Дело № 2-6350/2023
24RS0048-01-2022-016265-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2023 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Мороз С.В.,
при секретаре Тагировой А.А.,
с участием процессуального истца пом. прокурора Советского района г. Красноярска Чистяковой В.В., представителя ответчика Пахомовой Т.Ю., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Красноярска в интересах несовершеннолетней Комаровой У.С. в лице законного представителя Комаровой Е.А. к Министерству здравоохранения Красноярского края о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Красноярска в интересах несовершеннолетней Комаровой У.С. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Красноярского края о взыскании денежных средств в счет возмещения расходов на приобретение медицинского изделия «Датчика Фристайл либре/freestyle libre системы flash» в сумме 8 980 рублей, компенсации морального вреда в сумме 5 000 рублей. Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Советского района г. Красноярска обратилась Комарова Е.А. в интересах несовершеннолетнего ребенка Комаровой У.С. о несвоевременном обеспечении медицинскими изделиями датчик Фристайл либре. Комарова У.С., ДД.ММ.ГГГГ, состоит на учете в КГБУЗ «КГДБ №» с диагнозом <адрес> нуждается в использовании медицинского изделия для <адрес> Фристайл либре, рецепты на которые выписываются врачом- эндокринологом. ДД.ММ.ГГГГ пациентке выписан рецепт на указанное изделие от ДД.ММ.ГГГГ серии № в количестве 2 упаковок. ДД.ММ.ГГГГ законный представитель обратился с указанным рецептом в аптеку № АО «Губернские аптеки», в связи с отсутствием медицинского изделия рецепт принят на отсроченное обслуживание, ДД.ММ.ГГГГ рецепт аннулирован. Вместе с тем, до ДД.ММ.ГГГГ Комарова У.С. не обеспечивалась необходимым медицинским изделием, в связи с чем использовала датчик, приобретенный законным представителем за счет своих средств ДД.ММ.ГГГГ на случай перебоев с поставками медицинских изделий. Комарова Е.А. приобрела медицинское изделие в количестве 2 штук за 8 980 рублей, по 4 490 рублей за штуку. Поскольку не обеспечение Комаровой У.С. лекарственным изделием является нарушением норм действующего законодательства, прокурор Советского района г. Красноярска обратился в суд с иском в защиту ее интересов.
Процессуальный истец помощник прокурора Советского района г. Красноярска Чистяковой В.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Материальный истец законный представитель Комаровой У.С. – Комарова Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, об уважительности причины неявки суду не сообщила.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края – Пахомова Т.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в ранее представленном суду письменном отзыве на исковое заявление, согласно которому Врачебная комиссия КТБУЗ «Красноярская городская детская больница № 8» прияла решение о назначении Комаровой У.С. медицинских изделий – датчиков системы Flash мониторинга глюкозы FreeStyle Libre. Согласно руководству по эксплуатации срок действия 1 датчика составляет 14 дней,потребность на месяц составляет 2 датчика. В целях организации дополнительного обеспечения в ДД.ММ.ГГГГ году отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями министерством был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ с АО «Губернские аптеки» о предоставлении юридическому лицу субсидии из краевого бюджета в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с оказанием услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинским изделиями и специализированными продуктами лечебного питания по рецептам врачей бесплатно или со скидкой 50% их стоимости (п.3.3.6договора о предоставлении субсидии предусмотрено, что получатель (АО «Губернские аптеки») обязуется осуществлять отпуск товара по льготным рецептам в счет средств субсидий при отсутствии товара, закупленного министерством по государственным контрактам, включая закупку для обеспечения льготополучателей по решению врачебных комиссий или невозможности его оперативной закупки министерством по государственным контрактам (при возникновении внепланового спроса) для своевременного обеспечения отдельных категорий граждан, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 и со ст. 44 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Пунктом 19 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2020 № 929н/1345н предусмотрено, что в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения. В соответствии с п. 6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Минздрава России от 11.07.2017 № 403н, действовавших до 01.03.2022 года, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт на лекарственные препараты, назначаемые по решению врачебной комиссии, обслуживаются в течение 15 рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли. Для закрытия потребности пациентки в датчиках письмами № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ министерство предложилоАО «Губернские аптеки» приобрести для Комаровой У.С. 16 датчиков. Согласно сведениям реестра рецептов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ребенку было предоставлено 18 датчиков, из них 4 датчика получены законным представителем ДД.