Дело №2-1190/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2022 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н., при секретаре Дмитриевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования сельского поселения «Куморское эвенкийское» к Северобайкальскому РОСП УФССП по Республике Бурятия, Управлению службы судебных приставов по Республике Бурятия об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования сельского поселения «Куморское эвенкийское» (далее – администрация МО СП «Куморское эвенкийское») обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП в размере <данные изъяты> рублей, указывая в обоснование заявленных требований, что судебным приставом - исполнителем Северобайкальского РОСП УФССП по Республике Бурятия было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ № - ИП по исполнительному листу № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Северобайкальским городским судом Республики Бурятия по делу № об обязании администрации МО СП «Куморское эвенкийское» создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и установить требования к качеству услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем Северобайкальского РОСП УФССП по Республике Бурятия ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с администрации МО СП «Куморское эвенкийское» исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.
Истец ссылается в иске на заключение соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО СП «Куморское эвенкийское» и администрацией муниципального образования «Северо – Байкальский район» (далее – администрация МО «Северо – Байкальский район» о передаче осуществления части своих полномочий по организации ритуальных услуг и погребения, в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, которое является неотъемлемой частью соглашения о передаче администрацией МО СП «Куморское эвенкийское» осуществления части своих полномочий администрации МО «Северо – Байкальский район». Так же в подтверждение того, что администрация района приняла на себя обязательства по исполнению вышеуказанных полномочий, было принято Постановление администрации МО «Северо – Байкальский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Северо – Байкальский район», а так же постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении устава Муниципального автономного учреждения «Администрации рекреационной местности «Северо - Байкальская» (изм. новая редакция муниципальное автономное учреждение «Единая межпоселенческая специализированная служба Северо – Байкальского района». (далее – МАУ «Единая межпоселенческая специализированная служба «Северо – Байкальского района»)
В соответствии с постановлением администрации МО «Северо – Байкальский район» № от ДД.ММ.ГГГГ МАУ «Единая межпоселенческая специализированная служба «Северо – Байкальского района» присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории муниципального образования «Северо – Байкальский район» с возложением обязанности оказания на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению. Основной вид деятельности «Организация похорон и представление связанных с ними услуг» с дополнительными видами деятельности «Торговля розничная предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями в специализированных магазинах», «Деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки», «Деятельность по благоустройству ландшафта», «Деятельность органов местного самоуправления муниципальных районов». Ввиду того, что исполнение вышеуказанного решения суда предусматривало поэтапное выполнение работ, исполнить в установленный срок не представилось возможным.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство судебным приставом-исполнителем Северобайкальского РОСП УФССП по Республике Бурятия окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем Северобайкальского РОСП УФССП по Республике Бурятия возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, которое было выделено в отдельное производства в рамках оконченного исполнительного производства № – ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с невозможностью исполнения решения суда в краткие сроки администрация МО СП «Куморское эвенкийское» обращалась в суд об отсрочке исполнения решения суда, их заявление было удовлетворено ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением срока исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. При повторном обращении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление оставлено без удовлетворения.
Считает, что в настоящее время обязанности, возложенные решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, выполнены в полном объеме. Кроме того, бюджет МО СП «Куморское эвенкийское» является дотационным, администрация на текущий момент не имеет денежных средств для исполнения постановления судебного пристава - исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ. По мнению истца, оплата исполнительского сбора окажет негативное влияние на исполнение социальных обязательств муниципального района.
Представитель истца – Администрации МО СП «Куморское эвенкийское», представители ответчиков Северобайкальский РОСП УФССП по Республике Бурятия, УФССП по Республике Бурятия в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела уведомлялись надлежаще. Представитель истца, Северобайкальский РОСП просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд определил о рассмотрении дела в отсутствие сторон.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно части 2 статьи 112 названного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к таковым рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, содержащейся в пункте 75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, из анализа приведенных норм и разъяснений Верховного Суда РФ следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что вступившим в законную силу решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ по делу № удовлетворены исковые требования Северобайкальского межрайонного прокурора к администрации МО СП «Куморское эвенкийское» и на ответчика возложена была обязанность принять меры по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, определить порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела и установить требования к качеству услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании указанного судебного акта судебным приставом - исполнителем ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении администрации МО СП «Куморское эвенкийское», должнику предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.
Из отзыва ответчика на иск следует, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена Администрацией ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено из материалов дела, в период ДД.ММ.ГГГГ г. администрация МО СП «Куморское эвенкийское» обратилась в Северобайкальский городской суд РБ с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена отсрочка на срок до ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия в бюджете муниципального образования денежных средств на проведение необходимых мероприятий по созданию специализированной службы.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрации МО СП «Куморское эвенкийское» была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до ДД.ММ.ГГГГ, при этом судом при рассмотрении заявления было установлено, что Советом депутатов МО СП «Куморское эвенкийское» решается вопрос о передаче полномочий по организации ритуальных услуг органам местного самоуправления Северо-Байкальского района.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Администрации МО СП «Куморское эвенкийское» была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до ДД.ММ.ГГГГ, при этом судом при рассмотрении заявления было установлено, что вопрос о передаче полномочий по организации ритуальных услуг органам местного самоуправления Северо-Байкальского района решен, утверждено Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела. Решается вопрос о регистрации в налоговом органе учредительных документов.
