Дело № 2-1223/2022 (УИД 50RS0050-01-2022-001801-10)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 14 сентября 2022 г.
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой Н.А.,
при секретаре Смирновой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Штапкиной Натальи Николаевны к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда России № 3 по г. Москве и Московской области о включении периодов обучения в льготный страховой стаж и признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
установил:
Штапкина Н.Н. обратилась в суд с иском к ответчику о включении периодов обучения в льготный страховой стаж и признании права на досрочное назначение пенсии по старости, указав, что 15.06.2022 она обратилась в ГУ - ГУПФ РФ N 3 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Ответчиком было отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия необходимого стажа. По мнению ответчика в льготный стаж по Списку № 1 в бесспорном порядке принят к зачету 1 год 8 месяцев 23 дня. В льготный стаж не включены периоды обучения в Рошальском химико-технологическом техникуме с 01.09.1983 по 13.05.1987, с 10.03.1988 по 20.06.1988.
С решением пенсионного органа не согласна, поскольку считает, что во время прохождения обучения в техникуме она работала на Рошальском химкомбинате и после окончания техникума продолжила там работать. С учетом включения в специальный стаж спорных периодов ее льготный стаж по Списку № 1 составит более 5 лет (при требуемой продолжительности 3 года 9 месяцев), следовательно, она имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 1 в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения в пенсионный орган при возрасте 52 лет – с 15.06.2022.
Просила с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ признать решение ГУ-ГУПФР № 3 по г. Москве и Московской области № об отказе в установлении пенсии незаконным; включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды обучения в Рошальском химико-технологическом техникуме с 01.09.1983 по 06.07.1986, с 31.07.1986 по 02.09.1986, с 10.01.1987 по 20.05.1987; признать за ней право на досрочное назначение пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать ГУ - ГУПФ РФ N 3 по г. Москве и Московской области назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения, а именно с 15.06.2022.
Истец Штапкина Н.Н. в судебное заседание не явилась, ее представитель по доверенности Горюнов А.Н. поддержал требования с учетом их уточнения, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ-ГУПФР № 3 по г. Москве и Московской области Турутова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15.06.2022 Штапкина Н.Н. обратилась в ГУ-ГУПФР № 3 по г. Москве и Московской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013.
Решением ГУ-ГУПФР № 3 по г. Москве и Московской области № истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи отсутствием требуемого льготного стажа (л.д. 6-7).
Специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, составил 1 год 08 месяцев 23 дня, страховой стаж 34 года 11 месяцев 07 дней.
В специальный стаж истца не были включены периоды обучения в Рошальском химико-технологическом техникуме с 01.09.1983 по 06.07.1986, с 31.07.1986 по 02.09.1986, с 10.01.1987 по 20.05.1987.
Как усматривается из справки ГБПОУ МО «Рошальский техникум» от 12.07.2022 № Штапкина Н.Н. (в девичестве ФИО5) обучалась в Рошальском химико-технологическом техникуме с 01.09.1983 по 13.05.1987. Восстановлена с 10.03.1988 по 28.06.1988 по очной форме обучения по основной образовательной программе специалистов среднего звена по специальности «технология твердых химических веществ» с присвоением квалификации – техник-технолог. 28.06.1988 выдан диплом о среднем профессиональном образовании ИТ №, регистрационный номер № (л.д. 9).
Из трудовой книжки усматривается, что в период с 07.07.1986 по 30.07.1986 Штапкина Н.Н. работала временно на Рошальском химическом комбинате в цехе № 5 участка 4 дозировщиком основной продукции по 3 разряду; в период с 03.09.1986 по 09.01.1987 проходила производственную практику в цехе № 5 участка 4 прессовщиком основной продукции по 4 разряду; в период с 21.05.1987 по 12.09.1988 работала на Рошальском химическом комбинате в цехе № 5 участка 4 дозировщиком основной продукции по 4 разряду (л.д. 11-19).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с вредными условиями труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению Списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно (пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2014 года N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", вступившим в силу с 1 января 2015 года, закрепило правовые основания определения стажа на соответствующих видах работ и в подпункте "а" пункта 3 предусмотрело, что по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590.
Постановлением Правительства Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 (пункт 109) предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:
и) обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре;
к) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке.
При назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
В обосновании своей позиции истец ссылается на подпункт "з" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР N 590 от 03.08.1972, что является неверным, поскольку Порядок включения в стаж периодов обучения в техникумах урегулирован подпунктом "и" пункта 109 данного Положения.
Пунктом "и" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, действительно предусмотрено включение в общий стаж обучения в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, а также техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д. Однако в пункте 109 Положения имеется оговорка, предусматривающая, что указанные в подпункте "и" периоды засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к" указанного пункта.
В этой связи, суд считает не подлежащим применению пп. "з" п. 109 Положения, поскольку среди перечисленных учебных заведений техникум не значится. Данный пункт Положения нормативно закрепляет только включение в общий стаж работы обучение в таких учебных заведениях, как училища, школы, а также на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Из системного анализа содержания указанных норм следует, что периоды обучения в техникуме, имевшие место до 1 января 1992 года, могут быть засчитаны в страховой стаж соответствующего работника только при наличии стажа работы или службы, указанной в п. "к" вышеназванного Положения, до поступления в учебное заведение.
Из материалов дела следует, что до поступления в 1983 году в Рошальский химико-технологический техникум Штапкина Н.Н. не имела стажа работы, следовательно, правовых оснований для включения периодов ее обучения в Рошальском химико-технологическом техникуме с 01.09.1983 по 06.07.1986, с 31.07.1986 по 02.09.1986, с 10.01.1987 по 20.05.1987 в общий страховой стаж и специальный стаж в связи с тяжелыми условиями труда по Списку N 1 не имеется.
Поскольку на момент обращения Штапкиной Н.Н. – 15.06.2022 в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, необходимый стаж на соответствующих видах работ, при наличии которого у нее могло возникнуть право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", отсутствовал, суд не находит правовых оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Штапкиной Натальи Николаевны к Государственному учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда России № 3 по г. Москве и Московской области о включении периодов обучения в льготный страховой стаж и признании права на досрочное назначение пенсии по старости оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Грошева
Мотивированное решение изготовлено 19.09.2022
Судья Н.А. Грошева