ММ.ГГГГ по рецептам серии 04-21 № и № по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ (срок обеспечения не нарушен); 2 датчика получены ДД.ММ.ГГГГ по рецепту серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ (срок обеспечения не нарушен); 2 датчика получены ДД.ММ.ГГГГ по рецепту серии 04-22 № от 18.02.2022и предъявленному в аптеку ДД.ММ.ГГГГ (срок обеспечения не нарушен). ДД.ММ.ГГГГ законным представителем ребенка получены 10 датчиков по 5 рецептамот ДД.ММ.ГГГГ (срок обеспечения не нарушен). Согласно информации в чеке законный представитель приобрел медицинские изделия в количестве 2 датчиков ДД.ММ.ГГГГ, однако, на момент приобретения законным представителем датчиков, права пациентки на получение медицинских изделий министерством нарушены не были.Как следует из искового заявления, приобретение датчиков было осуществлено законным представителем ребенка на случай перебоев с поставками медицинских изделий и на момент приобретения не связано с виновными действиями министерства. Ребенок был обеспечен системами НМГ до сентября 2022 года. Кроме того, просила отказать в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Губернские аптеки», Бескоровайная Е.В. (по доверенности) в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие. В ходе судебного разбирательства представила письменный отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым за период 2022 года законный представитель льготополучателя Комаровой У.С обращался в структурное подразделение АО «Губернские аптеки» - ЦРА № с рецептами на медицинские изделия. По выписанным рецептам (кроме медицинского изделия «Датчик Фристайл либре/freestyle libre системы flash для мониторинга глюкозы № ») льготополучатель был обеспечен в день обращения в аптеку. Медицинское изделие «Датчик Фристайл либре/freestyle libre системы flash для мониторинга глюкозы №» было выписано по 13 рецептам, 8 из которых были поставлены на отсроченное обслуживание в связи с отсутствием необходимого медицинского изделия в аптеке и на уполномоченном складе.С рецептами серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ, серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ, серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ, серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ, серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ, серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ законный представитель льготополучателя Комаровой У.С. обратился в ЦРА № ДД.ММ.ГГГГ. На момент обращения законного представителя льготополучателя Комаровой У.С. Обществом проводились мероприятия по закупу медицинского изделия на основании письма <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому <адрес> дал поручение АО «Губернские аптеки» произвести закуп медицинских изделий за счет собственных средств в рамках выделенных субсидий. При этом у АО «Губернские аптеки» отсутствовала возможность произвести закуп медицинского изделия «Датчик Фристайл либре/freestyle libre системы flash для мониторинга глюкозы №». Закупка медицинского изделия, объявленная АО «Губернские аптеки», быта признана несостоявшейся в связи с отсутствием заявок потенциальных поставщиков. По результатам несостоявшейся закупки АО «Губернские аптеки» направило в адрес Министерства здравоохранения <адрес> письмо от ДД.ММ.ГГГГ №.1.1 о рассмотрении возможности назначения альтернативных средств для мониторинга глюкозы, а также о задержке поставки датчиков на основании писем поставщиков ООО «Группа МЕДИАЛАЙН» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № и письма ООО «Эбботт Дайабитиз Кое Ляд.» от ДД.ММ.ГГГГ в связи с ограниченной доступностью поставок продукции для ряда стран с июня 2022 года. При этом, в целом на территории Российской Федерации наблюдается отсутствие датчиков Фристайл либре/freestyle libre системы flash мониторинга глюкозы. Это связано с длительным сроком изготовления (общий срок с момента изготовления и до момента отгрузки систем составляет около 6 месяцев), а также значительным объемом потребности, который не был запланирован производителями на начало календарного года. Рецепты серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ, серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ, серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ были аннулированы медицинской организаций ДД.ММ.ГГГГ из программного обеспечения «Процессинговый центр единой информационной системы льготного лекарственного обеспечения» (ПЦ ЕИС ЛЛО).Рецепты серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ, серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ, серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ на «Датчик Фристайл либре/freestyle libre системы flash для мониторинга глюкозы № l» были отозваны медицинской организацией, выписавшей данный рецепт, - КГБУЗ «КГДБ №» письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № в связи с альтернативной заменой на тест-полоски. В этой связи, у АО «Губернские аптеки» отсутствовали основания для обеспечения льготополучателя медицинским изделием по вышеуказанным рецептам, так как рецепты отозваны и аннулированы.