В связи с неисполнением требований исполнительных документов в установленный срок судебным приставом – исполнителем Северобайкальского РОСП УФССП по Республике Бурятия в рамках вышеуказанного исполнительного производства вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
Из указанного следует, что решение о взыскании исполнительского сбора принято в тот момент, когда должнику была предоставлена отсрочка исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство о взыскании исполнительского сбора.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО СП «Куморское эвенкийское» и администрацией МО «Северо Байкальский район» заключено соглашение о передаче осуществления части своих полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, которое является неотъемлемой частью соглашения о передаче администрацией МО СП «Кумормкое эвенкийское» осуществления части своих полномочий администрации МО «Северо – Байкальский район».
Постановлением администрации МО «Северо – Байкальский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Северо – Байкальский район»; постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении устава Муниципального автономного учреждения «Администрации рекреационной местности «Северо - Байкальская» (изм. новая редакция муниципальное автономное учреждение «Единая межпоселенческая специализированная служба Северо – Байкальского района» администрация приняла на себя обязательства по исполнению вышеуказанных полномочий.
Постановлением администрации МО «Северо – Байкальский район» № от ДД.ММ.ГГГГ МАУ «Единая межпоселенческая специализированная служба «Северо – Байкальского района» присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела по предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению на территории муниципального образования «Северо – Байкальский район» с возложением обязанности оказания на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению. Основной вид деятельности: «96.03 Организация похорон и представление связанных с ними услуг» с дополнительными видами деятельности 47.78.4 «Торговля розничная предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями в специализированных магазинах», 81.29.9 «Деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки», 81.30 «Деятельность по благоустройству ландшафта», 84.11.33 «Деятельность органов местного самоуправления муниципальных районов».
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство судебным приставом-исполнителем Северобайкальского РОСП УФССП по Республике Бурятия окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа. Исполнительский сбор выделен в отдельное производство №-ИП.
Как установлено из представленных по запросу суда документов, основанием для принятия службой судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ решения о прекращении исполнительного производства №ИП в отношении МО СП «Куморское эвенкийское» являлись факты заключения между Администрацией МО СП «Куморское эвенкийское» и Администрации МО «Северобайкальский район» соглашения по передаче МО «Северо-Байкальский район» полномочий в части организации ритуальных услуг, а также утверждения постановлением Администрации МО «Северо-Байкальский район» от ДД.ММ.ГГГГ Положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории МО «Северо-Байкальский район», присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела МАУ «Единая межпоселенческая специализированная служба Северо-Байкальского района» и последующего утверждения Постановлением АМО «Северо-Байкальский район» № от ДД.ММ.ГГГГ стоимости гарантированного перечня услуг по погребению умерших граждан на территории МО «Северо-Байкальский район»
Соглашение о передаче полномочий являлось одним из оснований принятия судебным приставом-исполнителем решения о фактическом исполнении решения суда, при этом иные действия, направленные на исполнение решения суда, в том числе и на период вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, такие как создание специализированной организации, утверждение тарифов оказания услуг должником в связи с передачей части полномочий в МО «Северо-Байкальский район», предприняты быть не могли.
Таким образом, анализ предоставленных материалов показывает, что в ходе исполнительного производства было установлено, что фактически должник не мог самостоятельно исполнить решение суда, т.к. вопросы об организации похоронного дела были вынесены на рассмотрение муниципального образования Северобайкальский район, за исключением дачи соглашения на передачу полномочий Администрации МО «Северо-Байкальский район».
Кроме того, установлено, что взыскание исполнительского сбора в тот момент, когда была предоставлена отсрочка исполнения решения суда, что было со стороны судебного пристава исполнителя преждевременным.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что на момент вынесения судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ постановления о взыскании исполнительского сбора вина должника в невыполнении требований исполнительного документа отсутствовала, какие-либо документы в адрес судебного пристава исполнителя, свидетельствующие о принятии мер к исполнению решения суда, Администрацией в указанный период времени представлены быть не могли.
Принимая во внимание, что административным истцом приняты соответствующие меры по исполнению решения суда, суд считает возможным заявленные требования удовлетворить, освободить администрацию МО СП «Куморское эвенкийское» от уплаты исполнительного сбора по постановлению судебного пристава- исполнителя РОСП УФССП по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства №-ИП возбужденного ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации муниципального образования сельского поселения «Куморское эвенкийское» удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования сельского поселения «Куморское эвенкийское» от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя РОСМП УФССП по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП в размере <данные изъяты> рублей
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Е.Н. Казакова
УИД:№