Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-1831/2023 от 09.01.2023

Судья: Саморенков Р.С.          адм. дело N 33а-1831/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                    

31 января 2023 года                             г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Лешиной Т.Е. и Ромадановой И.А.,

при секретаре Алиеве Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-447/2022 по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД по Самарской области и О МВД России по Приволжскому району на решение Приволжского районного суда Самарской области от 4 октября 2022 г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., представителя ГУ МВД по Самарской области и О МВД России по Приволжскому району Андреева Д.А. поддержавшего апелляционную жалобу, представителя прокуратуры Самарской области Никитиной Е.С., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

установила:

прокурор Приволжского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия ГУ МВД по Самарской области и О МВД России по Приволжскому району, указав, что прокуратурой Приволжского района Самарской области проведена проверка изолятора временного содержания О МВД РФ по Приволжскому району, на соответствие его требованиям Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ, регламентирующего порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторах временного содержания органов внутренних дел.

Проверкой установлены грубые нарушения прав лиц, содержащихся в ИВС О МВД России по Приволжскому району на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, несоответствие условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, требованиям федерального законодательства и ведомственного приказа.

Прокуратурой Приволжского района Самарской области ДД.ММ.ГГГГ г. внесено представление об устранении нарушений закона, рассмотрев которое административные ответчики сообщили о невозможности устранения выявленных нарушений по причине отсутствия финансирования. †<данные изъяты> Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил признать незаконным бездействие О МВД России по Приволжскому району и ГУ МВД РФ по Самарской области, выразившиеся в непринятии мер по приведению изолятора временного содержания О МВД России по Приволжскому району Самарской области в соответствие с требованиями Федерального законодательства от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного со

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил признать незаконным бездействие О МВД России по Приволжскому району и ГУ МВД РФ по Самарской области, выразившиеся в непринятии мер по приведению изолятора временного содержания О МВД России по Приволжскому району Самарской области в соответствие с требованиями Федерального законодательства от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950.

Обязать О МВД России по Приволжскому району в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства и привести ИВС в соответствие с требованиями Федерального законодательства от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950:

- оборудовать ИВС санитарным пропускником с дезинфекционной камерой и душевыми с открытыми кабинами;

- оборудовать ИВС прогулочным двором со скамейками для сидения и навесами для дождя;

- оборудовать ИВС помещениями для проведения следственных действий, амбулаторных судебно-психиатрических и других экспертиз, свиданий с родственниками и иными лицами, перечисленными в ст. 18 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;

- оборудовать камеры изолятора временного содержания кнопкой для вызова дежурного, естественным освещением, а также приточной и/или вытяжной вентиляцией с механическим и естественным побуждением.

Обязать ГУ МВД РФ по Самарской области в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ принять меры по обеспечению финансирования, возложенных на О МВД России по Приволжскому району мероприятий по приведению ИВС, расположенного по адресу <адрес>, в соответствие с требованиями Федерального закона от 15июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950.

Решением Приволжского районного суда Самарской области от 4 октября 2022 г. требования прокурора удовлетворены (л.д. 86-91).

В апелляционной жалобе ГУ МВД по Самарской области и О МВД России по Приволжскому району ставят вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права (л.д. 97-102).

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" при осуществлении прокурорского надзора, в том числе надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в частности, в защиту прав и законных интересов лишенных свободы лиц, содержащим требование о соблюдении условий их содержания, например об обеспечении минимальными нормами питания, о надлежащем материально-бытовом обеспечении (часть 1 статьи 39 КАС РФ, статья 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Приволжского района Самарской области проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания О МВД РФ по Приволжскому району Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Самарской области.

По итогам проверки выявлены нарушения прав лиц, содержащихся в ИВС О МВД России по Приволжскому району, на материально - бытовые и медико-санитарное обеспечение, несоответствие условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, требованиям федерального законодательства и ведомственного приказа.

Исполняющим обязанности прокурора Приволжского района Самарской области ДД.ММ.ГГГГ г. начальнику О МВД России по Приволжскому району Самарской области внесено представление N содержащее перечень подлежащих устраненению нарушений требований федерального законодательства о содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС О МВД России по Приволжскому району (л.д. 13-15).

Представление прокурора рассмотрено, согласно ответу начальника О МВД России по Приволжскому району от ДД.ММ.ГГГГ г. N акт прокурорского реагирования признан обоснованным, выявленные нарушения законодательства стали возможными в связи с конструктивными особенностями здания, а именно недостаточной площадью, что возможно устранить только путем проведения капитального ремонта или реконструкции здания при условии надлежащего финансирования. Причиной и условием выявленных прокуратурой нарушений является недостаточное финансирование деятельности изолятора временного содержания (л.д. 16-19).

Разрешая спор, суд первой инстанции, ссылаясь на отсутствие доказательств, достоверно свидетельствующих о невозможности устранения выявленных нарушений, удовлетворил заявленные требования, признав их обоснованными.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к указанному выводу, в решении приведены, выводы суда основаны они на правильном применении норм материального закона.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Согласно ст. ст. 2, 17, 21 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее ФЗ от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ) предусмотрено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно ст. 9 ФЗ от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ, изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно ст. 16 ФЗ от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ, в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее Правила внутреннего распорядка). Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам, материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых, медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых.

Положениями ст. 23 ФЗ от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы и другое, все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 24 ФЗ от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ, оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) определено, что санитарно-эпидемиологическими требованиями признаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24).

Согласно п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950 подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Как следует из материалов дела, помещение ИВС О МВД России по Приволжскому району, расположено по адресу<адрес>

Согласно техническому плану ИВС О МВД России по Приволжскому району на расположен <данные изъяты> здании в кирпичном исполнении, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, оборудован: на I этаже комнатами NN <данные изъяты>, II этаже комнатами NN <данные изъяты>, лестничной клеткой I и II этаже, лимит наполняемости ИВС <данные изъяты>-мест. (л.д. 60-69).

На указанные объекты недвижимого имущества федеральной собственности ДД.ММ.ГГГГ г. зарегистрировано право за Российской Федерацией.

Финансирование на содержание здания осуществляется из федерального бюджета. Площадь ИВС <данные изъяты> кв. м.

С момента ввода в эксплуатацию капитальный ремонт или реконструкция здания не производились.

В ходе прокурорской проверки ИВС ОМВД России по Приволжскому району выявлены следующие недостатки:

- отсутствие санитарного пропускника с дезинфекционной камерой и душевыми с открытыми кабинами (п. 14,47,122 Правил внутреннего распорядка ИВС МВД, п. 16.1 СП 12-95 МВД России);

- отсутствие прогулочного двора, оборудованного скамейками для сидения и навесами от дождя (п. 130,132 Правил внутреннего распорядка ИВС МВД);

- отсутствие оборудованного помещения для проведения следственных действий, амбулаторных судебно-психиатрических и других экспертиз, свиданий с родственниками и иными лицами, перечисленными в ст. 18 ФЗ № 103-ФЗ (ст. 17, 18, 28 ФЗ № 103-ФЗ).

В камерах ИВС отсутствуют:

- кнопка для вызова дежурного (п. 45 Правил внутреннего распорядка ИВС МВД);

- естественное освещение (п. 17,11 СП 12-95 МВД России);

- приточная и/или втяжная вентиляция с механическим и естественным побуждением (п. 19.10 СП 12-95 МВД России).

Выявленные факты нарушений требований действующего законодательства подтверждены представленными суду материалами проведенной прокурорской проверки и административными ответчиками не оспариваются.

Таким образом, ИВС О МВД России по Приволжскому району не соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным законом N 103-ФЗ от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950, Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России N СП 12-95, утвержденной Министерством внутренних дел России от 1 июля 1995 г.

Из приведенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что выявленные в ИВС нарушения являются существенными и ущемляют права и законные интересы пребывающих в нем лиц: право на обеспечение бытовыми условиями, отвечающими требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; на надлежащие санитарно-гигиенические условия и т.д.

В апелляционной жалобе приводятся доводы о необоснованности вывода суда о том, что выявленные нарушения имели место в результате бездействия ответчиков, поскольку должностные лица органов внутренних дел не наделены полномочиями финансирования.

Аналогичные доводы стороной административного ответчика заявлялись ранее при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанций и правильно опровергнуты им, так как приведенные в жалобе обстоятельства не освобождают соответствующие органы от исполнения положений норм Федерального закона, неисполнение которых свидетельствует об их бездействии.

Доводы апелляционной жалобы о том, что административным ответчиком предпринимаются меры, направленные на устранение нарушений (первая доврачебная помощь, ежедневное потребление горячей воды, дезинфекционная обработка постельных принадлежностей и вещей) были предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку материалами дела не подтверждены и сами по себе не являются основанием для отказа в иске.

Недостаточность финансирования не может служить оправданием допущенных нарушений в силу возложенных нормами действующего законодательства на административных ответчиков соответствующих обязанностей.

Ссылка в апелляционной жалобе на невозможность приведения ИВС в соответствие с требованиями действующего законодательства ввиду конструктивных особенностей здания и отсутствия необходимых площадей, судебной коллегией признается несостоятельной как голословные.

Также отклоняется судом довод о недостаточности установленного судом времени для устранения недостатков: при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

При таких обстоятельствах решение суда отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Приволжского районного суда Самарской области от 4 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ МВД по Самарской области и О МВД России по Приволжскому району – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Определение в мотивированной форме принято ДД.ММ.ГГГГ г.

Председательствующий –    

Судьи -

33а-1831/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Приволжского района Самарской области
Ответчики
ГУ МВД РФ по Самарской области
ОМВД РФ по Приволжскому району Самарской области
Другие
Министерство внутренних дел РФ
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
09.01.2023Передача дела судье
31.01.2023Судебное заседание
08.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее