Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5059/2023 ~ М-3777/2023 от 08.06.2023

№2-5059/2023

10RS0011-01-2023-006623-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2023 г.          г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисовой ИО к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,

установил:

Борисова ИО обратилась в суд с иском по тем основаниям, что она состояла в трудовых правоотношениях и проходила государственную гражданскую службу в УФНС РФ по РК на основании служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ в должности государственного налогового инспектора. 09.02.2023 истица была уволена с государственной гражданской службы на основании ч.1 ст.36 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по собственной инициативе. При увольнении работодателем были начислены и выплачены все причитающиеся выплаты и компенсации. При получении выплат, связанных с увольнением, истице стало известно о неполном исчислении выплат и компенсаций, в связи с тем, что работодателем при определении размера среднего заработка для расчета отпускных выплат не учтены выплаты средств материального стимулирования за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций ФНС. В период трудовой деятельности истице производились ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования за 2019-2023 г.г. (и ранее) за выполнение задач и функций налогового органа (премии), которые по своей экономической сути являются теми же выплатами материального стимулирования. Данные суммы не учтены при расчете денежного содержания и отпускных выплат в целях определения вышеназванных компенсаций: в декабре 2021 – 46371 руб., в июне 2022 – 40939 руб., в декабре – 5220 руб. Данные выплаты были связаны с выполнением трудовых обязанностей в рамках трудовой деятельности, имеют непосредственное отношение к деятельности налогового органа, носили систематический и регулярный характер. С учетом начисленных сумм материального стимулирования, но не включенных в расчет отпускных, размер недополученных выплат составил 67990,85 руб. Данные выплаты материального стимулирования за выполнение задач и функций налогового органа, включены в сумму заработной платы. Также, при формировании сведений в справке о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ указанный вид выплат работодателем включен в сумму дохода, т.е. данные выплаты входят в состав заработной платы. При этом, из начисленных и полученных выплат СМС за выполнение задач и функций налогового органа, удерживались и перечислялись в соответствующие бюджеты РФ, все предусмотренные законодательством налоги и страховые взносы, в том числе НДФЛ, обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, медицинское страхование, страхование на случай временной нетрудоспособности и от несчастных случаев на производстве. 18.04.2023 истица обратилась к ответчику с просьбой включить в расчет среднего заработка выплаты средств материального стимулирования и с их учетом произвести перерасчет размера выплат за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и/или предоставлении информации о порядке их расчета. Письмом от 18.05.2023 в перерасчете отказано. Истица просит взыскать с ответчика недоначисленную сумму оплаты отпусков в размере 67990 руб. 85 коп., денежную компенсацию за нарушение срока выплат недоначисленных сумм оплаты отпусков в размере 10671 руб. 18 коп., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

Затем сторона истца уточнила исковые требования, дополнительно к ранее заявленным требованиям просила признать недействительным протокол Комиссии по оценке эффективности деятельности госслужащих УФНС РФ по РК от 24.03.2023 №2 дсп за IV квартал 2022 года и обязать произвести расчет сумм средств материального стимулирования/премирования за IV квартал 2022 года.

Впоследствии сторона истца уточнила исковые требования, просила взыскать с ответчика недоначисленную сумму оплаты отпусков в размере 67990 руб. 85 коп., денежную компенсацию за нарушение срока выплат недоначисленных сумм оплаты отпусков в размере 17239 руб. 11 коп., компенсацию морального вреда в размере 50000 руб., сумму стимулирующей премии за IV квартал 2022 года в размере 22473 руб. 50 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФНС России и Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РК.

В судебном заседании истица не участвовала, ее представитель Иванова ИО., действующая на основании доверенности, уточненные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Вышемирская ИО., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала. Поддержала доводы, изложенные в отзывах на иск. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица Министерства финансов РФ Цыганова ИО., действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что разрешение спора оставляет на усмотрение суда.

Третье лицо ФНС России в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Борисова ИО состояла в трудовых правоотношениях и проходила государственную гражданскую службу УФНС РФ по РК, 09.02.2023 была уволена с государственной гражданской службы на основании ч.1 ст.36 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по собственной инициативе.

При увольнении УФНС РФ по РК были начислены и выплачены все причитающиеся в связи с увольнением с государственной гражданской службы в государственном органе выплаты и компенсации, однако, при расчете отпускных в период службы, компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск ответчиком не учтены выплаты средств материального стимулирования.

