№2-371/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2020 года р.п. Климово
Климовский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Марковой Л.С.,
при секретаре Снегиревой О.В.,
с участием истца Головко С.В.,
представителя ответчика – УПФР (гу) в Климовском муниципальном районе Брянской области Хохловой Е.Е., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Головко С.В. к государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Климовском муниципальном районе Брянской области об установлении факта его постоянного проживания с 26 апреля 1986 года по 01 октября 1989 года в ......................, о признании права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на пять лет, обязании назначить выплату пенсии с 25 марта 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Головко С.В. обратился в суд с иском, в котором просил установить факт его постоянного проживания с 26 апреля 1986 года по 01 октября 1989 года в ......................, признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и обязать УПФ РФ (ГУ) в Климовском муниципальном районе назначить и выплачивать ему досрочную страховую пенсию по старости с 25 марта 2020 года, то есть с даты обращения за ней. В обоснование иска он указал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет. 30 марта 2020 года было вынесено решение об отказе в установлении пенсии, поскольку он не имеет на неё право. Согласно ст. 33 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», его проживание в зоне проживания с правом на отселение на момент обращения за выплатой пенсии составляет 11 лет 10 месяцев 18 дней, пенсионный возраст ему представляется возможным снизить только на 3 года. Однако, фактически, он проживал с 26 апреля 1986 года по 01 октября 1989 года в ......................, территория которого в этот период была отнесена к зоне проживания с правом на отселение. Работал в этот период в колхозе «Заря», документов о проживании и работе не имеет.
В судебном заседании истец Головко С.В. просил суд удовлетворить заявленные исковые требования по доводам, изложенным выше.
Представитель ответчика УПФР (гу) в г.о. пгт Климово и Климовском муниципальном районе Хохлова Е.Е., действующая по доверенности, возражала в удовлетворении искового заявления Головко С.В., так как факт проживания истца в ...................... подтверждается только показаниями заявленных им свидетелей, но не документально, поэтому Головко С.В. в настоящее время возможно снизить возраст выхода на пенсию только на 3 года, но права на пенсию на момент обращения за ней у него не было и нет в настоящее время, снижение возраста на 5 лет невозможно.
Свидетель ФИО, допрошенный по заявлению истца, показал, что является жителем ......................, ранее до 2011 года проживал в ......................, знал Головко С.В. с детства, истец работал слесарем на стане какое-то время, точного периода его работы в колхозе «Заря» он не помнит.
Свидетель ФИО показал, что с 1980 по 2000 годы проживал в ......................, работал в колхозе «Заря» Климовского района водителем, Головко С.В. проживал до 1990 года в данной деревне, работал слесарем в гараже, точных дат и периодов его работы он не помнит.
Выслушав истца, представителя ответчика, допросив указанных свидетелей, изучив материалы настоящего гражданского дела и обозрев материалы пенсионного дела, представленные представителем ответчика, суд приходит к следующему.
Головко С.В., ____/____/_____ года рождения, 25 марта 2020 года обратился в УПФР (гу) в г.о. пгт Климово и Климовском муниципальном районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
30 марта 2020 года ответчиком было вынесено решение об отказе в установлении пенсии, так как Головко С.В. не имеет права на страховую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на пять лет согласно ст. 33 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку его проживание в зоне проживания с правом на отселение на момент обращения за пенсией составляет 11 лет 10 месяцев 18 дней, то есть ему представляется возможность снизить пенсионный возраст только на 3 года, поэтому у истца не возникло право на назначение пенсии по этим основаниям, как на дату подачи им заявления о пенсии, так и в настоящее время оно невозможно.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, гражданам, постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, а также гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьей 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
Согласно статье 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года (в редакции, действовавшей на 31 декабря 2018 года), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Статья 33 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991 года предусматривает, что гражданам, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 13 настоящего закона, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7).
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что назначение пенсии по старости лицам, проживающим (работавшим) в зонах радиоактивного загрязнения, производится с уменьшением возраста выхода на пенсию на первоначальную и дополнительную величины. При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста обусловлена фактом проживания (работы) гражданина на соответствующей территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории, тогда как дополнительная величина - определяется с учетом периода проживания (работы) гражданина на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории лицо проживает на момент обращения за пенсией.
Согласно справки МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Климовском районе» №2089 от 29 октября 2019 года Головко С.В. зарегистрирован и проживает в ...................... с 07 мая 2008 года по настоящее время.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 данного Закона, а также с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из указанной нормы следует, что эта форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Суд приходит к выводу, что отсутствуют законные основания для установления факта постоянного проживания истца в ...................... с 26 апреля 1986 года по 01 октября 1989 года, так как достоверных сведений о постоянном проживании Головко С.В. в данном населенном пункте на законных основаниях им не представлено.
Суд не принимает во внимание доводы истца о его работе с декабря 1985 года по октябрь 1986 года в колхозе «Заря» Климовского района Брянской области, так как достоверного подтверждения этому нет, нет трудовой книжки либо иных документов, подтверждающих работу Головко С.В. в зоне радиационного загрязнения проживания с правом на отселение, данное обстоятельство может свидетельствовать только о месте пребывания истца по месту работы, но не подтверждает факта его постоянного проживания в ...................... в спорный период. Кроме того, суду не представлено документов о местонахождении вышеуказанной организации.
С учетом того, что соответствующими доказательствами не подтверждается факт постоянного проживания истца в период с 26 апреля 1986 года по 01 октября 1989 года в зоне проживания с правом на отселение, то показания допрошенных свидетелей в указанной части не могут быть приняты судом как безусловное подтверждение его постоянного проживания в указанный им период в .......................
Таким образом, суду не представлено достаточных доказательств проживания истца в период с 26 апреля 1986 года по 01 сентября 1989 года в зоне проживания с правом на отселение.
Судом установлено, что Головко С.В. на момент обращения за пенсией имел право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые 3 года проживания в зоне радиационного загрязнения – проживания с правом на отселение.
Учитывая положения ст. 33 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991 г., суд считает, что на момент обращения к ответчику за пенсией истец Головко С.В. имел право на снижение пенсионного возраста на 3 года, но не имел и не имеет на дату рассмотрения дела судом права на назначение досрочной пенсии со снижением общеустановленного возраста на 5 лет.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Вместе с тем истцом Головко С.В. не представлено убедительных доказательств, свидетельствующих о наличии у него права на снижение пенсионного возраста на пять лет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 26 ░░░░░░ 1986 ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 1989 ░░░░ ░ ......................, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 25 ░░░░░ 2020 ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ 03 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 07 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.