УИД 68RS0002-01-2023-000813-40
Дело № 2-1053/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 24 » июля 2023 года г. Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Абрамовой С.А.
при секретаре судебного заседания Горнове А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Мичуринска Тамбовской области в интересах Белоусова Б.Н. к ФКУ «Военный комиссариат Тамбовской области» о возложении обязанности осуществить компенсационную выплату за установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Мичуринска Тамбовской области в интересах Белоусова Б.Н. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Тамбовской области» о возложении обязанности осуществить компенсационную выплату за установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны ФИО2, в размере, установленном постановлением Правительства РФ от 06.05.1994г. №460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов, прокуроров, граждан, призванных на военные сборы, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, граждан, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), и уволенных со службы прокуроров, а также на изготовление и установку намогильных сооружений (надгробий)".
В обоснование иска указал, что прокуратурой города рассмотрено обращение Белоусова Б.Н. по вопросу несогласия с отказом ВКТО в компенсационной выплате, в ходе которой установлено, что его мать ФИО2 работала в период с 09.02.1942г. по 28.03.1946г. в Головном ремонтно-восстановительном поезде №51 (Горем-51), который относился к специальным формированиям НКПС СССР и выполнял свои задачи в пределах тыловых границ действующих фронтов, а его работники были переведены на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии. Данный поезд включен в Перечень специальных формирований НКПС СССР, обеспечивающих воинские перевозки и восстановление объектов железнодорожного транспорта в пределах тыловых границ действующих фронтов в период ВОВ 1941-1945 гг., согласованный с Генштабом Вооруженных Сил СССР (письмо ГШ СССР от 21.09.1991 № 328/2930). Такими образом, ФИО2 является участником ВОВ согласно пп. «д» п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона о ветеранах, и на основании ч. 1 Указа № 470, ч. 5 ст. 11 Закона о погребении ее сыну, Белоусову Б.Н., положена компенсационная выплата за установку надгробного памятника участнику ВОВ в размере установленном Постановлением № 460, в назначении которой Белоусову Б.Н. отказано. По итогам проведеной в августе 2022 года проверки установлено, что 28.04.2022 военному комиссару города Мичуринска, Мичуринского, Никифоровского и Петровского районов Тамбовской области поступило обращение Белоусова Б.Н. по вопросу выплаты компенсации потраченных на установку надгробного памятника его маме ФИО2 Военным комиссаром города Мичуринска, Мичуринского, Никифоровского и Петровского районов Тамбовской области 29.04.2022 Белоусову Б.Н. дан ответ на обозначенное заявление, в котором заявителю отказано в компенсационной выплате. По данному факту прокурором города 24.08.2022 военному комиссару города Мичуринска, Мичуринского, Никифоровского и Петровского районов Тамбовской области внесено представление об устранении нарушений законодательства. По итогам рассмотрения указанного представления в удовлетворении требований прокурора в части назначения компенсационной выплаты Белоусову Б.Н. отказано по причине отсутствия в соответствующем перечне НКПС СССР Горем-51, а также отсутствия документов подтверждающих период работы ФИО2 в составе указанного поезда, что не соответствует действительности и подтверждается справкой Горем-51 от 10.04.1946 № 365, копией приказа об увольнении ФИО2 от 10.04.1946 № 52. Считает, что в соответствии с обозначенными нормами законодательства и обстоятельствами Белоусов Б.Н. имеет право на компенсационную выплату за установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной Войны ФИО2 В силу преклонного возраста и отсутствия юридического образования, Белоусов Б.Н. не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд.
В судебном заседании представитель истца прокурора г.Мичуринска Тамбовской области Беляков С.И. поддержал исковые требования в полном объеме. В дополнение пояснил, что предусмотренный постановлением Правительства РФ в данном случае размер компенсационной выплаты составляет 37513 руб. От заключения мирового соглашения отказался.
Истец Белоусов Б.Н. в судебном заседании поддержал предъявленные требования в полном объеме. Пояснил, что им понесены расходы в сумме 37513 руб., которые подлежат возмещению. В ходе рассмотрения дела им найдена информация о том, что его мать была ранена, проходила лечение в госпитале.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тамбовской области» Фомин Ю.Ю. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в представленных возражениях (л.д.75-76,89-92), исходя из которых, Федеральным законом Российской Федерации от 22 января 1993 г. №4338-1 «О статусе военнослужащих», постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. №460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших военнослужащих.. .» предусмотрена оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников участникам ВОв, проходившим военную службу в действующей армии (ФЗ «О ветеранах» ст. 2, п. 1, п/п 1, п/п «А»), умершим после 31 декабря 1992 г., за счёт средств Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 270 изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники вышеназванной категории участников ВОв умершим с 12 июня 1990 г. по 31 декабря 1992 г. Не оспаривал, что в случае отнесения матери истца к лицам, предусмотренным пп. «д» п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона о ветеранах, у него возникнет право на получение данной компенсационной выплаты.
Считает ненадлежащим доказательством справку филиала ОАО РЖД Центральной Дирекции управления движением (структурное подразделение Мичуринский центр организации работы железнодорожных станций) от 16.08.2022 №ДЦСК-146, указывающую, что Юклеевская Л.С. участвовала в Великой Отечественной войне, которая дана на основании справки головного ремонтно-восстановительного поезда №51 от 10 апреля 1946 г. № 365. Представленная рукописная «копия» данной справки не подписана и не заверена печатью, что не позволяет сделать вывод о ее подлинности.
Кроме этого, Головной ремонтно-восстановительный поезд №51 в Перечне специальных формирований НКПС (в экземпляре, имеющемся в ВКТО) не поименован.
Считает, что награждение ФИО2 медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» не означает участие в ВОВ, поскольку согласно положению о медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью награждались военнослужащие и лица вольнонаемного состава не только принимавшие непосредственное участие на фронтах Отечественной войны, но и лица обеспечивавшие победу своей работой в военных округах.
В соответствии с федеральными законами от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», введенным в действие с 1 января 1993 г., постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников», а также в соответствии с Указом Президента от 03.03.2007 г. № 270 «О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы» предусмотрена оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственникам умерших после 12 июня 1990 г. участников Великой Отечественной войны и умершим после 1 января 2002 года вольнонаемным гражданам, не входивших в состав действующей армии ( Федеральный закон №5-ФЗ «О ветеранах» ст.2, п. 1, пп.1, пп. «д») за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
В состоявшемся ранее судебном заседании пояснял, что оплата за установку и изготовление памятников производится по правилам Федерального закона «О статусе военнослужащих» и только для участников ВОВ и умерших после 1 января 2002 вольнонаемных граждан. ФИО30 умерла *** - до того, как была введена данная категория, предусмотренная ст.2 п.1 пп.1, п.п. «д» Федерального закона «О ветеранах». В данном случае истец пытается установить статус участника ВОВ посмертно. При этом смерть произошла до принятия Федерального закона «О ветеранах». Указ Президента РФ № 270 действительно распространил на данную категорию лиц статус участников ВОВ, но удостоверение о выдаче статуса ей выдано не было. Она умерла до того, как данные удостоверения начали выдаваться. Считает, что в отношении тех лиц, которые при жизни не имели или не могли получить статус участника Вов, не порождаются правовые последствия Указом Президента РФ № 270, действие которого не распространяется на период времени до его принятия. Право на увековечивание памяти считает производным от факта установления статуса участника Вов.
В дополнение пояснил, что справка о ранении ФИО2 ранее в ВКТО не представлялась, в случае заключения мирового соглашения ответчик готов осуществить компенсационные выплаты на основании данной справки. Размер компенсационной выплаты истцу, с учетом имеющихся в материалах дела документов, составляет 37513 руб.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тамбовской области» Попова Н.И. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска по тем же основаниям. В дополнение пояснила, что справка о ранении ФИО2 ранее в ВКТО не представлялась, функциями по самостоятельному истребованию документов ВКТО не обладает.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Впервые гарантии по осуществлению за счет средств министерств и ведомств Российской Федерации расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробного памятника, были установленыЗакономРоссийской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих".
Впоследствии аналогичные гарантии были продублированы вФедеральных законахот 12.01.1995 N 5-ФЗ "Оветеранах" и от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (статья 11).
Согласнопункту 1 статьи 24Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 N 5-ФЗ "Оветеранах" (далее - Закон оветеранах) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны,ветерановбоевых действий, инвалидов войны,ветерановвоенной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорийветерановрасходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Согласно п.1 постановления Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 460
"О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов, прокуроров, граждан, призванных на военные сборы, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, граждан, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), и уволенных со службы прокуроров, а также на изготовление и установку намогильных сооружений (надгробий)", за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу, выполнял отдельные задачи в области обороны в составе добровольческих формирований, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в зависимости от последнего места ее прохождения (места выполнения отдельных задач в области обороны) осуществляется погребение, в том числе, участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы).
В соответствии с п.1 ст. 2 Закона оветеранах, ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Согласно пп. «д» п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона о ветеранах, к ветеранам Великой Отечественной войны относятся работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию.
В силу п.2 ст.2 Закона о ветеранах, Перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны,определяетсяПравительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июня 2000г. N427
"О перечнях воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", следует руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
В Перечне специальных формирований НКПС СССР, обеспечивающих воинские перевозки и восстановление объектов железнодорожного транспорта в пределах тыловых границ действующих фронтов в период ВОВ 1941-1945 гг., согласованном с Генштабом Вооруженных Сил СССР (письмо ГШ СССР от 21.09.1991 № 328/2930) указан период Великой Отечественной войны с 02 июля 1941г. по 07 августа 1943г., в который работники Головного ремонтно-восстановительного поезда №51 согласно п.1 «д» ст.2 Закона о ветеранах относятся к участникам Великой Отечественной войны (л.д.47,111).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 работала в должности путевой рабочей Головного ремонтно-восстановительного поезда №51 с 09.02.1942г. по 28.03.1946г. и на основании постановления ГКО №1095 находилась на положении состоящих в рядах Красной Армии, как военный железнодорожник и пользовалась всеми льготами и преимуществами наравне с состоящими в рядах Красной Армии, с 28.03.1946г. отчислена из личного состава Горема №51 по семейным обстоятельствам, как имеющая грудного ребенка, что подтверждается справкой №365 от 10.04.1946г. (л.д.22); справкой Мичуринского центра организации работы железнодорожных станций от 16.08.2022г. №ДЦСК-146; сообщением филиала ОАО «РЖД» - Юго-Восточная железная дорога от 31.10.2022г., согласно которому, справка от 16.08.2022г. №ДЦСК-146 выдана на основании записи №20 Журнала регистрации и выдачи удостоверений НКПС (л.д.34); копией приказа №52, корпиями лицевых счетов за 1944-1946г.г., предоставленными МКУ «Муниципальный архив Кандалакшинского района» (л.д.36-43).
Согласно архивной справке ФГКУ «Центральный архив военно-медицинских документов» *** от 16.06.2023г. (л.д.114), военный железнодорожник отряда *** Горема-51 красноармеец ФИО2 на фронте Великой Отечественной войны 07.06.1943г. получила рваную рану мягких тканей области левого коленного сустава, по поводу чего с 07.06.1943г. находилась на излечении в ***, из которого выбыла 17.06.1943г. в часть после проведения операции, наложения швов.
10.01.1986г. ФИО2 Министерством путей сообщения выдано удостоверение *** о том, что в период Великой Отечественной войны она работала в спецформированиях НКПС на прифронтовых участках железных дорог, в связи с чем имеет право на льготы.
***. ФИО2 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти *** (л.д.19).
В 2022 года истец Белоусов Б.Н., который приходится ей сыном, установил на могиле ФИО2 надгробный памятник, стоимость его изготовления и установки, которую он оплатил из личных средств, составила 37513 руб., что подтверждается договором подряда с ООО «МКТО» *** от 30.04.2022г., согласно которому, цена работ по изготовлению надгробного памятника составляет 33013 руб., цена работ по его установке – 4500 руб. (л.д.67-68), кассовыми чеками на заявленную сумму (л.д.69), товарными накладными (л.д.70-72), выпиской из прейскуранта (л.д.73), актом приема-передачи (л.д.74).
Белоусов Б.Н. обратился в ФКУ «ВКТО Тамбовской области» по вопросу возмещения ему расходов на изготовление и установку памятника, в чем ему было отказано письмом от 29.04.2022г., в котором указано, что ФИО2 не относится к категории граждан, для которых законом предусмотрена оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников (пп. «д» п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона о ветеранах).
По итогам проверки, проведенной прокуратурой г.Мичуринска по обращению Белоусова Б.Н., в адрес ФКУ «ВКТО Тамбовской области» внесено представление об устранении нарушений законодательства от 24.08.2022г. По итогам рассмотрения представления в удовлетворении требований прокурора в части назначения компенсационной выплаты Белоусову Б.Н. ответчиком отказано.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что в ходе судебного разбирательства бесспорно установлено, что ФИО2 подлежит признанию ветераном Великой Отечественной войны на основании пп. «д» п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона о ветеранах, как работник предприятия, переведенный в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявший задачи в интересах армии в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, умерла позднее ***, в связи с чем её сын Белоусов Б.Н. имеет право на возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника в размере 37513 руб.
Правовую позицию ФКУ «ВКТО» об обратном суд полагает ошибочной, основанной на неправильном толковании и применении положений Закона о ветеранах и иных норм материального права.
Доводы ответчика о том, что Головной ремонтно-восстановительный поезд *** не входит в Перечень специальных формирований НКПС СССР, обеспечивающих воинские перевозки и восстановление объектов железнодорожного транспорта в пределах тыловых границ действующих фронтов в период ВОВ 1941-1945 гг., согласованном с Генштабом Вооруженных Сил СССР (письмо ГШ СССР от *** ***) опровергаются собранными в ходе судебного разбирательства доказательствами (л.д.47,111).
Суд полагает необоснованными доводы ответчика о том, что спорные гарантии не распространяются на участников Великой Отечественной войны, умерших 24.04.1992г., которым при жизни не было выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, обратной силы закон не имеет, по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 05.10.1999 N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны", выдача удостоверений ветерана Великой Отечественной войны единого образца производится в добровольном заявительном порядке начиная с 2000 года.
В силу п.2.3 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утв. постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 N 69, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте "д" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона оветеранах, которым ранее удостоверение не выдавалось, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается комиссиями министерств или ведомств (их правопреемниками), работники предприятий, военных объектов, учреждений и организаций которых в период Великой Отечественной войны на основании соответствующих постановлений (распоряжений) Правительства СССР были переведены на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполняли задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также министерствами или ведомствами (их правопреемниками), командировавшими работников в действующую армию.
Поскольку на момент смерти ФИО2 выдача удостоверения ветерана Великой Отечественной войны законом не предусматривалась, ей в установленном порядке Министерством путей сообщения было выдано удостоверение №20 о том, что в период Великой Отечественной войны она работала в спецформированиях НКПС на прифронтовых участках железных дорог, в связи с чем имеет право на льготы, суд критически оценивает доводы представителя ответчика о том, что невыдача ей при жизни удостоверения ветерана Великой Отечественной войны может быть расценена в качестве основания для отказа в иске.
Согласнопункту 1 статьи 4ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Все вышеприведенные нормативно-правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, не содержат указаний на распространение их действия полностью или в части отдельных норм на правоотношения, возникшие до введения их в действие.
Вместе с тем, отдельные меры социальной поддержки могут быть установлены указом Президента Российской Федерации в рамках реализации его полномочий, закрепленныхстатьей 80Конституции России.
Реализуя предоставленные ему полномочия, Президент Российской Федерации издалуказот 03.03.2007 N 270 "О некоторых вопросах увековечивания памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны,ветерановбоевых действий иветерановвоенной службы", пунктом 1 которого установлено, что за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники лицам, лицам, умершим (погибшим) в период с 12.06.1990 по 31.12.1992, которые в соответствии сФедеральным закономот 12.01.1995 N 5-ФЗ "Оветеранах" признаются участниками Великой Отечественной войны либоветеранамибоевых действий.
С учетом указанного следует признать, что действующее законодательство предусматривает возможность возмещения родственникам расходов по изготовлению и установке памятников для участников Великой Отечественной войны, умерших начиная с 12.06.1990 года и в последующий период. Поскольку ФИО2. умерла в ***., её сыну подлежат возмещению расходы на изготовление и установку надгробного памятника.
Таким образом, доводы ответчика об обратном основаны на неверном толковании норм материального права и сводятся к несогласию с положениями указа Президента Российской Федерации от 03.03.2007 N 270.
Определяя размер компенсационной выплаты за установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны, суд исходит из фактически понесенных истцом и документально подтвержденных затрат в общей сумме 37513 руб., которые не превышают нормы расходов денежных средств, установленные п.2 постановления Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 460
(до 41196 рублей), что не оспаривалось представителем ответчика в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, исковые требования прокурора г. Мичуринска Тамбовской области в интересах Белоусова Б.Н. к ФКУ «Военный комиссариат Тамбовской области» подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ***) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ *** ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 37513 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░