Согласно положениям ст.21 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (ч.7 ст.11 ТК РФ).

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Федеральный закон №79-ФЗ).

В силу п.п.4 п.1 ст.14 Федерального закона № 9-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч.2 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ).

В соответствии с ч.10 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч.ч.2 и 5 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п.6 указанных Правил.

В соответствии с абз.1 п.6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В п.2 Правил конкретизированы положения ч.ч.2 и 5 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ о составе денежного содержания гражданского служащего.

Спорные выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, в п.2 Правил не упомянуты.

Положения о порядке формирования фонда оплаты труда гражданских служащих содержатся в ч.2 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ, которой предусмотрено, что при формировании сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.3 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ).

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч.6 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ).

В соответствии с п.8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента РФ установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п.8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз.8 п.п.«р» п.2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В целях реализации мероприятий, предусмотренных названым Указом Президента РФ в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, было принято Постановление Правительства РФ от 27.03.2014 №238-7, устанавливающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Сторона ответчика указывала на то, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, между тем, судом учитывается следующее.

Выплата гражданским служащим вышеуказанного материального стимулирования связана с исполнением их должностных обязанностей и по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленным в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. В ФНС России приказом от 07.05.2014 создана Комиссия по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, аналогичные комиссии созданы во всех территориальных органах ФНС России, которые ежеквартально определяют механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование гражданских служащих с учетом эффективности исполнения каждым служащим возложенных на него должностных обязанностей.

Соответствующая позиция изложена и в письме Министерства финансов России от 27.04.2021 №14-03-03/32289 «О правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих». Министерство труда и социальной защиты РФ в письме от 05.05.2021 №14-0/10/В-5300 также придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих положения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 №14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании и в письме Министерства финансов РФ от 27.04.2021 №14-03-03/32289 для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п.6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный ст.50 Федерального закона №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 №38-7.

На основании приведенного нормативного регулирования и указанных разъяснениях нормативных положений, суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Соответственно, суммы материального стимулирования, выплаченные истице в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Согласно сведениям сторон за период службы истице представлялись отпуска с 01.03.2022 по 15.03.2022, с 08.08.2022 по 26.08.2022, с 05.09.2022 по 11.09.2022, с 01.12.2022 по 14.12.2022, с 30.01.2023 по 05.02.2023. С учетом материального стимулирования невыплаченные суммы денежного содержания по расчету истца составили соответственно 14243,65 руб., 21138,36 руб., 7782,19 руб., 17091,75 руб., 7734,90 руб. Всего – 67990,85 руб.

Расчет стороны истца и ответчика противоречий не содержит.

Стороной ответчика заявлено о пропуске истицей срока исковой давности по требованию о взыскании соответствующей доплаты за период нахождения в отпуске с 01.03.2022 по 15.03.2022.

В соответствии со ст.392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Как установлено, выплата за отпуск с 01.03.2022 по 15.03.2022 (14 дней) произведена истице 16.02.2022 (как следует из расчетного листа). В суд истица обратилась 06.06.2023. В связи с чем, требование о доплате отпускных с учетом включения в расчет выплаты сумм СМС и ДМС за указанный период заявлено за пределами срока исковой давности. На уважительность причины пропуска процессуального срока стороной истца не указано.

Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истицы задолженности по денежному содержанию за период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках в размере 53744,20 руб. (67990,85 руб. – 14243,65 руб. за март 2022 г.).

Истицей также заявлены требования о взыскании денежной компенсации (процентов) за задержку причитающихся выплат.

В соответствии со ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Согласно позиции изложенной в п.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2023 №16-П, денежная компенсация за задержку выплат подлежит взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся вам выплаты не были начислены своевременно, а решением суда было признано право на их получение. В этом случае размер компенсации исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием они должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.

Денежная компенсация за нарушение срока выплат недоначисленных сумм оплаты отпусков, по мнению истца, на 25.10.2023 составляет 17239,11 руб. Расчет, произведенный стороной истца является верным, судом проверен, ответчиком не оспорен.

Между тем, с учетом исключения из расчета суммы задолженности за период отпуска истицы в марте 2022 г., с ответчика в ее пользу подлежит взысканию денежная компенсация за нарушение срока выплат недоначисленных сумм оплаты отпусков в размере 11572,52 руб. 45 коп. (17239,11 руб. – 5666,59 руб.).

