Дело № 2-3040/22
УИД: 51RS0003-01-2022-003164-36
Решение в окончательной форме изготовлено 19 октября 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2022 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Лучника А.В.,
при секретаре Гармидер Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт», обществу с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр», о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, действующая своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО2, обратилась в суд с иском к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о защите прав потребителей.
В обоснование иска указано, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 являются сособственниками жилого помещения, принадлежащего на праве общей долевой собственности (по ? доли), расположенного по адресу: <адрес>.
АО «Мурманэнергосбыт» является ресурсоснабжающей организацией по предоставлению услуг «Отопление», «Компонент тепловая энергия для подогрева воды (ГВС)» в указанное жилое помещение собственников.
ООО «Единый расчетный центр» на основании договора приняло на себя обязательство совершать от имени АО «Мурманэнергосбыт» действия по осуществлению расчетов и начислению платы за коммунальные услуги собственникам и нанимателям жилых помещений <адрес>, в том числе по ведению учета лицевых счетов; ведению учета плательщиков и начислению им платы за оказываемые коммунальные услуги с учетом действующих нормативов, тарифов (стоимости) согласно действующему законодательству: осуществлению перерасчетов при изменении тарифов (стоимости), количества и качества оказанных услуг, а также по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством; расчету задолженности и пени плательщиков по внесению платежей; ежемесячному формированию и печати платежных документов, в которых учитываются размер текущих (ежемесячных) платежей, задолженность плательщиков по внесению платежей, а также пени, их доставке по адресам плательщиков; обработке сведений о внесенных плательщиками текущих (ежемесячных) платежей и погашении задолженности с последующим отражением указанных сведений на лицевых счетах плательщиков. Приложением № к указанному договору утвержден перечень многоквартирных домов, в отношении которых распространяются договорные обязательства сторон, в числе которых указан и многоквартирный <адрес>.
В период времени с сентября 2019 по апрель 2022 по лицевому счету № ответчиками произведены начисления размера платы по услугам «Отопление», «Компонент тепловая энергия для подогрева воды» со следующими нарушениями:
- применение в расчетах норматива, потребления при установленных и введенных в эксплуатацию ИПУ ГВС, ХВС;
- с ноября 2020 по март 2022 произведены, начисления по услуге «Компонент тепловая энергия для подогрева воды (ГВС).» в отсутствие ее фактического потребления;
- неверный учет в расчетах количества зарегистрированных граждан (4 человека, далее 0, при фактической регистрации - 2);
- в марте 2022 года к оплате предъявлен индивидуальный объем потребления - 22,5 м3, в отсутствие такового потребления собственниками (подтверждается показаниями ИПУ ГВС, актом МУП «Североморскводоканал» № от ДД.ММ.ГГГГ);
- в апреле 2022 года к оплате предъявлен аналогичный марту 2022 года индивидуальный объем потребления –22,5м3, в отсутствие такового потребления собственниками;
- отсутствие учета в расчетах временного непредоставления, плановых/внеплановых (аварийных) остановках (объёма) услуг с учетом заявок, поданных истцами в аварийную диспетчерскую службу;
- отсутствие корректного учета о фактическом потреблении услуг, указание действительной и актуальной (аналитический и синтетический учет) по лицевому счету № информации, в том числе в период, предусмотренный для передачи показаний ИПУ;
- предоставление коммунальных услуг «Отопление» и «Компонент тепловая энергия для подогрева воды» не отвечающим установленным требованиям качества.
С учетом уточнения исковых требований, просят обязать АО «Мурманэнергосбыт», ООО «ЕРЦ» произвести перерасчет размера платы по лицевому счету № по коммунальным услуам «Отопление», «Компонент тепловая энергия для подогрева воды (ГВС)» по временному непредоставлению, плановых/внеплановых (аварийных) остановках (объему) услуг, предоставлению услуг ненадлежащего качества в сумме 136 247 рублей 08 копеек; обязать АО «Мурманэнергосбыт», ООО «ЕРЦ», третьих лиц произвести полное комплексное обследование системы теплоснабжения, радиаторов отопления в жилом помещении, многоквартирного дома, по результатам устранить неисправности; взыскать с АО «Мурманэнергосбыт», ООО «ЕРЦ» компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей для каждого из истцов в отдельности; взыскать с АО «Мурманэнергосбыт», ООО «ЕРЦ» штраф на основании п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей».