Представитель третьего лица КГБУЗ «КГДБ № 8», не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Костина М.В. (по доверенности) о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не сообщила, ранее представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому Комарова У.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., наблюдается в КГБУЗ «КГДБ № 8» с диагнозом: «<адрес> В соответствии с ч. 15 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», функции по организации и непосредственному оказанию пациентам с сахарным диабетом медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения возложены на врача-эндокринолога и решение вопроса о назначаемых лекарственных препаратов (далее - ЛП) и медицинских изделий (далее - МИ), входит в компетенцию врача-эндокринолога. Эндокринологом КГБУЗ «КГДБ №», учитывая наличие медицинской услуги в стандарте медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), утвержденный приказом Минздрава РФ от 22.01.2021 № 22н, рекомендовано проведение контроля уровня глюкозы в крови глюкометром, дополнительно контроль уровня глюкозы в крови НМГ с использованием «Датчик Фристайл либре/freestyle libre системы flash». В связи с отсутствием сенсоров к системе непрерывного мониторирования глюкозы в перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлений набора социальных услуг, утверждённых Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, назначение и обеспечение оформлено решением врачебной комиссии (далее - ВК) КГБУЗ КГДБ № 8. Поскольку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «O государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», решение об организации обеспечения населения субъекта Российской Федерации МИ, не включенными в перечни, утвержденные Правительство РФ, за счет средств регионального бюджета, принимаются органами государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья, персонифицированная потребность направлена в Министерство здравоохранения Красноярского края (далее - МЗКК) в процессинговом центре льготного лекарственного обеспечения (далее– ПЦ ЛЛО) для осуществления закупки в необходимом количестве назначенных МИ. Согласно реестру выписанных и отпущенных рецептов из ПЦ ЛЛО, рецепты на МИ «датчик фристайл либре/ fireestyle libre системы fash» участковым педиатром в 2022 году выписаны и отпущены аптечной организацией по разнарядке МЗКК в количестве 24 упаковок, что позволило обеспечить ребёнка системой НМГ на 12 месяцев. Однако, с июля 2022 года на фармацевтическом рынке РФ отсутствует медицинское изделие «Датчик Фристайл либре/freestvle libre системы flash», о чём поставщик информировал МЗКК письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (дефектурные письма поставщиков). В соответствии со ст.37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно Федеральных клинических рекомендаций «Сахарный диабет 1 типа у детей», утвержденных Минздравом России от 2021 года, пациентам с СД 1 типа с целью оптимизации самоконтроля и инсулинотерапии, снижения риска осложнений, улучшения показателей гликемического контроля, рекомендуется проведение регулярного контроля глюкозы глюкометром. Измерение глюкозы глюкометром может быть дополнено использованием непрерывного мониторирования глюкозы, однако полностью не заменяет его. В соответствии с п. 4 разд. II порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утверждённого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, закреплены функции по принятию решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения.Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 32, 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральными клиническими рекомендациями, в целях исключения риска не обеспечения ребенка необходимым МИ для контроля уровня глюкозы в крови на основании дефектурных писем поставщиков, Федеральных клинических рекомендаций «Сахарный диабет 1 типа у детей», утвержденных Минздравом России от 2021 года, письма МЗКК от ДД.ММ.ГГГГ № с71-18771, решениями врачебной комиссии КПБУЗ КГДБ № ДД.ММ.ГГГГ года пациентам с диагнозом: «Сахарный диабет» предложено проведение самоконтроля уровня глюкозы в крови по жизненным показаниям с помощью тест-полосок.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
В силу ст. 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации, исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года № 715 утвержден Перечень социально-значимых заболеваний, в который включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 года № 2406-р в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому лицам, страдающим диабетом предоставляются бесплатно все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2021 года № 22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, в котором в разделе "Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением" предусмотрено исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, с усредненным показателем частоты предоставления - 0,855 и усредненным показателем кратности применения - 365.
Клиническими рекомендациями от 2019 года, предусмотренными для лечения "сахарного диабета 1 типа у детей", также предусмотрено использование непрерывного мониторирования глюкозы, расходными материалами при этом являются датчики системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Из вышеприведенных положений в их совокупности следует, что к числу государственных гарантий относится бесплатное обеспечение лиц, страдающих социально-значимыми заболеваниями, за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врачей вне зависимости от наименования и стоимости препарата.
При этом отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи конкретного наименования медицинского изделия не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь.
Как установлено судом, Комарова У.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается к КГБУЗ «КГДБ № 8» с диагнозом: <данные изъяты>».
Комарова У.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, категория <данные изъяты> сроком до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой серии №.