Истцом также заявлены исковые требования к ответчику о взыскании суммы стимулирующей премии за IV квартал 2022 года с учетом критериев оценки качества выполнения работниками налогового органа должностных обязанностей, бальным методом на основании описанного алгоритма расчета, предусмотренного Механизмом распределения бюджетных ассигнований (средств фонда оплаты труда), который выполняется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 №611, и приказом Минфина России от 17.10.2007 №90н в рамках лимитов бюджетных ассигнований, в размере 22473,50 руб.

В силу ст.22 ТК РФ предусмотрено, что работодатель имеет право, в том числе поощрять работников за добросовестный эффективный труд. Статья 191 ТК РФ определяет, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Пункт 4 ч.5 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ предусматривает, что к числу дополнительных выплат, являющихся частью денежного содержания государственных гражданских служащих, относятся премии.

Выплата материального стимулирования за четвертый квартал 2022 года произведена истице в размере 1000 руб.

Истица полагает размер указанной выплаты противоречащим положениям действующего законодательства и не соответствующим показателям оценки эффективности деятельности и исполнения возложенных на нее должностных обязанностей.

Между тем, согласно п.2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2007 №90н, материальное стимулирование, предусмотренное п.1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются в соответствии с настоящим порядком: Руководителем Федеральной налоговой службы в отношении руководителей межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по федеральным округам, межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (далее - межрегиональные инспекции), управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (далее - управления); начальниками межрегиональных инспекций, руководителями управлений в отношении гражданских служащих соответствующих межрегиональных инспекций, управлений, а также начальников инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций межрайонного уровня, находящихся в непосредственном подчинении управления (далее - нижестоящие налоговые органы); начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов (п.4 Порядка).

Для проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности в центральном аппарате Федеральной налоговой службы и всех ее территориальных органах (далее - Комиссия). Основными задачами Комиссии нижестоящих налоговых органов являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих (п.5 Порядка).

Для распределения получаемых целевых денежных средств приказом от 07.05.2014 №ММВ-8-1/21дсп@ в ФНС России создана Комиссия по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и утверждено Положение о данной Комиссии. Аналогичные Комиссии созданы во всех территориальных органах ФНС России. Комиссия ФНС России готовит и представляет руководителю ФНС России предложения по размерам бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

В Управлении система премирования регулируется на уровне локальных нормативных актов, а именно Механизма распределения средств фонда оплаты труда, предусмотренных для выплаты премий федеральным государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, территориальных органов ФНС России, по результатам оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, являющегося приложением к протоколу заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от 24.03.2023 №2дсп (далее - Механизм).

Механизм предусматривает, что распределение средств для выплаты премий осуществляется ежеквартально на основании установленных Комиссией по оценке эффективности деятельности территориальных налоговых органов значений общих рейтинговых баллов Управления за оцениваемый квартал.

В п.6.1 раздела I Механизма указано, что определение суммы материального стимулирования гражданских служащих определяются начальником отдела налогового органа, в составе которого работает гражданский служащий, исходя из определенных средств материального стимулирования отделов налогового органа и критериев оценки качества выполнения гражданскими служащими налоговых органов должностных обязанностей, должностного регламента, иных качественных характеристик работы гражданских служащих, представляются в Комиссию территориального органа и утверждаются руководителем (начальником) соответствующего налогового органа.

Механизмом не определен алгоритм (отсутствует методика) распределения начальником структурного подразделения выделенных на отдел средств премиального фонда по сотрудникам отдела.

На основании изложенного, требования истицы о признании недействительным протокола Комиссии по оценке эффективности деятельности госслужащих УФНС РФ по РК от 24.03.2023 №2 дсп за IV квартал 2022 года и об обязании ответчика произвести расчет сумм средств материального стимулирования /премирования за IV квартал 2022 года, выполненный с учетом критериев оценки качества выполнения работниками налогового органа должностных обязанностей, бальным методом на основании описанного алгоритма расчета, предусмотренного Механизмом распределения бюджетных ассигнований (средств фонда оплаты труда), который выполняется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 №611, и приказом Минфина России от 17.10.2007 №90н в рамках лимитов бюджетных ассигнований удовлетворению не подлежат.

Кроме того, средства материального стимулирования не относятся к премиальному фонду, размер материального стимулирования определяется руководителем территориального налогового органа, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей в квартале, за который производится выплата материального стимулирования. Безусловного права служащего на получение материального стимулирования в конкретном размере действующим законодательством не установлено.

