Дело № 2-1183/2023
УИД 21RS0006-01-2023-001238-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Андреевой Л.М.,
при секретаре судебного заседания Лермонтовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Дерягиной Г.В. к Батраковой С.И., Дерягиной Г.В. о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону,
у с т а н о в и л:
Дерягина Г.В. обратилась в суд с иском к Батраковой С.И., Дерягиной Г.В. о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг Д.И.А. После его смерти открылось наследство, в том числе на земельный участок площадью № кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Завещания Д.И.А. не оставил. Согласно ст. 1142 ГК РФ наследником по закону первой очереди к имуществу умершего Д.И.А. кроме нее, являются дети: Батракова С.И., Д.В.И. (умер ДД.ММ.ГГГГ), внучка Дерягина Г.В. Других наследников первой очереди не имеется, спор о праве на наследство отсутствует. Истец в установленный законом шестимесячный срок после смерти супруга к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращалась. Однако она фактически приняла наследство, со дня открытия наследства обеспечивала сохранность наследственного имущества, пользовался спорным земельным участком и в настоящее время продолжает обрабатывать его. В настоящее время в связи с пропуском срока обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства, оформление наследственных прав возможно лишь в судебном порядке. Просила признать за собой в порядке наследования по закону после супруга Д.И.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на земельный участок площадью № кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Истец Дерягина Г.В. при надлежащем извещении в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Ответчики Батракова С.И., Дерягина Г.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. При этом Батракова С.И. в письменном заявлении, адресованном суду, просила рассмотреть дело без ее участия и признании иска.
Исследовав доказательства, имеющиеся в гражданском деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ при передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю. Согласно ст. 31 того же Кодекса право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов.
Постановлением администрации Канашского района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) за Д.И.А. в собственность закреплен земельный участок площадью № кв.м под №, расположенный в садоводческом товариществе коллективного сада <данные изъяты> что подтверждается Государственным актом на земельный участок № № (л.д. №).
По сведениям филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Чувашской Республике - Чувашии земельному участку площадью № кв.м, расположенному по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый №. Право собственности Д.И.А. на земельный участок не зарегистрировано (л.д. №).
В силу ч.1 ст.69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Следовательно, при наличии государственного акта на земельный участок обязательное внесение записи о праве на недвижимое имущество в Единый государственный реестр недвижимости не требуется.
При изложенных обстоятельствах в наследственную массу Д.И.А. подлежит включению вышеуказанный земельный участок.
Д.И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. №).
В силу ч.4 ст.35 Конституции РФ право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
В соответствии со ст.1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Согласно ст.218 ГК РФ наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Доказательствами того, что Д.И.А. при жизни составил завещание, суд не располагает, нотариусами Канашского нотариального округа завещание от имени Д.И.А. не удостоверялось (л.д. №).
В соответствии со ст.ст.1141, 1142 ГК РФ при наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь – дети, супруг и родители наследодателя.
Из материалов дела следует, что Дерягина Г.В. являлась супругой Д.И.А., то есть наследником первой очереди по закону (л.д. №).
В соответствии со ст.ст.1152-1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства возможно в течение шести месяцев со дня открытия наследства путем подачи заявления нотариусу, а также признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он в тот же срок совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из сообщений нотариусов Канашского нотариального округа Чувашской Республики (л.д. №) следует, что наследственное дело на имущество Д.И.А. не заводилось. Данное обстоятельство означает, что никто из наследников в установленный законом срок после смерти Д.И.А. в нотариальный орган с заявлением о принятии наследства не обращался.
В п.36 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п.2 ст.1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст.1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст.1154 ГК РФ.
Анализ указанных выше норм закона позволяет прийти к выводу о том, что воля на принятие наследства считается проявленной в том случае, если наследник совершает фактические действия, свойственные собственнику. Такими действиями считаются действия, в которых проявляется отношение наследника к наследственному имуществу как к своему собственному, поэтому действия должны им совершаться для себя и в своих интересах.
Тем самым на истце лежит обязанность доказать факт совершения им действий, свидетельствующих о фактическом принятии им наследства, то есть о совершении в отношении наследственного имущества действий, свойственных собственнику имущества.
Согласно адресной справки (л.д. №) Д.И.А. на день смерти состоял совместно с Дерягиной Г.В. и Батраковой С.И. на регистрационном учете по адресу: <адрес>.
Как установлено судом и не оспаривается ответчиками, в течение установленного законом срока для принятия наследства Д.И.А. истец Дерягина Г.В. пользовалась земельным участком, обрабатывая его, что свидетельствует о фактическом принятии ею наследства Д.И.А.
При этом к числу наследников, фактически принявших наследство, можно отнести дочь наследодателя Батракову С.И., которая находилась на регистрационном учете совместно с наследодателем но не осознавала, что ее действия порождают какие-то юридические последствия, так как не имела намерения становиться собственником наследственного имущества. ГК РФ рассматривает принятие наследства как право наследника, а не как его обязанность. Право собственности на имущество не может возникнуть по принуждению. В связи с этим возможна ситуация, когда совершенные наследником конклюдентные действия, с формальной стороны свидетельствующие о фактическом принятии наследства, тем не менее не отражают воли этих наследников принять наследство. Именно к таким наследникам следует отнести Батракову С.И.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, а принятое наследство принадлежит наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Поскольку другие наследники по закону возражений против иска не представили и встречных требований не предъявили, суд находит иск Дерягиной Г.В. подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Дерягиной Г.В. удовлетворить.
Признать за Дерягиной Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> (паспорт <данные изъяты>), в порядке наследования по закону после супруга Д.И.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право собственности на земельный участок площадью № кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Л.М. Андреева