Согласно справке ОПФР по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Комарова У.С. получает ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по категории «<данные изъяты>», имеет право с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санитарно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
ДД.ММ.ГГГГ Комарова У.С. получила в КГБУЗ «КГДБ № 8» рецепт серии 04-22 № на датчик Фристайл либре/freestyle libre системы flash для мониторинга глюкозы, ДД.ММ.ГГГГ рецепт принят на отсроченное обслуживание АО «Губернские аптеки» аптека №.
Законный представитель Комаровой У.С. – Комарова Е.А. обратилась к прокурору <адрес> с заявлением об обращении в суд с исковым заявлением. В рамках проверки, заместителем прокурора сделан запрос в АО «Губернские аптеки», согласно ответа на который ДД.ММ.ГГГГ следует, что законный представитель льготополучателя Комаровой У.С. обратилась в подразделение общества «ЦРА №» за получением выписанного медицинского изделия датчик Фристайл либре/freestyle libre системы flash для мониторинга глюкозы №, в связи с отсутствием медицинского изделия в аптеке и на уполномоченном складе, рецепты были поставлены на отсроченное обслуживание. До момента обращения законного представителя Министерство здравоохранения <адрес> на основании письма № от ДД.ММ.ГГГГ поручило Обществу произвести мероприятия по закупу в рамках выделенных субсидий медицинского изделия «Датчик Фристайл либре/freestyle libre системы flash для мониторинга глюкозы №». На основании данного поручения АО «Губернские аптеки» были проведены мероприятия по закупу медицинского изделия, однако ДД.ММ.ГГГГ закупка была признана несостоявшейся в связи с отсутствием заявок потенциальных поставщиков. По результатам несостоявшейся закупки АО «Губернские аптеки» направило в адрес Министерства здравоохранения <адрес> письмо исх. №.1.1 от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении возможности назначения альтернативных средств для мониторинга глюкозы, а также о задержке поставки датчиков на основании писем поставщиков ООО «Группа Медиалайн» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № и письма ООО «Эббот Дайабетиз Кэе Лтд» от ДД.ММ.ГГГГ в связи с ограниченной доступностью поставок продукции для ряда стран с июля 2022 года. В связи с дефектурой и неоднократно несостоявшимися закупками медицинского изделия рецепты серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ, серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ, серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ, выписанные льготополучателю Комаровой У.С., медицинской организацией были аннулированы ДД.ММ.ГГГГ, а рецепты серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ, серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ, серии 04-22 № от ДД.ММ.ГГГГ были аннулированы ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем указанные рецепты обслуживанию не подлежат.
В соответствии с ответом КГБУЗ «КГДБ № 8» эндокринологом КГБУЗ «КГДБ № 8» ДД.ММ.ГГГГ Комаровой У.С. рекомендовано проведение контроля уровня глюкозы в крови глюкометром, дополнительно контроль уровня глюкозы в крови НМГ с использованием «Датчик Фристайл либре/freestyle libre системы flash». Согласно реестра выписанных и отпущенных рецептов участковым педиатром выписаны ребенку с ДД.ММ.ГГГГ и отпущены организацией 24 упаковки, что позволило обеспечить ребенка системой до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, с июля 2022 года на фармацевтическом рынке отсутствует медицинское изделие «Датчик Фристайл либре/freestyle libre системы flash».
Согласно товарному чеку № № от ДД.ММ.ГГГГ Комарова Е.А. приобрела у ООО «Эббот Лэбораториз» датчики FreeStyle Libre в количестве 2 штук, общей стоимостью 8 980 рублей, которые были направлены посылкой с объявленной ценностью 8 980 рублей, ДД.ММ.ГГГГ Комаровой Е.А. произведена оплата датчиков в полном объеме.
Таким образом, ответчик не обеспечил ребенка-инвалида датчиками для системы непрерывного мониторирования "Freestyle Libre". В связи с этим мать ребенка Комарова Е.А. использовала, приобретенные за свой счет датчики и затратила на их приобретение 8 980 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ АО «Губернские аптеки» направило в адрес Министерства здравоохранения Красноярского края письмо с просьбой решить вопрос по обеспечению пациентов, рецепты которых находятся на отсроченном спросе, в том числе на лекарственный препарат Лакосамид.
ДД.ММ.ГГГГ в целях организации дополнительного обеспечения в 2022 году отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Министерством был заключен договор № 1 с АО «Губернские аптеки» о предоставлении юридическому лицу субсидии из краевого бюджета в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с оказанием услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинским изделиями и специализированными продуктами лечебного питания по рецептам врачей бесплатно или со скидкой 50% их стоимости (далее - договор о предоставлении субсидии). Данный механизм также используется в случае необходимости обеспечения федеральных льготников, если они не могут быть обеспечены препаратами за счет средств федерального бюджета. Согласно разд. 1 договора о предоставлении субсидии АО «Губернские аптеки» предоставляется субсидия в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат.