Истцы в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Истец ФИО1 просила о рассмотрении дела в отсутствие истцов.
Ответчики АО «МЭС», ООО «ЕРЦ» своих представителей в судебное заседание не направили, представили письменные возражения, в которых выразили свое несогласие с заявленными требованиями.
Третьи лица администрация <адрес>, Министерство государственного жилищного и строительного надзора <адрес>, МУП "Североморскводоканал", ООО «РЖКХ», ФИО6 о дате, времени и месте судебного заседания признаны надлежащим образом извещенными, своих представителей в судебное заседание не направили, письменного мнения не представили.
Привлеченное к участию в гражданском деле Управление Роспотребнадзора по <адрес> также своего представителя в судебное заседание не направило. Представило материалы и сведения по проверке качества оказываемых ответчиком услуг, а также заключение по делу, в котором полагало исковые требования подлежащими рассмотрению с учетом положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как следует из преамбулы Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей», он регулирует отношения, возникающие, в частности, между потребителями и исполнителями при … оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, … а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу положений статьи 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей», исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил).
Под исполнителем в силу пункта 2 Правил понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коммунальные ресурсы – холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения
Коммунальные услуги – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами
Ресурсоснабжающая организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод);
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, АО «Мурманэнергосбыт» является ресурсоснабжающей организацией и оказывает коммунальные услуги «Отопление», «Тепловая энергия для подогрева воды», «Холодное водоснабжение, используемое для производства горячей воды» в многоквартирном <адрес> <адрес>.
Истцы ФИО1 и ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ являются сособственниками жилого помещения, принадлежащего на праве общей долевой собственности (по ? доли), расположенного по адресу: <адрес>.
Также судом установлено, что в период с 2019 года по настоящее время ООО «ЕРЦ» оказывает АО «МЭС» услуги по начислению платы за «отопление» и «горячее водоснабжение», осуществлению перерасчетов размера платы за казанные услуги, ежемесячному формированию и печати платежного документа на основании договоров возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Многоквартирный дом, в котором расположена квартира истцов, также входит в адресную программу в рамках указанных договоров.
Финансово-лицевой счет – это документ, оформляемый на жилое помещение, которое принадлежит гражданам по договору найма, социального найма или на правах собственности. В нем отражаются все вопросы, связанные с осуществляемыми собственником или нанимателем помещения платежами за пользованием им, за оказанные коммунальные услуги, управление и содержание многоквартирного дома.
Материалами дела подтверждено, что в июне 2020 года по адресу: <адрес> был открыт лицевой счет № на имя истцов в связи с представлением предыдущим собственником данного жилого помещения заявления о закрытии лицевого счета и представлением документов о переходе права собственности на истцов на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
При таких обстоятельствах суд находит правомерными действия ответчиков по расчету коммунальных услуг исходя из количества проживающих – четырех, а впоследствии двух человек. Истцы, в свою очередь, с какими-либо заявлениями в ООО «ЕРЦ» до июня 2020 года не обращались, в связи с чем расчетный центр не знал и не должен был знать о необходимости расчета объема оказанных коммунальных услуг исходя из двух проживающих. Как только ООО «ЕРЦ» стало известно о смене собственников вышеуказанного жилого помещения, лицевой счет, в июне 2020 года открыт новый лицевой счет на истцов.
Как следует из выписки по лицевому счету №, в июне 2020 года выполнен перерасчет на сумму 45 804,82 рубля, произведено начисление за период с ДД.ММ.ГГГГ по июнь 2020 года по услугам «отопление» и «тепловая энергия для подогрева воды». Учитывая, что на протяжении данного периода времени показания индивидуального прибора учета не передавались, расчет услуги «тепловая энергия для подогрева воды» производился исход рассчитанного среднемесячного объема потребления (п. 59 Правил) и по нормам потребления (п. 60 Правил).
В феврале 2022 года по распоряжению АО «МЭС» приняты к учету показания ИПУ по передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следовало, что показания ИПУ горячей воды по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составили «121». Кроме того, в распорядительном письме содержалась информация о показаниях ИПУ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – «256». В связи с этим были сняты все начисления за весь период владения жилым помещением по услуге «тепловая энергия для подогрева воды» и произведено начисление данной услуги из расчета потребления ее истцами за период по октябрь 2020 года 135 м3 в сумме 28 962,11 рубля. (135 х 0,0615 х 3488,36). В марте и апреле 2022 года показания ИПУ потребителями не передавались, в связи с чем за эти месяцы расчет услуги «тепловая энергия для подогрева воды» производился исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления. В мае 2022 года по распорядительному письму АО «МЭС» выполнен перерасчет по показаниям смененного прибора учета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в мае 2022 года истцами был предоставлен в ООО «ЕРЦ» акт от ДД.ММ.ГГГГ о воде в эксплуатацию новых счетчиков, в связи с чем был выполнен перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что перерасчет размера платы коммунальной услуги был выполнен в феврале и мае 2022 года на основании предоставленных ООО «ЕРЦ» от АО «МЭС» сведений о показаниях приборов учета, установленных в квартире истцов.
Из содержания Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов усматривается, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги предусматривает в некоторых случаях заявительный характер обращения. До мая 2022 года истцы ни разу не обращались в ООО «ЕРЦ» с какими-либо заявлениями, письмами, показания приборов учета не передавали, какие-либо документы не предоставляли; все начисления были произведены в соответствии с действующим законодательством.
Относительно доводов иска о ненадлежащем качестве оказываемых потребителю услуг суд приходит к следующему.
Положениями пункта 2, пункта 3, пунктов 6 - 9, подпункта "а" пункта 31 Правил № установлено, что исполнителем коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Потребитель имеет право требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт "е" пункта 33 Правил N 354).
Из содержания подпункта "д" пункта 3 Правил N 354 и пунктов 2, 6 Приложения N 1 к данным Правилам следует, что качество предоставляемых коммунальных услуг, в частности состав и свойства холодной и горячей воды должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09).
Согласно пунктам 3.1, 3.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием установленным в таблицах 2 и 3, приложении N 2 нормативам по показателям содержания вредных веществ.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее - Правила), предусмотрен механизм восстановления прав потребителя вследствие предоставления ему услуг ненадлежащего качества - путем перерасчета платы за такую услугу.
В соответствии с пунктом 98 Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Согласно пункту 101 Правил при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.
Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (пункт 103 Правил).
Процедура установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, как это следует из пунктов 105, 106 Правил, предполагает сообщение потребителем о нарушении качества коммунальной услуги с обязательной регистрацией данного факта аварийно-диспетчерской службой, проведение проверки по поступившему обращению с последующим составлением акта по результатам проверки, проведенной по факту оказания услуги ненадлежащего качества.
Тем самым, Правилами предусмотрена как процедура установления самого факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, так и порядок уменьшения платы за указанную коммунальную услугу вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
С учетом вышеуказанных норм, юридически значимыми обстоятельствами при рассмотрении спора о перерасчете начисленных платежей за предоставление коммунальных услуг являются, в том числе, установление факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, при его доказанности - период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, а также обращение истца с заявлением об изменении размера платы за коммунальные услуги к уполномоченному лицу.
Исходя из положений ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно статье 2 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, путем выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 11 Закона № 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели я юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Сторона истца ссылается на несоответствие поставляемой горячей воды требованиям, установленным действовавшим в спорный период времени СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» с изменением СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ (далее СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09).
СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09 устанавливает гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой системами централизованного горячего водоснабжения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2).
Согласно пункту 2.2 указанных СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
В соответствии с пунктом 3.1.9 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09 качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к литьевой воде.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 13 Закона о защите прав потребителей).
В материалы настоящего гражданского дела представлены материалы по рассмотрению различными органами и организациями обращений ФИО1 с жалобами на качество предоставляемой ей горячей воды, вместе с тем, из указанных материалов не следует, что коммунальные услуги «Отопление», «Тепловая энергия для подогрева воды» предоставлялись ответчиком АО «МЭС» ненадлежащим образом.
Так, из акта проверки № П454 от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Министерством государственного жилищного и строительного надзора <адрес> по обращению ФИО1, и выданного по итогам проверки предписания следует, что при замерах теплоносителя, подаваемого на многоквартирный дом, установлено, что температура соответствует графику подачи теплоносителя. При замерах в квартире истца установлено, что температура не соответствует требованиям Правил, в связи с чем ООО «РЖКХ» выдано соответствующее предписание обеспечить предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения в соответствии в нормативными требованиями, обеспечить равномерный прогрев приборов отопления, провести ревизию, устранить выявленные нарушения на соединениях приборов отопления в жилой комнате и на кухне.
Согласно актам, составленным, в том числе, в присутствии истца, проведены контрольные проверки качества предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (акты о ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) и отоплению (акты от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ 28.022022). По результатам контрольных проверок факты нарушения качества коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению отсутствовали: температура горячей воды соответствовала нормам действующего законодательства, равно как и температура воздуха в жилом помещении.
По результатам рассмотрения обращений АО «МЭС» направляло истцу ответы с разъяснением того, что факты нарушения качества предоставления коммунального ресурса со стороны АО «МЭС» не установлены, в связи с чем основания для произведения перерасчета платы отсутствуют, а также разъяснялось, что АО «МЭС» не осуществляет поставку холодной воды в указанный многоквартирный дом.
Проанализировав установленные выше обстоятельства, оценив доказательства по делу по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также объяснения, данные сторонами в ходе судебного разбирательства, руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае доказательств, свидетельствующих о несоответствии качества оказываемых ответчиком услуг «Отопление», «Тепловая энергия для подогрева воды», в материалы дела не представлено, в связи с чем предусмотренных законом оснований для возложения на ответчика обязанности по перерасчету начисленной истцу платы не имеется.
Разрешая исковые требования о возложении на ответчиков обязанности произвести полное комплексное обследование системы теплоснабжения, радиаторов отопления в жилом помещении, многоквартирного дома, по результатам устранить неисправности, суд приходит к следующему.
Как установлено пунктом 68 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, при исполнении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплоснабжающая организация обязана поддерживать на границе балансовой принадлежности значения показателей качества теплоснабжения, а в ценовых зонах теплоснабжения также значения показателей, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, соответствующие техническим регламентам, требованиям настоящих Правил и иным обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) относятся к общему имуществу дома, и находятся в зоне ответственности управляющей компании, обслуживающей жилой дом.
Материалами дела подтверждается, что ответчики АО «МЭС», ООО «ЕРЦ» управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, в котором расположено жилое помещение истцов, не являются.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что положениями действующего законодательства не предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей либо расчетной организации по обследованию системы теплоснабжения в принадлежащей истцам квартире, поскольку в силу жилищного законодательства и Правил данная обязанность относится к ведению управляющей организации. Какого-либо правового обоснования данным требованиям стороной истца не приведено. В указанной части суд также отказывает в удовлетворении иска.
Поскольку требования истца о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда, штрафа являются производными от основного требования, в удовлетворении которого судом отказано, суд не находит оснований для удовлетворения и данных требований истца. При этом суд учитывает, что нарушения прав истца действиями ответчиков ООО «ЕРЦ», АО «МЭС» не допущено.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, СНИЛС №, ФИО2, СНИЛС №, к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт», ИНН 5190907139, обществу с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр», ИНН 5190008195, о возложении обязанности произвести перерасчет, произвести обследование системы теплоснабжения в жилом помещении, взыскании компенсации морального вреда и штрафа – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья А.В. Лучник