Невыплата или выплата материального стимулирования в размере меньше, чем у других работников, не может расцениваться как ограничение работника в трудовых правах.

В докладной начальника отдела камерального контроля №1 УФНС России по Республике Карелия Кеттунен ИО на имя заместителя руководителя Управления ФНС России по Республике Карелия Лебедевой ИО указано, что при распределении между сотрудниками отдела средств премиального фонда за 4 квартал 2022 года начальником отдела камерального контроля №1 произведена оценка индивидуальных заслуг Борисовой ИО., ее усилий и личного вклада в обеспечение эффективного функционирования отдела. В результате такой оценки установлено: отсутствие высоких показателей и эффективности контрольной работы при налоговом администрировании. Сумма доначислений, произведенных истицей в 4 квартале 2022 года, составила 1,3 тыс.руб., что составляет 0,01% от общей суммы произведенных отделом в данном периоде доначислений; сумма по контрольно-аналитической работе (побуждение налогоплательщиков-организаций к добровольному уточнению налоговых обязательств) – 0 руб. при выполнении отделом суммового показателя по данному направлению 127557 руб.; отсутствие предложений по технологии работ, существенно влияющих на изменение показателей деятельности отдела или снижение трудозатрат, неучастие во внедрении новых проектов, касающихся совершенствования деятельности налоговых органов.

При таких обстоятельствах, с учетом установленных разделом III Механизма критериев оценки качества выполнения работниками налоговых органов должностных обязанностей, размер премии определен в 1000 руб.

Суд, исследовав и оценив по правилам ст.67 ГПК РФ представленные ответчиком доказательства, приходит к выводу о том, что работодателем оценка деятельности истицы произведена, оснований признать ее неправомерной не имеется, мотивов для этого стороной истца не приведено.

При этом, то обстоятельство, что истица не согласна с размером выплаченной ей премии, само по себе не является основанием для выплаты премии в ином, в том числе, истребуемом истицей размере, и не свидетельствует о дискриминации в ее отношении. Доказательств, свидетельствующих о наличии безусловных оснований, в том числе, по показаниям эффективности трудовой деятельности, для начисления истице материального стимулирования/премирования за IV квартал 2022 года в требуемом размере, не представлено, между тем, право оценивать личный трудовой вклад работника в результаты деятельности организации для принятия решения о поощрении принадлежит работодателю.

Таким образом, поскольку указанная истицей выплата является дополнительной стимулирующей, в том числе, направленной к будущим достижениям в сфере профессиональной деятельности у данного работодателя (при том, что истица была уволена), начисление ее работнику является правом, а не обязанностью работодателя, и зависит от личного вклада работника в деятельность организации, а также надлежащего выполнения работником возложенных на него обязанностей, при этом оценка качества выполнения работником возложенных на него трудовых обязанностей является прерогативой работодателя, материальное стимулирование выплачивается по решению руководителя в пределах сумм, доведенных на эти цели, суд полагает оснований для удовлетворения требования о довзыскании суммы стимулирующей премии за IV квартал 2022 года не имеется.

В части требований истицы о взыскании компенсации морального вреда суд приходит к следующему.

Согласно ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

На основании изложенного, суд считает требование истицы о взыскании компенсации морального вреда обоснованным, поскольку судом установлены нарушения прав истицы на выплату ответчиком денежного содержания в полном размере, однако, с учетом характера допущенных нарушений, длительности срока нарушений, степени вины работодателя, характера причиненных работнику нравственных страданий, полагает необходимым определить к взысканию с ответчика в пользу истицы компенсацию морального вреда в размере 15000 руб.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (ИНН 1001048511) в пользу Борисовой ИО (паспорт ) денежные средства в размере 53747 руб. 20 коп., компенсацию в размере 11572 руб. 52 коп., компенсацию морального вреда в размере 15000 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.

Судья      Н.Л. Чернобай

Мотивированное решение изготовлено 01.11.2023.

2-5059/2023 ~ М-3777/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Борисова Елена Александровна
Ответчики
УФНС РФ по РК
Другие
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Республики Карелия
Федеральная налоговая служба Российской Федерации
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Чернобай Наталья Леонидовна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
08.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2023Передача материалов судье
08.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Судебное заседание
14.08.2023Судебное заседание
25.08.2023Судебное заседание
10.10.2023Судебное заседание
25.10.2023Судебное заседание
01.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2023Дело оформлено
14.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее