная, д.3, ул. Рабочая, д.1; с. Сотниково, ул. Молодежная, д. 45, ул. Центральная, д. 59; д. Эльбарусово, ул. Молодежная, д.1, ул. Нагорная, д.7; д. Вурманкасы, ул. Овчинникова, д.1.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с п. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Статья 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязывает обеспечить сбор, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение отходов производства и потребления способами, безопасными для здоровья населения и среды обитания, в соответствии с санитарными правилами.
Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра).
Однако судом установлено, что в нарушение указанных требований федерального законодательства администрацией Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики не реализован полный комплекс мер по обустройству на территории населенного пункта действующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям федерального законодательства и санитарно-эпидемиологическим правилам.
Как следует из материалов дела, конкретных мер по устранению указанных допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих, несмотря на внесение Чебоксарским межрайонным природоохранным прокурором 25.09.2023 года, в адрес администрации Мариинско-Посадского муниципального округа представления об устранении нарушений законодательства, до настоящего времени администрацией Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики не принято.
В связи, с чем суд считает, что бездействие администрации Мариинско-Посадского муниципального округа по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства приводит к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории муниципального образования.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности требований Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, необходимости их удовлетворения.
Суд также считает возможным установить ответчику срок для выполнения возлагаемой на него обязанности, в течение 6 месяцев, т.к. находит что данный срок является разумным, и подлежит исчислению с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Возложить на администрацию Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда оборудовать площадки (места) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, по адресам: - Мариинско-Посадский муниципальный округ, г. Мариинскиий Посад, ул. Ломоносова, д.8а, ул. Красная/ул. Кузнечная, ул. Ломоносова, д. 7, ул. Менделеева, ул. Придорожная, д.3, ул. Рабочая, д.1; с. Сотниково, ул. Молодежная, д. 45, ул. Центральная, д. 59; д. Эльбарусово, ул. Молодежная, д.1, ул. Нагорная, д.7; д. Вурманкасы, ул. Овчинникова, д.1.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.И. Никитин
Мотивированное решение суда составлено 25 января 2024 года.