Пунктом 3.3.6 договора о предоставлении субсидий от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что получатель (АО «Губернские аптеки») обязуется осуществлять отпуск товара по льготным рецептам в счет средств субсидий при отсутствии товара, закупленного министерством по государственным контрактам, или невозможности его оперативной закупки Министерством по государственным контрактам (при возникновении внепланового спроса) для своевременного обеспечения отдельных категорий граждан, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 890 и со ст. 44 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии с условиями договора, получатель осуществляет закуп товара за счет субсидии при наличии неиспользованного остатка денежных средств на соответствующей целевой статье в случае получения от Министерства уведомления об указанных выше обстоятельствах. В течение 5 рабочих дней с момента получения уведомления Министерства Получатель направляет письменное извещение в адрес Министерства о сроках поставки закупленного товара либо о невозможности поставки.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес АО «Губернские аптеки» направлено письмо Министерства здравоохранения <адрес>, согласно которому Министерство здравоохранения края предлагает АО «Губернские аптеки» произвести закуп лекарственных препаратов за счет собственных средств. Согласно данному письму АО «Губернские аптеки» необходимо было закупить Датчики фристайл либре/freestyle libre системы flash в количестве 930 штук и согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ в количестве 1 штуки.
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе цен с неограниченным участием для розницы на право заключения договора на поставку медицинских изделий № от ДД.ММ.ГГГГ процедура признана несостоявшейся, поступило 0 заявок.
Письмом АО «Губернские аптеки» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № уведомило Министерство здравоохранения Красноярского края о задержке поставок «датчик фристайл либре/freestyle libre системы flash», в связи с возникновением логистических проблем, просило решить вопрос совместно с профильными главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения Красноярского края о возможности назначения альтернативных средств мониторинга глюкозы.
ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «КГДБ № 8» в связи с альтернативной заменой на тест- полоски, несостоявшимися закупками медицинского изделия, рецепты Комаровой У.С. были отозваны.
Разрешая при данных обстоятельствах спор, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ, представленные в дело доказательства, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан медицинскими изделиями, за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для лечения сахарного диабета, лицам, страдающим диабетом предоставляются бесплатно средства диагностики; медицинское изделие «датчик Фристайл либре/freestyle libre системы flash для мониторинга глюкозы № 1» было назначено Комаровой У.С. для исследования уровня глюкозы в крови по рецепту лечащего врача, однако своевременно она им обеспечена не была, в связи с чем была вынуждена использовать самостоятельно приобретенный ее матерью Комаровой Е.А. датчик, в связи с чем имеет право на компенсацию понесенных расходов и, принимая во внимание компетенцию Министерства здравоохранения в сфере организации обеспечения граждан медицинскими изделиями, лекарственными препаратами, полагает необходимым взыскать с Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу Комаровой У.С. в лице законного представителя Комаровой Е.А., в счет возмещения расходов на приобретение «Датчик Фристайл либре/freestyle libre системы flash для мониторинга глюкозы № 1» в размере 8 980 рублей
Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает следующее.
На основании ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (ст.1101 ГК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: вина причинителя вреда; причинная связь между неправомерным решением, действием (бездействием) и моральным вредом; нравственные или физические страдания. Только наличие всех четырех условий в совокупности влечет наступление указанной ответственности (ст.ст. 151, 1069 ГК РФ).
Аналогичный подход отражен в абз. 2 п. 1 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в котором суду рекомендуется выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.
На основании статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
По смыслу приведенных правовых норм право на компенсацию морального вреда возникает, по общему правилу, при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях прямо предусмотренных законом, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина.
Учитывая, что Комарова У.С. не была своевременно обеспечена жизненно- необходимым медицинским изделием по вине Министерства здравоохранения Красноярского края, что нарушает конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь, в связи с чем ей были причинены нравственные страдания, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 2 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Советского района г. Красноярска в интересах несовершеннолетней Комаровой У.С. в лице законного представителя Комаровой Е.А. к Министерству здравоохранения Красноярского края – удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу несовершеннолетней Комаровой У.С. в лице законного представителя Комаровой Е.А. денежные средства в счет возмещения расходов на приобретение медицинского изделия «Датчика Фристайл либре систем флэш» в размере 8980 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, всего 10 980 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья С.В. Мороз
Мотивированное решение изготовлено судом 04.09.2023 года.